Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей. Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дошкольный возраст является возрастом интенсивного развития личности ребенка. Именно в период дошкольного возраста развиваются многие психические процессы, в том числе происходит творческое развитие. Если в этот период творческому развитию не уделять должное внимание, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с тем исчезает радость творчества, труднее формируются умения воспринимать и ценить все хорошее, что обедняет личность, снижает возможности становления творческого мышления. Поэтому творческое развитие выступает одной из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент [ФГОС ДО ст. 1.6]. В настоящее время творческое развитие понимается, как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе, которое активно проявляется в деятельности ребенка, особенно ярко в изобразительной деятельности.

В своих работах А.В. Брушлинский определяет творчество, как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. Сущность творческого процесса заключается в создании новых комбинаций на основе имеющегося опыта. Характерными особенностями творчества является:

  • 1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • 2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  • 3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • 4. Наличие субъективных (личностных качеств. знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • 5. Новизна и оригинальность процесса или результата.

Иное определение дает Я.А. Пономарев, считая, что творчество - характерная черта человека, предназначающая быть его творцом. То есть творчество для ученого есть свойство и живой и неживой материи, присущее и человеку, и обществу. Согласно Я.А. Пономареву, творчество - необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с их возникновением меняется и сама форма творчества .

Ю.А. Бычков определяет творчество, как деятельность по созданию качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение, поиск новых путей решения, создания чего-то нового, проявляющегося в новаторстве и инициативе .

Противоположное мнение выдвигает философ А.М. Коршунов, выдвигая позицию, что создание нового не есть творчество, а самое прямое отражение действительности. "Создаваемые человеком представления отсутствующих вещей также являются отражением. В отражении слито воспроизведение настоящего, прошлого, будущего" . Однако отражение хоть и является более широкой категорией, но не подразумевает обозначение всей деятельности человека. То есть "творчество" есть специфический вид отражательной человеческой активности.

Многие психологи определяют творчество, как процесс познавательной, эмоциональной, волевой сферы человеческой личности. А.Н. Леонтьев трактует понятие творческие способности так: "Творческие способности - это качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, оригинального, субъективно или объективно значимого творческого продукта […]. Творчество - синоним оригинального мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творчество зиждется на свободе воли и воображения. А воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно, неповторимо отражается мир" .

Из определения можно заключить, что воображение включается в познавательную деятельность субъекта, отражает явления действительности и помогает создать ту базу накопленного опыта на основе которого создаются творческие произведения. Такая же позиция свойственна и другим отечественным психологам, так Л.С. Выготский отмечает: " воображение - импульс к творчеству. Воображение преобразует действительность в направлении потребности, формируя конкретные пути их удовлетворения" . По мнению Л.С. Выготского, творчество является необходимым условием существования, который носит личностный характер. "Творчество - норма детского развития", - заключает Л.С. Выготский .

С мнением Л. Выготского соглашается Н.С. Лейтес, указывая, что творчество характерно для каждого здорового ребенка . Стимулом к творчеству служит эмоциональное состояние ребенка, выражаемое в рисунке. Для ребенка важно выразить свои переживания. Поэтому критерием могут быть не само качество работы ребенка, а стимул, который подтолкнул ребенка к творческой активности.

Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, В.В. Давыдов приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя.

То есть критерием личности является наличие творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В. Давыдов выделил черты творческой личности . Первая - потребность личности в активном созидании. Эта потребность является главной, смыслообразующей, как отмечает В. Давыдов, и подчиняет себе все другие. Другой признак творческой личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.

Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова . Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. Поэтому овладение человеческой культурой должно проходить у детей через поиск, который выступает как основа детского творчества. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве и разделяет ее на два вида: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества личности.

Так, обобщая вышеперечисленное, личность представляется как активный творческий деятель, способный к поиску, самостоятельному выбору способов действия, занимающий определенный статус в обществе, который творчески преобразует мир, а значит и самого себя тоже.

На протяжении дошкольного возраста идет процесс становление образа "Я", он включает в себя не только знания о себе, а осознание себя как личности, своего места в обществе, в системе общественных отношений. Образ "Я" включает отношение человека к самому себе, то есть формируется самооценка. Она формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Благодаря чему человек ориентируется на наиболее значимую для него группу (лицо), идеалы ее, ценности .

Огромные возможности для такого развития заложены в изобразительной деятельности.

Общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Благодаря произведениям искусства, человек знакомится с авторской позицией, иной точкой зрения. Он может принять ее, поспорить с ней. Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку связан с осознанием своих желаний, интересов, возможностей, оценкой чего-либо. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа.

Одно из важнейших условий развития ребенка - это обновление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра отвечает тем потребностям ребенка, которые доминируют в данном возрасте. Изобразительная деятельность показывает влияние приоритетов в потребностях ребенка. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности. Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру ("ребенок - предмет", "ребенок - взрослый") существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).

Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием (как и в игре), долгое время может рисовать не для других, а для себя. Хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других .

В дошкольном возрасте влияние ведущих мотивов игры сказывается не только на содержании мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме проявления деятельности, на особенностях развития замысла.

В рисунке ребенок может прибегать к игровым способам действия. Такие рисунки, как правило, схематичные, полуготовые. Они нарисованы наскоро, остальное ребенок дорисовывает, разворачивая сюжет.

Таким образом, система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат.

Отечественные педагоги рассматривают творческое развитие детей старшего дошкольного возраста, как целенаправленный процесс, обращая внимание на качество. Е.А. Флерина пишет: В оценке детской изобразительной деятельности следует также остерегаться злоупотреблять термином "творчество". Правда, ещё К.Д. Ушинский отмечал, что, несмотря на неразвитость детского воображения, удельный вес его в психике ребёнка больший, чем в психике взрослого . Подвижность воображения при действенной моторной активности ребёнка выгодно подчёркивает творческий момент в деятельности ребёнка. Но эта лёгкость и беззаботность, которая даёт обильную продукцию, не должна расцениваться как сила творчества. У детей ещё мало знаний, мало подлинно творческих замыслов, усилий; легко, весело и часто как бы играючи ребёнок создаёт свои наивные образы. Это хорошо, но при условии постепенного переключения интереса и внимания к результатам, к качеству того, что он создаёт. Н.И. Сакулина, советский педагог, говорит об этом так: "Мы полагаем, что педагогическое руководство детским рисованием складывается из воздействий, направленных на воспитание творческой личности, и из учебной работы, в результате который ребенок овладевает тем объемом умений, который позволит ему творчески выражать свой замысел. Педагог учит детей таким способом деятельности, которые обязательно требуют проявления творчества". . Такой же подход встречается в методике Т.С. Комаровой. "Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога" .

Т.С. Комарова также заключает, что детское творчество такой же сложный процесс, как и творчество взрослых. В нем объединяются сознательное и интуитивное мышление, творческое воображение, труд, оригинальность. На основе этого, Комарова дает свое определение детского творчества - это "создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не пользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)" .

Обобщая все определения, можно заключить, что творческое развитие - это процесс освоения универсальных способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Занятия творчеством должны ориентироваться на развитие этих способностей.

Итак, анализ проблемы творческого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогической литературе показал, что большинство исследователей рассматривают данный процесс как:

  • - лежащей в основе развития личности ребенка;
  • - осуществляемый в активной деятельности;
  • - включающий развитие творческого воображения, эмоционально-волевой сферы, готовность к надситуативно-преобразовательным действиям. Творческое развитие дошкольника заключается в самоценности этого процесса и его результата для самого ребенка. Открывая для себя что-то новое в творчестве, ребенок открывает нечто новое о себе для взрослых. Помочь ему могут организованные занятия художественным творчеством, через которые, посредством общения с искусством, освоением знаний, навыков, обогащением своего эмоционального опыта, ребенок развивает свои универсальные и творческие способности, формирует самооценку и отношение к окружающему обществу.

Статья в поддержку проекта XIX НК «Золотая Психея» по итогам 2017 года :

Творчество – универсальная функция человека, оно характеризуется продуктивной деятельностью и возможно при условии, если человек как-то владеет средствами той деятельности, в которой собирается творить. Исследователи в области творчества выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

А.Н. Леонтьев ставит искусство на верхнюю ступень в восходящем ряду видов деятельности, изучаемых психологией (Леонтьев А.Н.,2004). Высшая форма – значит и наиболее сложная.

Анализируя взаимосвязь деятельности и сознания, А.Н. Леонтьев писал: «…Психический образ продукта как цели должен существовать как субъект так, чтобы он мог действовать с этим образом - видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Такие образы и суть, сознательные образы, сознательные представления – словом, явления сознания».

Изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления. Процесс мышления активизируется, когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной деятельности, характеризующейся направленностью на познание и отображение объектов и явлений действительности».

Современная специальная психология и педагогика все чаще обращается к различным видам искусства, как к средству развития и коррекции. Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека.

Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное действие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными».

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков. Представления, как показывает ряд исследователей – психологов и педагогов (А.В. Запорожец, В. П. Зинченко, Л.А. Венгер, Е.И Игнатьев, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина и др.), образуются в процессе непосредственного чувственного познания – восприятия. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок, взрослый), цветов (спелый – неспелый, цвета времен года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбки плывут в разном направлении и т.п.).

Изобразительная деятельность имеет значение для интеллектуального развития и в силу того, что эта деятельность, является орудийной, позволяет детям овладевать орудиями и через это познать опыт предметных действий человеческой деятельности. А.Н. Леонтьев в работе «Проблемы развития психики» (М., 1981) отмечал: «Орудие представляет собой продукт материальной культуры, который в наиболее наглядной, вещественной форме несет в себе типические черты человеческих творений. Это не только предмет, имеющий определенную форму и обладающий определенными физическими свойствами. Орудие есть вместе с тем общественный предмет – предмет, в котором воплощены и закреплены исторически выработанные трудовые операции… ».

Занимаясь рисованием, аппликацией, конструированием, дети знакомятся со свойствами, выразительными возможностями материала (бумаги, картона), приобретают навыки работы с ним, узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы – и усваивают способы действия с ними.

В ходе изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворные тексты), в результате у детей развивается яркая выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. По мнению Л.С.Выготского речь является материальной основой мышления, она осуществляет регулирующую функцию в развитии высших психических процессов, сопровождает все виды мышления.Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата, что способствует решению разных задач речевого развития детей: накопления и обогащения их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении.

Для изобразительной деятельности подходят все виды художественных материалов. Различия в физических свойствах материалов позволяют разнообразить формы манипуляций с ними.

Специалисты отмечают особую важность понимания специфики и осмысленного применения тех или иных изобразительных средств, материалов в зависимости от ситуации. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности и до некоторой степени позволяет управлять его активностью.

Выбор методов и приемов определяется: возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей; их интересами и склонностями; уровнем подготовки: особенностью и степенью отклонений в их развитии; целями и задачами художественного развития детей; спецификой воздействия каждого из видов искусства; формами организации художественной деятельности; объемом и качеством художественной информации; мастерством педагога; уровнем владения специальными технологиями и технологиями художественного развития.

Сочетание всех методов, форм, технологий приводит к развитию (коррекции) личностных качеств и познавательных процессов.

Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех видов этой деятельности (рисования, аппликации, конструирования) в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А.Медведева и др.; под ред. Е.А.Медведевой/ - М., Академия, 2001, 247с.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников:Учебное пособие/ - М., Академия, 1998, 270 с.
3. Комарова Т.С. , Зарянова О. Ю.,Иванова Л.И., Корзина Г. И., Милова О.М. Искусство детей в детском саду и школе / - М., Педагогическое общество России, 1999, 151с.
4. Леонтьев А.А Леонтьев Д. А. Соколова Е.Е..Алексей Николаевич Леонтьев, Деятельность, сознание, личность/- М., Смысл, 2005, 431с.
5. Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин / М., Сфера, 2008, 152с.

11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000.Х» 2. С. 14-18.

12. Никандров И.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 20-43.

13. Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского душепопечения юношества // Духовная академия: Сб. 1991.

14. Св. Иоанн Крондштадский. Христианское воспитание детей // Школа духовности. 1999. №5. С. 8-11.

15. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. 1993. № 2. С. 38.

16. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. Книга для преподавателей русской филологии. М., 2000.

17. Филиппов В. Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности // Народное образование. 2000. № 4. С. 8.

Поступила в редакцию 20.03.2003.

ИГРОВАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Л.А. Пшеничных

Все мы знаем, какую роль в жизни ребенка выполняет игра, захватывая все его мысли и чувства. Игра дошкольника - это независимая деятельность, в которой он может реализовать все свои желания и интересы, в ней отсутствует обязательность и необходимость, требования и запреты. Она позволяет дошкольнику выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный мир. Мы, взрослые, знаем, как увлеченные игрой дети с трудом переключаются на другие внды деятельности. Но, значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка. Игра имеет большое значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их впечатления углубляются, уточняются и по-новому действуют на них. В этом находится много общего с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игровой изобразительной деятельности, дети испытывают не только эстетические и нравственные чувства, но и получают интеллектуальное и творческое развитие.

Изобразительная деятельность является основой для творческого развития детей. В процессе изобразительной деятельности осваивается специфический язык человеческого общения - язык изобразительного искусства. Изобразительная деятельность очень интересна для дошкольника, так как удовле-

творяет его потребность в деятельности. Однако другая значимая потребность ребенка-дошкольника - это потребность в творчестве. В своем творчестве ребенок отражает полученные впечатления от окружающей жизни, выражает свое отношение к увиденному, пережитому. В творческой деятельности возникает другая потребность - познавательная.

Творчество - это специфическая форма познания. Здесь происходит развитие восприятия, памяти, воображения, мышления. Для развития творчества принципиальное значение имеют познавательные операции мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и конкретизация. Данные познавательные операции развиваются во всех видах деятельности ребенка. Одной из специфических особенностей изобразительной деятельности является то, что она достаточно полно задействует все познавательные операции. В процессе рисования ребенок анализирует форму предмета, цвет, характер пластики очертаний предмета, пропорции предмета и т. п. В целом, каждый вид изобразительной деятельности требует включения всех познавательных операций мышления. Целенаправленный акцент на ту или иную познавательную операцию возможен при решении конкретной специфической художественной задачи. Очевидно, можно смоделировать систему развития познавательных операций мышления ребенка на основе изобразительных игр и упражнений.

Однако требовать от ребенка систематического выполнения художественных задач или серьезного выполнения развивающих упражнений нецелесообразно. Ни возраст ребенка, ни характер детской изобразительной деятельности не предполагает такого подхода в художественном развитии. Развитие познавательных процессов мышления ребенка в системе изобразительной деятельности должно осуществляться ненавязчиво, без довлеющей роли процесса обучения. Чтобы упростить, сделать интересным освоение изобразительных и выразительных средств в детском возрасте, к этому процессу можно привлечь игровую деятельность ребенка. И на этой основе возникает возможность установления взаимосвязи игры и изобразительной деятельности, которая способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творчества, как в игровой, так и в изобразительной деятельности.

Разработанные изобразительные игры направлены на интеллектуально-творческое развитие личности ребенка. Содержание этих игр направленно на закрепление знаний о языке изобразительного искусства, на развитие мыслительных операций мышления, воображения, памяти и на воспитание эстетических чувств. Игры разделены на блоки в соответствии с компонентами языка изобразительного искусства. В каждом блоке игры направлены на развитие мыслительных операций (серии игр). Каждая игра имеет два уровня. На первом уровне игры проводятся с целью получения и закрепления знаний об аспектах изобразительного искусства; на втором уровне происходит усложнение игры за счет самостоятельного выполнения зада-

ния. Графический материал данных игр представлен в виде цветных иллюстраций, в данной статье по техническим причинам этот материал представлен в черно-белом изображении.

1 блок. Художественные материалы.

Серия: анализ и синтез.

Игра «Лукошко».

Цель: закрепить знания детей о художественных материалах (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры), развивать мыслительные операции: анализ и синтез -умение мысленно разъединять целое на части. а также мысленное соединение отдельных свойств в целое.

Оборудование: рисунок лукошка, рисунки грибов, выполненные различными художественными материалами - гуашь, акварель. цветные карандаши, фломастеры.

Ход И1 ры. Детям предлагают отправиться в лес за грибами. Они берут лукошко и собирают грибы. Выполняя задание, они анализируют, каким художественным материалом нарисован гриб. В конце игры подводится итог.

Серия: сравнение и обобщение.

Игра «Осьмипоэкки».

Цель: закрепить умение детей различать в рисунке художественные материалы: гу ашь и акварель: развивать мыслительные операции: сравнение и обобщение умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов и явлений, мысленно объединять сходные по какому-либо признаку.

Оборудование: рисунки, выполненные гуашью и акварель: две мамы и по четыре ребенка-осьминожки разного цвета.

Ход игры: Детям рассказывается история: «Однажды мама - Гуашь и мама - Акварель пошли гулять со своими детьми. Но вдруг на море поднялся сильный шторм. Море взбушевалось и мамы-осьминоги потеряли своих детей. После шторма все в море перепуталось, и маленькие осьминожки не могли найти своих мам». Далее детям предлагают рисунки осьминогов мам и просят показать, где Гуашь, а где Акварель. Далее дети помогают детям-осьминожков найти своих мам. В ходе игры дети выделяют различия между гуашью и акварелью. В конце игры подводится итог.

Серия:систематизация и классификация

Игра «Звездочет».

Цель: закрепить умение дегей различать в рисунке художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, фломастеры; развивать мыслительные операции: систематизацию и классификацию -умение мысленно разъединять все предметы и явления на группы, находить сходства и рахтичия предметов и явлений.

Оборудование: рисунок Звездочета,

звездочки выполненные гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, углем.

Ход игры: Детям рассказывают историю: «Старый звездочет собрал много звезд, но по своей старости он их все перепутал и не может различить, где какая звезда». Помогите доброму звездочету. Разложите звезды по видам художественных материалов. В конце подводится итог.

2 Блок. Технические приемы.

Серия: анализ и синтез.

Игра «Листопад».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг. монотипия, гычок, точка, раздувание, графарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - анализ и синтез - умение мысленно разъединять целое на части, а также мысленно соединять отдельные свойства в целое.

Оборудование: рисунок дерева, листочки, нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: «Жило-было деревцо, - начинает рассказ воспитатель. - Но, однажды, поднялся сильный ветер и сорвал с него все листочки. И стало деревцу очень грустно.

Давайте поможем - соберем листочки, и назовем, в какой технике он изображен». В конце игры подводится итог.

Серия: сравнепне и обобщение.

Игра «Старуха Шапокляк».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг. монотипия, тычок, точка, раздувание, чрафарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - сравнение и обобщение - умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов и явлений, мысленно объединять сходные по какому-либо признаку

Оборудование: рисунок старухи Шапокляк. крыски-Лариски. нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: Дети, все вы знаете историю про старуху Шапокляк. У нее была подружка крыска-Лариска. нарисованная в технике монотипия. Но случилась беда, старуха Шапокляк поссорилась со своей подружкой. И ее крыска-Лариска затерялась среди других, которые выполнены в различных техниках. А чтобы им помириться. Шапокляк должна найти свою подружку среди других. Но, к

сожалению, она не знает технических приемов, с помощью которых они нарисованы. Помогите ей, ребята, назовите эти технические приемы, которыми нарисованы крыски, и найдите подругу старухи Шапокляк.

Серия: Систематизация и классификация.

Игра «Курочка Ряба».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг, монотипия, тычок, точка, раздувание, трафарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - систематизацию и классификацию - умение мысленно разъединять все предметы и явления на группы, находить сходства и различия предметов и явлений.

Оборудование: рисунок курочки Рябы, яйца, нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: Дети вспоминают сказку про курочку Рябу. Снесла курочка Ряба волшебное яичко, нарисованное в технике трафарет. А потом снесла еще много яичек. И совсем забыла, которое из них простое, а какое волшебное. Помогите, ребята, курочке Рябе -назовите, каким техническим приемом они нарисованы, разложите их по техническим приемам. Найдите волшебное. В конце игры подводится итог.

Таким образом, игровая изобразительная деятельность способствует не только формированию изобразительных умений и навыков. и раскрытию творческого потенциала, но и развитию мыслительных операций ребенка.

Поступила в редакцию 20.04.2003.

ЛИИГВО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

O.A. Руделева

На современном этапе развития методики преподавания русского языка актуальной является проблема установления взаимосвязей между явлениями морфологии и синтаксиса. Падеж с точки зрения содержания научного понятия - явление многомерное. Во-первых, в нем выделяется грамматическая семантика (значение), во-вторых, падежу присуща форма, в-третьих, падеж обладает функцией, которая проявляется в связях слова с окружающими его словами, с контекстом. Эта многомерность понятия диктует необходимость такого подхода к его изучению в школе, когда падежные значения, формы и функции рассматриваются не разрозненно, а в тесном единстве.

Назовем несколько наиболее известных в методике изучения падежей приемов, с помощью которых распознаются падежи. Это падежные вопросы, условные фразы без вопросов, условные фразы с вопросами, падежные окончания, значения падежей. Рассмотрим каждый из названных приемов.

Падежные вопросы (кто? что? и другие), используемые в обучении языку как методи-

ческий прием, к самой науке о языке никакого отношения не имеют, за исключением того, что своим происхождением они обязаны вопросительным местоимениям кто, что. В каких же случаях использовались падежные вопросы? Отметим три момента, когда они нашли свое применение в методике обучения русскому языку:

1) при знакомстве с именем существительным как части речи;

2) при установлении г рамматической зависимости одного слова от другого как в словосочетании, так и в предложении;

3) при распознавании падежей.

Именно способность вопросительных

местоимений изменяться по падежам дапа возможность закрепить последние за каждым падежом и сделать их своего рода индикаторами падежей. Против падежных вопросов выступази такие лингвисты как М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский. считая, что они пагубно влияют на усвоение грамматических знаний. В 30-40-е годы падежные вопросы вообще отсутствовали в учебниках русского языка. Другие авторы (Е.А. Адамович,


Шарова Валентина Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 365 г.о. Самара

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
развитие эмоциональной сферы.
Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
организация предметно-развивающей среды;
создание ситуации успеха;
сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
выстраивание на занятии игрового сюжета;
создание ситуации творческого поиска;
стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
применение разнообразных художественных материалов и техник;
наличие творческих заданий;
проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
интеграция различных видов искусства;
обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.
Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.
В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

Анна Петренко
Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Художественная деятельность , является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста . Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего , эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей . Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут художники, педагоги, психологи, русские и зарубежные ученые.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания . Это подчеркивают многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали еще и древние греки, произведения, искусства которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека .

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства , которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображение (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы , цвета, ритма компонентов эстетического чувства. Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорируют его. Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.) Широко распространено мнение, что, дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности .

У возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета , цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи цветовое восприятие и представления о цвете, также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивной деятельности , а также могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.

Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании . При этом отмечаются две формы его проявления – в процессе рисования, то есть в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включат его в качестве компонента в способности к художественным различным деятельностям , в том числе и к рисованию. Анализ произведений изобразительного искусств позволили выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «МЕРОК» , эталонов :

1) повторяемость - сочетание в рисунке однородных элементов;

2) чередование - сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка;

3) симметрия.

Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма, учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечивать последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных структур.

Изобразительная деятельность - художественно творческая деятельность , направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому . Создавая рисунок, лепку, аппликацию дети отмечают, почему им нравится изображение , что в них интересного, почему они радуют их, и наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества , что имеет важное значение для нравственного воспитания детей . Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда , когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, рисунки в подарок маме, папе и др.) В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, появляется положительное эмоциональное отношение к деятельности . Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимание и забота о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности , заключающийся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение , затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. То же время на занятиях в детском саду дети часто вмести, объединяясь небольшими группами, рисуют общую картину, вырезают и наклеивают одну композицию.

Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно , углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать и если надо помогать.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно - волевые качеств : умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности то есть изобразительная деятельность способствует осуществлению трудового воспитания .

При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, имеются все условия для осуществления задач трудового воспитания эту связь рисования с трудовым воспитанием , подчеркивали Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. По мнению Н. К. Крупской, в процессе изобразительной деятельности формируется отношения детей к руду и умение трудиться. Это вытекает из самого характера изобразительной деятельности как деятельности продуктивной , что роднит ее с трудовой. Для получения результата, дети должны приложить трудовое усилие и применить трудовые навыки. Поэтому требуется особая организация изобразительной деятельности , включающая планирование, подготовку материалов и рабочего места, удобное и рациональное размещение материалов для работы, бережное отношение к материалам и полученному результату. Изобразительная деятельность , как и многие виды трудовой, - орудийная деятельность . Следовательно, осуществляя ее, дети овладевают орудийными действиями. Вместе с тем дети усваивают и приемы ручной работ, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук, пальцев, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими. В процессе изображения как бы непроизвольно развиваются зрительно - двигательные координации движений рук и глаз.

Часто бытует неверное мнение, что рисование, лепка, аппликация для детей лишь игра , забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умение доводить начатое до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение , которое оставило бы ему радость и понравилось б окружающим. Преодоление трудностей, получение результата, удовлетворяющего ребенка, имеют большое общее воспитательное значение . В. А. Сухомлинский считал рисование "могучим средством учебного труда ": "Ребенок, никогда не познавший радости в учении, не переживавший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек".

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, подчеркивали, что детей живо интересует все , что происходит вокруг них, чем заняты люди, их близкие. Труд взрослых приковывает к себе внимание дошкольников . В изобразительной деятельности дети стремятся изобразить впечатления о труде взрослых. Они с удовольствием рисуют на темы : "Кем ты хочешь быть", "В детской поликлинике", "В колхозе убирают урожай" и многие другие. Знакомство с разными видами труда способствует появлению у детей интереса к труду взрослых, понимание его общественной значимости.

Изобразительная деятельность - это специфическое , образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей . Создание изображения ставит перед ребенком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребенка , ему надо иметь отчетливое представления о том, что изобразить , надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнения его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета) . Известно, что сам ребенок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может. В педагогике руководства художественным творчеством дошкольников разработаны такие приемы, которые позволяют живо, эмоционально, часто в игровой форме проводить знакомство детей с предметами . В результате постепенно у детей формируется такое качество, как наблюдательность, необходимое для любой деятельности человека .

Познавательная основа изобразительной деятельности признается как обязательная и педагогами, и художниками. По мнению К. Д. Ушинского, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство , прием обучения при изучении других предметов.

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов , а выявления и фиксирования их свойств : формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую жизнь. Сформировавшийся в процессе восприятия представления о предметах группируются по признаку их сходства по выделенным свойствам. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций : анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка – дошкольника . Прежде всего, обогащается его словарный запас за счет того, что дети на занятиях знакомятся с разными изобразительными материалами : пластилин, глин, гуашь, акварель и др., узнают и называют их свойства, познают такие орудия человеческой деятельности , как карандаши, кисти, стеки, палитра. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слушают образную характеристику их, запоминают, и использую затем в своей речи.

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка – дошкольника , особенно важно определить возможности занятий рисования, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе. Такие продуктивнее деятельности как рисование , лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовке детей к школе . Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности и умение заниматься , а также специальную подготовку.

Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности . Умение ребенка проанализировать способ действий – важный компонент учебной деятельности , без которого не может успешно осуществиться изобразительная деятельность . Организуя свои действия для создания изображения , ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения .

Исследования Т. Н. Дороновой показали, что на занятиях в процессе обучения рисования у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля трех видов : контроля по результату, контроля способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля. Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых приемов, в образно – эмоциональной форме и поэтому не противоречит образно – творческому характеру изобразительной деятельности , наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений , углублению их образно выразительного решения, повышает качество изображения в целом , что вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности , стремление выполнить её, как можно лучше и применив ля этого изобразительные средства . Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения, формируется потребность контролировать себя при любой работе.

Еще одним компонентом учебной деятельности , для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия , является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения , и при его завершении, сопоставляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируются умение оценивать результаты с точкой зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи .

Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться , стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умение управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять, и заставить себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества формируются в процессе изобразительной деятельности при условии правильной её организации и руководства ею со стороны педагога.

На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе . Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материал на уроках изобразительного искусства и труда в школе Исследования ученных показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает освоение письма в школе, так как обе эти графические деятельности имеют много общего .

Опыт педагогов показал, что всестороннее развитие и воспитание ее в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности используя методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей . Чем богаче впечатления детей , чем содержательнее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения рисунки и аппликации их будут более разнообразными, интересными и выразительными.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка – дошкольника . И недаром один из великих мыслителей Франции XVIII В. – Д. Дидро писал : «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам.»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто