Как развивать малыша в 3 месяца. Что делать с капризами и истериками. Плюсы подвесных погремушек и мобилей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки , менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек , знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности , уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Ребенку 3 года – есть поводы для беспокойства?

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

  • неуверенно ходит, бегает, поднимается по лестнице;
  • не может играть в мяч, кататься на качелях или трехколесном велосипеде;
  • до сих пор не говорит или говорит очень невнятно;
  • говорит о себе только в 3-м лице;
  • не ориентируется в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  • не контролирует днем свои физиологические потребности;
  • не может оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умеет найти себе занятия, даже 5 минут не может сосредоточиться на одном;
  • не играет и не интересуется другими детьми;
  • не знает названий окружающих предметов, животных, игрушек и так далее.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.

Что умеет ребенок в 3 месяца?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

Поиграем?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса . И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня моей дочери исполнилось 3,5 года. Мы также , поэтому я сама занимаюсь с детьми дома. И здесь я поделюсь своим опытом: как развивать ребенка в 3 года? На что обратить внимание в этом возрасте?

Я не смогу дать четкого рецепта — чем именно и сколько нужно заниматься с вашим малышом. К сожалению, таких рецептов не существует. Родители должны пробовать разные варианты, наблюдать за своим чадом, изучать его склонности и находить то, что подходит именно ему.

Один из минусов обыкновенного детского сада — в отсутствии индивидуального подхода к ребенку. Это просто невозможно в группе из 15-20 человек. Но если малыш занимается со своей мамой, он может извлечь из этих занятий максимальную пользу.

С чего у нас все начиналось

Когда моей дочери исполнилось 3 года, я подумала: «Нужно обязательно найти для нее подходящие кружки и секции». В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад, и в моем сознании был некий штамп, что я должна чем-то компенсировать отсутствие садика у нашей дочки.

К счастью, мы живем в Москве, и в нашем распоряжении очень-очень много разнообразных занятий. На любой вкус и кошелек.

Мы перепробовали несколько вариантов. Дочке все нравилось. Новые впечатления, новая обстановка, общество ровесников... Но через некоторое время я начала замечать, что моему ребенку идет это только во вред. Что 40 минут занятия для нее — очень большая нагрузка.

Чем бы в группе ни занимались, ей было тяжело держать внимание на преподавателе столько времени. Хоть рукоделие, хоть танцы... Все требует концентрации, нельзя расслабиться, просто побегать или сменить обстановку. И в конце у нас регулярно случались истерики.

Более того, посетив множество занятий, я задумалась, имеет ли все это смысл в 3 года? Да, если ребенок хорошо переносит такие кружки, то почему бы и нет? Но действительно ли карапуз нуждается в развивашках и спортивных секциях?

Нередко у меня складывалось ощущение, что занятия необходимы родителям (чтоб успокоиться насчет ) и преподавателям (чтоб заработать себе на хлеб). Для детей же это в лучшем случаевеселое развлечение. И с таким же успехом они бы сходили в детскую комнату торгового центра.

Однако, все дети разные. И здесь вы должны ориентироваться только на своего ребенка. Возможно, ваш малыш действительно нуждается в групповом уроке рисования или в регулярных хороводах. Прошу только об одном: отбросьте идею «ребенка надо активно развивать, иначе вырастит неразвитым» и трезво взгляните на свое чадо.

Есть очень общительные дети. Которым необходима вот такая групповая работа (или, может, нужно просто организовать им больше общения с ровесниками?). Возможно, есть дети, которые уже в 3 года так хотят обучаться танцам (именно обучаться, а не просто скакать!), что их обязательно надо отдать в соответствующую секцию... Что нужно именно вашему малышу?

Занятия дома

Примерно в 3,3 года мы отказались от своих кружков. Сейчас нервная система дочки стала значительно крепче, я уверена, она бы выдержала любое занятие без перевозбуждения. Но мы пока не торопимся никуда возвращаться.
Большинство педагогов, которым я доверяю, говорят, что имеет смысл ходить на спортивные секции и другие занятия не раньше 5 лет. Или даже 7. А в 3-4 года это — пустая трата денег.

Каждая мама сама решит для себя этот вопрос, мы же решили подождать как минимум до 4 лет.

В связи с этим возникает вопрос: чем заниматься с ребенком дома? Изучая эту тему, я пришла к следующим выводам:

  1. Главное, что должно развиваться в 3-4 года — . Однако, у здорового ребенка, живущего в обществе, речь развивается сама, без каких-либо усилий с вашей стороны. Как правило, трехлетнее чудо не замолкает ни на минуту.
  2. До 5-7 летнего возраста карапуз развивается в игре. И все, что ему нужно — как можно больше играть. И если вам хочется провести время с ребенком — лучше просто поиграйте.
  3. Если малыш в 5-7 лет не знает ни буквы, ни цифры, ни названия деревьев и не прошел ни одну «развивающую книжку» — не беда. Он прекрасно все это выучит в 5-7 лет. Более того, выучит гораздо быстрее, чем в четырехлетнем возрасте.
  4. До 5 лет ребенок очень нуждается в мамином внимании. А также — в принятии, любви и одобрении. Его еще рано заставлять учиться. Рано требовать каких-то знаний и навыков.
  5. Основа развивающих занятий для дошкольников — обоюдный интерес и удовольствие. То есть, если маме и ребенку нравится изучать буквы — изучайте наздоровье! Но только до тех пор, пока все от этого получают удовольствие.
  6. Ребенка до 5 лет нельзя испортить вниманием и отсутствием трудностей. Поверьте, он еще научится преодолевать препятствия. Работать над собой. Быть терпеливым и ответственным. Но всему свое время. До 5-7 лет большинство детей не готовы к этому.

Что мы делаем?

Я занимаюсь с дочкой каждый день в дневной сон младшего сына. Как правило, мы сидим вместе и читаем книги. Иногда — рисуем или лепим. Иногда — по просьбе дочки изучаем цифры и буквы (без ориентации на результат).

С недавних пор стали заниматься по программе "Школы трехлетки ". Но повторюсь, в этом нет большой необходимости! Лично мне очень нравится эта программа — она исследовательская, необычная, безумно интересная и разнообразная. Возможно, однажды напишу отзыв по ней.

Программа хороша тем, что в ней много идей, интересных трехлетке. Это подается в форме игры, затрагивает все сферы — и речь, и творчество, и ритмы, и исследование мира... Моя дочка с восторгом изучала тени с фонариком в темной комнате, осваивала рисование тушью, проводила эксперименты с театром теней и т.д.

Вы можете попробовать пройти открытое бесплатное занятие школы. Возможно, вам тоже понравится. Возможно — нет. Тут все очень индивидуально, важно найти свой подход.

Но в любом случае, про развитие детей в 3 года важно помнить только одно: малыш нуждается в игре и в общении с мамой. Остальное — второстепенно.

Видео о развитии речи:

Время летит незаметно, и вот вашему малышу уже 3 месяца. Ребёнок заметно подрос, при виде взрослых малыш широко улыбается, заставляя сердца любящих его людей биться быстрее от радости и переполняющего их счастья. Казалось бы, какие тут могут быть переживания? Но родителей, как и раньше, продолжают посещать мысли о правильности развития ребенка в три месяца. Это необходимо, чтобы вовремя увидеть возможные тревожные сигналы, по возможности скорректировать их и обеспечить здоровье и счастье ребенка в будущем.

Сколько должен весить ребенок в три месяца

Каждое посещение педиатра обычно сопровождается измерением таких антропометрических показателей как рост, вес, объем груди, объем головы, которые различаются в зависимости от пола ребенка. Благодаря этому можно оценить насколько гармонично развивается малыш и в случае необходимости вовремя провести коррекцию. Особенно большое внимание уделяют весу малыша, как главному показателю благополучия его здоровья.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Часто мамы переживают из-за малейших несоответствий нормам, которые являются весьма условными. В случае если антропометрические показатели вашего ребёнка не совпадают с табличными, не стоит паниковать. Если малыш хорошо кушает и спит, проявляет интерес ко всему новому и активно играет, значит всё в порядке

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Гораздо более информативными показателями, по которым можно судить о правильности развития ребенка в три месяца служит последовательность, в которой он учится управлять своим телом или двигательные навыки. В этом возрасте важно не стеснять движения малыша, чтобы он в полной мере получал удовольствие от возможности управлять своим собственным телом.

Двигательные навыки

  1. Вся мышечная система ребенка развивается сверху вниз. От умения держать голову в три месяца ребенок переходит к освоению умения управлять мышцами спины. Это выражается в том, что он учится, удерживая голову, приподниматься над подстилкой, опираясь на предплечья. Здесь важно помочь ребенку, но в то же время не стоит расстраиваться, если малыш еще не готов.
  2. Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от движений собственного тела. Бодрствуя, ребенок постоянно двигает ручками и ножками, находясь на спине, причем ножки совершают движение, похожее на езду на велосипеде. Двигающиеся в его поле зрения ручки занимают его внимание, уподобляясь игрушкам.
  3. Ребенок активен настолько, что при укладывании его спать набок, он сам способен перевернуться на спину или наоборот, поэтому пеленальный столик становится для него источником опасности.
  4. Малыш способен поднять голову, чтобы разглядеть что-то заинтересовавшее его.
  5. Координация зрения и движения в этом возрасте развита недостаточно, поэтому ребенок пока только случайно наталкивается на игрушки.

Для проверки крепости мышц спины можно провести небольшой тест. Потяните ребенка лежащего на спине за ручки, как бы переводя его в сидячее положение. При этом голова ребенка и верхняя часть спины должны остаться в одной плоскости, оставив прогнутой только среднюю часть спины. Такое положение тела указывает на достаточно крепкие мышцы верхней части спины и скорую готовность приподняться над поверхностью на предплечьях.

Физиологическое развитие

В трехмесячном возрасте происходят значительные перемены во внешности ребенка.

  1. У малыша появляются пухленькие щечки и кожные складки — «перевязочки». Особенно хорошо заметны ягодичные и бедренные складки. Асимметричность ягодичных складок может указывать на дисплазию тазобедренных суставов и необходимость консультации врача ортопеда.
  2. Изменяются пропорции. Головка ребенка уже не кажется такой большой как раньше.
  3. Исчезают сосудистые пятна на лбу и затылке, которые хорошо заметны в период новорожденности. Они могут сохраняться, если у ребенка были тяжелые нарушения мозгового кровообращения или гемангиомы.
  4. Пушковые волосы на плечах, затылке потихоньку выпадают и меняются на луковичные. Однако при некоторых заболеваниях нервной системы пушковые волосы на спине могут оставаться и дольше.
  5. Родничок пока ещё мягкий, но с каждым месяцем он становится всё меньше.

Важно! Разнообразные кожные изменения ребенка в первые месяцы жизни часто сочетаются с поражениями центральной нервной системы и требуют консультации не только дерматолога, но и невропатолога.

Кроме внешних изменений, происходят значительные изменения во всех органах и системах организма.

  1. В ответ на прикосновение к различным частям тела ребенок реагирует на них ответными движениями рук. Так, прикосновение к ресницам ребенка не только заставляет его зажмуриться, но и потянуться к ним ручками.
  2. Возрастает болевая и температурная чувствительность . Это приводит к большему дискомфорту от мокрых пеленок. Особенно чувствительными становятся дети с повышенным внутричерепным давлением.
  3. Появляется выраженная реакция на запахи. Приятные запахи вызывают замирание ребенка или оживление, а неприятные гримасу или чихание.
  4. Заканчивают свое формирование слезные железы. В это время уже можно увидеть первые слезы ребенка. Орган зрения обретает способность к самоочищению и постепенно хлопот с гигиеной глаз малыша становится все меньше.
  5. Желудочек увеличивается почти в два раза. Грудничок по-прежнему питается лишь грудным молоком или смесью, если грудное вскармливание по каким-то причинам невозможно. Важно не забывать о профилактике рахита и давать прописанный педиатром витамин D.
  6. Врожденные рефлексы малыша постепенно угасают. Младенец уже не поворачивается в ответ на прикосновение к щечке, а губки не складываются хоботком от прикосновения к ним пальцем или другим предметом. В то же время рефлексы Моро, ползания, сосания в 3 месяца хорошо выражены.
  7. Стул и мочеиспускания ребенка. Здоровый ребёнок в 3 месяца должен какать 6-8 раз в день, а писать не менее 12 раз.

В три месяца следует обязательно проверить зрение малыша, показав его детскому окулисту. Для проверки врач берёт яркую игрушку, показывает её младенцу, затем плавно приближает и удаляет объект. Исходя из реакции ребёнка, ставится заключение.

Психологическое развитие

  1. Малыш уже умеет издавать некоторые звуки, громко смеяться, реагировать на разговор со взрослыми улыбкой или движениями ручек и ножек. Чтобы развивать речь ребёнка старайтесь больше разговаривать с ним, описывать свои действия, читайте ему стишки и сказки. Познакомьте кроху с разными предметами, озвучив их названия.
  2. Звуки, издаваемые ребенок в этом возрасте, еще нельзя назвать речью, это всего лишь способ выразить свою готовность общаться с окружающими людьми. Замечено, что, издав звук, ребенок как бы ждет ответа взрослого, выдерживая паузу. Если он слышит ответ, то через некоторое время издает звук вновь. Такая реакция наблюдается только на голос. Вместе с тем, когда младенец остается один в издаваемых им звуках опять прослеживается ритмическая картина, характерная для диалога. Такая игра с издаваемыми звуками и собственными ручками – это излюбленное занятие трехмесячного ребенка. В ответ на посланную улыбку ребенок также улыбнется.
  3. Ребёнок хорошо знает всех членов семьи, при появлении их в поле зрения он улыбается. При появлении незнакомых людей малыш внимательно изучает незнакомца, всматриваясь в лицо, и уже через некоторое время начинает улыбаться и смеяться. Ребёнок открыт и готов самостоятельно идти на контакт с окружающими людьми. Трехмесячный малыш уже способен выразить свою радость, проявить неудовольствие или удивляться собственным ощущениям.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Как развивать трехмесячного ребенка

  1. Массаж и гимнастика. Обязательно уделяйте данной процедуре 10-20 минут в день. Проводить массаж и гимнастику нужно не раньше, чем через 1 час после кормления. Ребёнок должен хорошо поспать перед массажем, иначе он будет капризничать. Ваши руки должны быть тёплыми, а в комнате должна поддерживаться оптимальная температура. Заранее приготовьте масло или крем для массажа.
  2. Малыш будет рад новым играм и занятиям. Например, он будет в восторге от занятий на фитболе, кроме того, это поможет . Важно создать вокруг ребенка развивающую обстановку. Предложите ему интересные предметы, больше общайтесь.
  3. Познакомьте его с другими детьми. Играть кроха с ними пока не сможет, зато получит массу эмоций.
  4. Знакомство с домашними питомцами. Ребёнок, безусловно, будет очень рад знакомству с хвостатым членом семьи. Покажите малышу, где у животного ушки, а где носик. Но запомните, что нельзя оставлять ребёнка наедине с домашним животным.
  5. Прогулки. Не забывайте гулять с ребёнком каждый день в любую погоду и время года, ведь свежий воздух очень важен для гармоничного развития младенца.

Играя с ребенком всегда надо помнить, что его реакция гораздо медленнее, чем ваша. Особенно, если игра заставляет использовать его возможности на сегодня до предела. Поэтому старайтесь вести игру на удобной для ребенка скорости. Разговаривая с ребенком, дождитесь «ответа» на свою реплику, не говорите вновь. Важно, чтобы ребенок сделал ответное действие, дождаться ответа, только цель игры будет достигнута. Важно учитывать и характер маленького человечка и подбирать игры – тихие или шумные.

В это время детям очень нравится играть голышом, так как одежда не сковывает их движения, и при этом можно свободно изучать свое собственное тело. Конечно же, при этом нельзя забывать о безопасности и комфортной для ребенка температуре воздуха в помещении. Лучшее место для игры в этом возрасте – середина дивана или двухспальной кровати, застланная мягким махровым полотенцем, но только до тех пор, пока грудничок не научится переворачиваться.

Игрушки для развития ребёнка

С трех месяцев младенцы с интересом относятся к любым новым предметам, а знакомые и уже хорошо изученные игрушки не занимают их внимание. Ребёнок познаёт звуки, цвета и форму предметов, поэтому игрушки ему нужны самые простые. Идеально подойдёт яркая погремушка, которая издаёт звук. Дети в таком возрасте любят пробовать окружающие их предметы на вкус, поэтому позаботьтесь о том, чтобы игрушки были безопасными. Лучше если это будут игрушки из пластмассы, дерева или резины.

Требования к игрушкам:

  • чистота;
  • материал, поддающийся влажной обработке;
  • отсутствие острых краев и мелких, отделяемых частей.

Привлекают детское внимание подвесные погремушки и мобили. В то время как малыш увлечённо наблюдает и пытается дотянуться ручками до игрушек, мама может спокойно заниматься своими делами.

Плюсы подвесных погремушек и мобилей:

  • многообразие форм, размеров, цветов;
  • игрушки хорошо видны ребенку, фиксируют его взгляд;
  • привлекают внимание ребенка, заставляя тянуться к ним, формируя координацию движений и развивая опорно-двигательный аппарат;
  • тренируют глазомер.

Нет необходимости вешать сразу много игрушек – внимание ребенка будет рассеиваться, и он будет быстро утомляться. Хорошо изученные надоевшие игрушки можно на некоторое время спрятать, а затем показать вновь. Причем это могут быть не только игрушки, а совершенно любые предметы, и не обязательно совершенно новые, а другой формы, из другого материала или издающие другие звуки.

Важно! В этом возрасте лучшая для ребенка игрушка – вы сами и если вы готовы оказать ему помощь, подарить любовь, внимание, то лучшей игры нельзя придумать.

В этом возрасте наиболее типичным поведением для ребенка становится не просто контакт с висящей игрушкой, а попытка как бы измерить расстояние до нее с целью схватить. Сначала кроха смотрит на игрушку, потом на ближайшую руку, поднимает руку, «оценивает» расстояние повторно и так до тех пор, пока он не дотронется до игрушки. Поэтому просто качающиеся игрушки в этом возрасте не лучший вариант для развития ребенка. Оптимально, если это будет перекладина, укрепленная поперек кроватки примерно на расстоянии 20-25 см от глаз ребенка, но так, чтобы малыш не мог легко дотронуться до закрепленных на ней игрушек. Интересно будет ребенку и понаблюдать за собой, поэтому зеркало, подвешенное над кроваткой на безопасном расстоянии, будет по достоинству оценено маленьким исследователем.

Как заниматься с ребёнком третьего месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 3 месяца. Игры для ребёнка в 3 месяца. Игрушки для ребёнка в 3 месяца. Музыка для ребёнка в 3 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 3 месяца .

В этом месяце вы можете ввести новую игру — начните общаться вместе с малышом у зеркала. Возьмите его, подойдите к зеркалу и спросите, показывая на отражение: «Кто это?» Посмотрите на реакцию. Вы и сами можете покрутить головой, погримасничать, построить рожицы — малышу это будет очень интересно. Если дома есть пластиковое зеркало, прикрепите его к стенке кроватки, тогда ребенок будет себя разглядывать, тянуть ручки к своему отражению.

Рис. Малыш с интересом разглядывает себя в зеркальце

Как развивать зрительное восприятие ребёнка

Игры с ребенком, когда он следит за игрушками, могут продолжаться. Но в отличие от первых месяцев вы уже смело можете:

увеличивать амплитуду движений .

Малыш способен расширять поле своего зрения и следить за предметом на более длительном расстоянии. Но делайте эти движения не торопясь; менять направление движения игрушек.

менять направление движения игрушек .

Передвигайте игрушку вверх и вниз, кругом, чтобы ребенок расширял амплитуду слежения и внимательно смотрел за передвигающимся предметом, плавно поворачивая голову.

СЛУШАЕМ И СМОТРИМ!

Ваш малыш умеет не только следить глазами за перемещением какого-либо предмета. Поиграйте с ним в «прятки». Вы увидите, что ребенок не отводит глаз от шторки, за которую вы спрятались, уже не ищет по всей комнате, а ждет вашего возвращения именно оттуда, куда вы пропали. Он поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет.

Как развивать слуховое восприятие ребёнка

Для игр, развлечений и «развивалок» хорошо использовать самые разные виды одного предмета. Например, колокольчик, звуки которого благотворно действуют на психику. Сначала используйте маленький, потом чуть крупнее, а потом можете звенеть и большим колокольчиком. Не торопитесь! Пусть малыш сам найдет глазами этот новый и интересный для него звучащий предмет и сосредоточится, вслушиваясь в его звуки.

Рис. Используйте при играх с малышом колокольчики

Слушайте вместе тихую музыку

Дети замечательно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, чтобы насладиться Моцартом или Чайковским, им достаточно 3-5 минут. Учтите это, чтобы не перегрузить слух малыша. Наблюдайте за ребенком в это время. Очень скоро вы увидите, что он узнает многие произведения, когда вы их включаете, и заметно оживляется при их звучании.

Запишите или подберите самые разные мелодии: плавные, бодрые, маршевые, веселые, грустные, сентиментальные. Это хорошо развивает эмоции малыша.

Во время музыки танцуйте в такт вместе с ребенком, держа его на руках, качайте, можете даже слегка подбрасывать его.

Напевайте колыбельные песенки без слов и со словами перед засыпанием.

Собираясь купаться, приговаривайте:

Будет (имя) — куп-куп,

По водичке — хлоп-хлоп,

В ванну быстро — прыг-прыг,

В ванне ножкой — дрыг-дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

При кормлении ребенка ласково приговаривайте:

(Имя) будет маму слушать,

Детка наша будет кушать.

Кушать детке дам-дам,

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто