Ручной труд в доу. Программа "Умелые ручки". "приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Жанна Моргунова

Конспект по проведению художественного и ручного труда в старшей группе.

Программные задачи:

Образовательные: учить детей вырезать по шаблону; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами и клеем.

Развивающие: развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, композиции); развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность, внимание к близким, желание радовать любимого человека.

В. : Ребята, а какое сейчас время года?

В. : Правильно. А какое время года будет после зимы?

Д. : Весна.

В. : Ребята, а скажите, какой праздник мы отмечаем в начале весны?

В. : Молодцы. А давайте сделаем подарок для ваших мам и бабушек? Сегодня мы сделаем открытку, с очень красивым цветком.

В. : Перед вами лежат шаблоны сердцевинок и лепестков нашего цветка. Какого цвета мы сделаем центр цветка?

Д. : Желтого.

В. : Правильно. Давайте сделаем сначала центр цветка. Для этого нужно взять желтую бумагу и обвести наш шаблон, затем аккуратно вырезать.

В. : А теперь мы сделаем лепестки. Для нашего цветка нам понадобиться 6 лепестков. Мы будем делать их аналогичным способом.

В. : Молодцы ребята. Теперь осталось все приклеить. Начнем с лепестков – проклеиваем не весь лист, а только края. Приклеивая к нашей заготовке мы будем делать объем нашим листикам. Для этого мы приклеиваем только концы лепестка, поднимая основание. Вот так.

В. : Теперь осталось приклеить в центр цветка нашу сердцевинку. Наша открытка готова.

Публикации по теме:

Консультация «Формирования трудовых умений и навыков в процессе ручного труда» Проблема развития детского творчества в настоящее время является наиболее из актуальных проблем, ведь речь идет о важном условии формирования.

Значение конструирования и ручного труда для творческого развития дошкольников Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе. Эти виды деятельности значительно.

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.

Тема:«Зимующие птицы»Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие».

Планирование работы кружка ручного труда «Поделки-самоделки» в средней группе Кружок ручного труда для детей 4-х летнего возраста «Поделки-самоделки» Цель кружковой деятельности: формирование сенсомоторных умений.

ЦЕЛЬ: Побуждать детей и родителей к совместной деятельности в изготовлении украшения к Новому году. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Учить создавать.

Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда Методическая разработка творческих занятий «Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ООД ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

воспитатель Гутник С.Л.

МБДОУ - детский сад №29"Родничок"

г. Клинцы - 2016г.

Сентябрь

Тема: Черепаха

Задачи: Вызвать у детей желание делать поделку из природного материала, используя в качестве дополнительного материала пластилин. Учить самостоятельно думать, как можно сделать черепаху, используя скорлупу грецкого ореха и пластилин, соизмерять части тела черепахи. Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: скорлупа грецкого ореха, пластилин.

Тема: Птица

Задачи: Учить детей делать птицу по образцу, выбирая нужный материал. Учить продумывать последовательность в работе. Воспитывать интерес, желание работать с природным материалом.

Материал

Октябрь

Тема: Декоративное панно (листья, семена )

Задачи: Продолжать учить детей составлять красивое панноиз осенних листьев, семян, равномерно располагая на листе бумаги. Закреплять умение работать с клеем, природным материалом, работать рядом. Учить детей помогать друг другу. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Материал: листья, семена, клей, квадрат цветной бумаги.

Тема: В гостях у гнома (по замыслу)

Задачи: Учить детей составлять поделку из разнообразного материала по своему замыслу. Развивать умение подбирать необходимый материал для поделки самостоятельно. Упражнять в умении правильно скреплять детали. Воспитывать эстетический вкус.

Материал : природный материал, пластилин.

Ноябрь

Тема: Старичок - Мухомор

Задачи: Продолжать учить детей складывать полоску из цилиндра и конуса, соединяя детали.

Закреплять умение самостоятельно вырезать мелкие детали для украшения. правильно пользоваться клеем. кисточкой. ножницами. Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: прямоугольный лист жёлтой бумаги. красный круг. кусочки цветной бумаги для отделки.

Тема: Петушок с цыплятами

Задачи: Обучать детей сенсорному анализу. Научить способам создания преобразования предметов из волшебных полосок. Научить практическому использованию поделок в сюжетно - ролевых играх. Воспитывать стремление оказывать друг другу помощь.

Материал: по 8 полосок 1х19 см, по одной полоске 1х28см,1х9,5см из плотной бумаги жёлтого цвета; полоска - мерка 1х2см из плотной бумаги красного цвета.

Декабрь

Тема: ГИРЛЯНДЫ

Задачи: Закрепить полученные ранее навыки работы с клеем, бумагой, ножницами. Воспитывать интерес к совместному труду, вызвать радость от приближающегося праздника, желание изготовить украшения своими руками.

Материал: клей, ножницы, цветная бумага, цветной картон.

Тема: ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ

Задачи: Учить детей мастерить ёлочные игрушки, используя для работы шаблоны, которые рассчитаны на обведение бумаги, сложенной вдвое. Учить работать аккуратно. Воспитывать взаимопомощь в работе.

Материал: шаблоны, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, кисть.

Январь

Тема: ГРУЗОВИК

Задачи: Учить детей из бросового материала (коробочки, катушки)делать грузовик. Продолжать учить детей передавать форму, пропорции частей машины. Расширять знания о грузовом транспорте. Воспитывать уважение к труду водителя, желание самостоятельно делать машины.

Материал: бросовый материал, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Тема: ПОЕЗД

Задачи: Закреплять умение обклеивать коробку бумагой или тканью, вырезать детали и элементы из цветной бумаги или ткани, оформлять поделку. Воспитывать уважение к результатам труда.

Материал: картонные упаковки разного размера из - под молочных продуктов, цветная бумага, фантики, картон, шило, игла, прочные нитки.

Февраль

Тема: СНЕГОВИК И ЁЛОЧКИ

Задачи: Продолжать обучать детей сенсорному анализу. Обучать способам создания преобразования предметов из волшебных полосок. Закрепить практическое использование поделок в сюжетно - ролевых играх. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: по 3 полоски 1х19 см и по 2 полоски 1х18см из плотной белой бумаги для снеговика, заготовки для ёлочек.

Тема: ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРА В ПОДАРОК ПАПЕ
Задачи: Формировать умение придумывать сюжет для открытки, воплощать свой замысел. Закреплять умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивое цветовое сочетание. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Материал: прямоугольный лист, цветная бумага, ножницы, клей.

Март

Тема: СУВЕНИРЫ ДЛЯ МАМ

Задачи: Учить детей делать сувениры для своих мам из бросового материала, украшать их подручными материалами. Воспитывать любовь, нежность, ласку у детей к своим мамам, желание делать сюрпризы к празднику.

Материал: различные ёмкости для вазочек, пластилин, мелкие детали для украшения вазочек.

Тема: ИГОЛЬНИЦА

Задачи: Продолжать учить детей работать с поролоном, придавать деталям округлые формы, соединять их с помощью клея ПВА. Воспитывать дружелюбие, стремление помогать друг другу.

Материал : поролон, цветной картон, ножницы, клей, кисточка.

Апрель

Тема: ИГРУШКА - ЗАБАВА

Задачи: Закреплять умение детей вырезать детали по шаблону из картона, соединять их между собой с помощью проволоки в полихлорвиниловой оболочке. Воспитывать чувство заботы о младших, желание изготовить для них игрушку.

Материал: шаблоны, цветной картон, ножницы, проволока, цветные карандаши.

Тема: РЫБКА (оригами)

Задачи: Закрепить умение складывать базовую форму - двойной треугольник. Закреплять навыки работы с ножницами. Закреплять умение произвольно и равномерно размещать рыбок по всему листу. Воспитывать творчество, развивать фантазию.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей, кисть, цветные карандаши.

Тема: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК ИЗ КОНУСОВ И ЦИЛИНДРОВ

Задачи: Закреплять умение вырезать детали на глаз и приклеивать их к сделанному конусу (из круга) или цилиндру (из прямоугольника). Придавать поделке определённый образ, украшая её вырезанными мелкими деталями. Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисть.

Тема: ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Задачи: Вызвать у детей интерес к работе с бумагой. Продолжать учить детей складывать фигуру по образцу воспитателя. Отрабатывать технику складывания формы. Воспитывать желание сделать поделку.

Материал : разноцветные квадраты, цветная бумага для украшения.

Апрель

Образовательная область «ЗДОРОВЬЕ»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Сюжетно ролевые игры

Название

умений и навыков

Методические приемы

В магазине продаются игрушки.

Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями.

Чтение Я. Янчарский «В магазине игрушек»

Дидактические упражнения: «Расскажем зайке, как покупают товары», « Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине».

Парикмахерская

Мастера стригут, причёсывают, для детей есть специальные стулья.

Беседа: «Как вы ходили в парикмахерскую».

Дидактическая игра: «Что нужно парикмахеру».

Подвижные игры и физические упражнения

В помещении

На участке

«Ты, собачка, не лай».

Цель: учить детей бегать. Не наталкиваясь друг на друга.

«Собачка и воробьи».

Цель: закреплять знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

«Поймай мяч».

Цель: учить детей ловить мяч двумя руками. Развивать глазомер (расстояние 50-100 см.).

«Мы веселые ребята».

Цель: учить выполнять действия согласно указаниям взрослого.

«В воротца».

Цель: упражняться в подлезании.

«Пройди по веревочке».

Цель: упражнять в равновесии.

«Птички летают».

Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучать малышей помогать друг другу.

«Прокати мяч под стойку».

Цель: упражнять в прокатывании мяча двумя руками.

Театрализованные игры

    Игра-ситуация «Дождик, дождик».

Цель: развивать эстетическое отношение к миру, развивать чувство ритма. Побуждать к пляске. Учить отзываться не контрастное настроение в музыке; пересказывать знакомую сказку.

    Игра-ситуация «Подрастай молодой дубок».

Цель: воспитывать уважение к труду, вызывать творческую активность, побуждать к вхождению в роль.

    «Стройка».

Цель: вовлекать детей в ролевое взаимодействие, развивать игровое умение, увлечь драматизацией.

    Игра-ситуация «Водичка, умой мое личико».

Цель: учить детей следить за сюжетом игры воспитывать навыки самообслуживания и гигиены, развивать двигательную активность.

Дидактические игры

    «Магазин одежды».

Цель: закрепить знания детей об одежде. Продолжать учить детей использовать в речи обобщающее слово «одежда».

    «Что изменилось».

Цель: развивать зрительную память детей. Продолжать формировать у детей определенные обобщающие понятия.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Образовательная область «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема

Методические приемы

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Продолжать закреплять с детьми правила безопасного передвижения в помещении: в группе передвигаться только шагом, не толкать товарища, аккуратно садиться за стол и выходить из-за стола.

Игровое упражнение «В гостях у Незнайки». Словесные поощрения, указания.

Предпосылки экологического сознания

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

Сенсорное развитие

Тема

Методические приемы

Величина

Упражнять в складывании вкладышей из 3-4 частей.

Закреплять умение собирать пирамидку по форме.

Упражнять мелкую моторику пальцев.

Дидактическая игра «Собери пирамидку», «Гаражи для машин», «Собери картинку», «Мягкие пазлы».

Упражнять в различении и назывании цветов.

Дидактическая игра «Разноцветный клоун»

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

Предметное и социальное окружение

Ознакомление с природой

Тема

Методические приемы

Растительный мир

Показать первую траву и цветы мать-и-мачехи. Уточнить их строение и внешний вид. Продолжать знакомить с комнатными растениями, учить выделять их части.

Рассматривание цветов и комнатных растений. Беседа «На нашем участке выросли цветочки». Продуктивная деятельность «Травка зеленеет».

Животный мир.

Наблюдать за воробьями: чирикают, купаются в лужицах. Отметить появление хуков, учить не бояться их, но и не трогать, не брать в руки. Продолжать воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы не боимся жучков и не обижаем их». Чтение: потешка «Божья коровка…».

Неживая природа.

Наблюдать, как тает снег на участке, за ручейками. Отметить, как изменилась одежда детей.

Рассматривание одежды. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра: «Парные картинки». Чтение: Л. Толстой «Пришла весна».

Дидактические задания.

«Найди и назови», «Покажи такое же».

Обучение трудовым действиям.

Продолжать учить собирать игрушки после прогулки. Учить делать стоки для воды с участка (ручейки).

ручной труд дети сенсомоторика

1. Аппликация «Ромашка» (подготовительная группа)

Програмное содержание:

1. Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, ниток);

2. Закрепить умение делать разметку с помощью шаблона;

3. Развивать чувство композиции, эстетические чувства;

4. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, делать оценку своей работе и работе товарища;

5. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них;

6. Способствовать безопасному обращению с ножницами.

Материал: косички из ниток, связанные крючком; цв. картон; цв. бумага; клей; ножницы; шаблоны; прост. карандаши.

Методические приемы: указания воспитателя по изготовлению поделки (алгоритм работы); пояснение с показом действия; словесный повтор; уточнения; поисковые вопросы; поощрения; включение мотивации; рассматривание образца; самостоятельная работа детей.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы будем делать подарки для ветеранов ВОВ.

На прошлом занятии мы с вами вязали косички разной длины. Сегодня мы используем их для изготовления подарков.

Посмотрите у меня на доске висит образец работы. Давайте его рассмотрим.

Какой цветок изображен? (ромашка)

Из каких материалов она выполнена? (картон, бумага, нитки)

Какого цвета у ромашки лепестки и из чего сделаны? (белые.сделаны из бумаги и ниток) Какого цвета сердцевина и из чего сделана? (желтая из бумаги и ниток)

У вас на столе лежат шаблоны, которые нужно будет обвести и вырезать.

Итак, сначала нужно обвести шаблоны и вырезать одну сердцевину и 10 лепестков (показ действия на одном лепестке). Затем равномерно распределить лепестки на бумаге. Потом приклеить. Следующим этапом работы будет наклеивание косичек из ниток на аппликацию, то есть мы будем декорировать нашу аппликацию. Посмотрите в середине косичка крепится в виде змейки, а на лепестках косичкой сделан контур.

Теперь повторите этапы работы.

Пальчиковая гимнастика:

Нам на месте не сидится -

Разминаем поясницу.

Корпус крутим влево - вправо,

Так мы отдохнем на славу.

В парке есть глубокий пруд,

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

Хорошо мы отдохнули

И к занятиям вернулись.

Можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей.

Оценивание детьми своих работ.

2. Изготовление поделок из природного материала (подготовительная группа)

Программное содержание:

1)Учить детей подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной поделки.

2) Развивать фантазию, добрые чувства.

3) Закреплять навыки совместной работы.

4) Воспитывать чувство сострадания, желание помочь, любовь к живому миру.

Обогащение словаря: зоопарк, ветеринарный врач, анализы, вольер, страна, Англия, Земной шар.

Активизация словаря: название природного материала: шишки, сосновые иголки и т. д.

Материал: сосновые и еловые шишки, иголки от сосны, семена клёна, орехи лесные, каштан, скорлупа грецких орехов, жёлуди, ветки, листья, ракушки, птичьи перья, различные косточки плодовых культур крупного размера, подставки для кисточек, подкладные дощечки, салфетки, розетки (для клея, письмо, вольеры, схемы.

Дополнительные материалы: пластилин, нитки, клей ПВА, проволока.

Инструменты: шило, иголка (для педагога, стеки, ножницы, кисточки, карандаш.

Предшествующая работа:

1) Проведение занятий по изготовлению игрушек и поделок из природного материала: ежей, лебедей, черепах, пингвинов, уток, гусей и т. д.

2) Сбор природного материала.

3) Рассматривание иллюстраций поделок и игрушек.

4) Рассматривание природного материала.

5) Чтение статьи «Зоопарк» из энциклопедии «Что такое? Кто такой? ».

6) Беседа о том, что можно изготовить из данного природного и бросового материала.

Ход занятия:

Дети играют. Воспитатель подходит к детям с конвертом и обращается к ним: «Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо из Англии. Вот оно» (показывает детям конверт с адресом). «Желаете ли вы узнать, о чём пишут нам из Англии? »(дети соглашаются, чтобы воспитатель прочитала письмо). Вскрывает конверт и читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам друг врача Джона Долиттла. Я хочу обратиться к вам за помощью для моего друга. Но прежде хочу рассказать одну историю, случившуюся с Джоном. Джон работает в зоопарке ветеринарным врачом. Ветеринар - это врач,--лечащий животных. Джон очень любит животных, птиц. Непосредственно общаясь с животными, птицами он научился понимать их сложный язык и повадки. У Джона возникает множество вопросов. Когда животное прибывает в зоопарк: в какую клетку или вольеру его поселить, чем накормить, как взять у него анализы, чтобы определить состояние здоровья. Звери гуляли у него по всему зоопарку, а говорящий попугай больше всего любил посидеть на голове. Целый день в зоопарки слышался шум и гомон. Надо сказать, что это нравилось далеко не всем работником зоопарка. Однажды Джону пришлось отлучиться из зоопарка за лекарствами для животных. Вернувшись, он обнаружил, что в клетках и вольерах вместо животных и птиц, лежат шишки, жёлуди, веточки. Джон очень расстроился, что кто-то заколдовал его любимых зверей в жёлуди, шишки и веточки. Ребята, поэтому я обращаюсь к вам с большой просьбой, согласны ли вы расколдовать зверей и вернуть их в зоопарк к моему другу? ».

Дети отвечают утвердительно.

Воспитатель: «Дети, посмотрите на вольеры. Кого не хватает в них? ».

Ответ детей: «Зверей и птиц».

Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, какие звери живут в зоопарке? И чтобы вы быстрее вспомнили - я загадаю загадки про обитателей зоопарка. Вы готовы отгадывать? ».

Ответ детей: «Да! ».

Воспитатель: «Тогда слушайте загадки».

«Не портной, а всю жизнь с иголками ходит? »

Ответ детей: «Ёж»

Воспитатель: «Правильно. А из чего можно сделать ежа? ».

Ответ детей: «Из шишек, сосновых иголок, пластилина».

2) «Отгадайте, это кто, ходит в костяном пальто? ».

Ответ детей: «Черепаха».

Воспитатель: «Молодцы. А из чего мы будем делать черепаху? ».

Ответ детей: «Из скорлупы, грецких орехов, пластилина, веточек».

Воспитатель: «Хорошо, слушайте другую загадку».

3) «Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу».

Ответ детей: «Белка».

Воспитатель: «Правильно. Ребята, а из чего можно сделать белку, какой мы возьмём материал? ».

Ответ детей: «Из шишек, пластилина, перьев, веточек, зёрнышек от вишен или яблок».

Воспитатель: «Молодцы! А это кто? Слушайте и отгадывайте!»

4) «Косолапые ноги, зиму спит в берлоги, догадайся, ответь, кто же это?».

Ответ детей: «Медведь».

Воспитатель: «Хорошо! Все загадки вы отгадали правильно. А из какого природного материала вы будите делать медведя? ».

Ответ детей: «Из шишек, пластилина, лесных орехов».

Воспитатель: «Правильно ребята! Но обитателей зоопарка так много, что нам не хватило бы и дня, чтобы всех назвать. А теперь настало время расколдовать обитателей зоопарка, чтобы они вернулись к Джону. Но не забывайте, что в зоопарке могут находиться любые звери из: тёплых, жарких, холодных и северных стран».

Затем воспитатель предлагает детям приготовить материал для ручного труда, если затрудняются в приготовлении материала, то воспитатель советует--обратиться--к--схеме,--на--которой схематично изображён необходимый материал для работы.

Дети приготавливают материал.

Перед началом работы воспитатель напоминает детям правила, соблюдения которых повышает безопасность и качество труда. Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, надо осторожно обращаться с ножницами, поделки надо выполнять аккуратно, не торопясь, природный и бросовый материал экономно использовать.

Воспитатель: «Ребята, как только вы закончите расколдовывать зверя, которого выбрали для себя, можете тихонечко встать, и, подойдя к вольерам поставить в них свою поделку. А пока другие дети заканчивают трудиться над поделками, можно убрать своё рабочее место и помочь товарищу».

Физкультминутка.

Звучит музыка Ариэля Рамиреса «Alouette (Жаворонок) » или «La peregrinacin (Паломничество) » в адаптации оркестра Поля Мориа.

Дети приступают к изготовлению поделок. Воспитатель включается в работу вместе с детьми, озвучивает, какую поделку будет делать.

Детям, которые затрудняются в выборе поделки нужно подобрать необходимый материал и предложить делать более легкую и доступную для этого ребёнка поделку.

Как только поделки будут закончены, можно пригласить всех детей подойти к вольерам.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие замечательные звери получились. Все звери, которых вы расколдовали, очень рады, что они вернуться к своему любимому врачу Джону, а он снова будет заботиться о них».

«Дети, послушайте, пока все трудились, появился волшебник, который заколдовал обитателей зоопарка, и ему стало стыдно за свой поступок. Он решил расколдовать несколько зверей. Посмотрите (воспитатель показывает зверей, сделанных заранее) ».

«Ребята, волшебник решил больше никогда и никого не заколдовывать. Он понял, что все животные на Земном шаре нуждаются в любви и бережном отношении».

Затем воспитатель с детьми анализируют каждую поделку. Дети отмечают, что больше всего им понравилось. Воспитатель подчёркивает наиболее выразительные авторские решения.

В заключении звери благодарят детей.

Детям необходимо дать хорошую базу в приобретении основ технических навыков и умений. Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Занятие должно проходить в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, чтобы не только талантливые дети проявляли себя, но и дети со средними способностями тянулись к ним. Работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно.

1.Введение2

2.Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников3

3.Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах6

4.Заключение9

Введение

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский - «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном - продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью - обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом - создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание выставок

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

· экспериментирование

· просматривание диафильмов

· чтение литературы

· рассматривание картин

· экскурсии

· коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1.Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

2.Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

3.Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4.Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

6.Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7.Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8.Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9.Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто