Правила личной гигиены для дошкольников. Правила личной гигиены для детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Личная гигиена – это основа здоровой, полноценной и счастливой жизни ребенка. Незаметный, но такой важный уход нужен для защиты от возможных вирусных или кишечных инфекций, заболеваний кожи, слизистых оболочек. Первые месяцы и годы жизни малыша о его чистоте заботится мама, но когда ребенок уже весело бегает по дому, пора задуматься, как приучить его самому следить за гигиеной.

Гигиена младенца: на заметку молодым родителям

Соблюдать чистоту и порядок необходимо с первого дня жизни малыша, тщательно заботясь о нежной бархатистой коже малыша, помнить про ротик, носик и ушки, подстригать ногти и заботиться о чистоте волос. Основные гигиенические процедуры для самых маленьких:

  • Ежедневное купание. Это обязательный, приятный и очень веселый ритуал. С первых дней младенцев купают в водичке со специальными лечебными травяными сборами, некоторые родители используют кипяченую воду до месяца жизни. Хорошо, если эта процедура станет правилом на всю жизнь, но потом можно будет заменять купание душем или подмыванием;
  • Обработка пуповины. Первые несколько недель нужно обрабатывать ее зеленкой и оберегать от влаги;
  • Уход за кожей. Опрелости – одна из частых проблем грудничков. Чтобы этого не допускать, нужно выбирать для ребенка чистую проглаженную одежду каждый день, устраивать воздушные ванны, вытирать влажной салфеткой или подмывать после смены подгузника;
  • Чистота рук. Мыть ручонки малышу перед едой можно с самого детства, даже если он сам еще не держит вилку или ложку. Мыть руки нужно часто, обязательно – после прогулки;
  • Уход за ногтями. Срезать маленькие ноготки неудобно, но это обязательно.

В первые месяцы жизни ребенка вопрос чистоты остается главным на повестке дня. Чистым должна быть вся квартира, чистой – одежда и постель малыша, все игрушки, домашние вещи, обувь. Конечно, невозможно достичь полного совершенства, да и не стоит. Когда же ребенок начинает ходить, становится более самостоятельным и уверенным в себе, нужно потихоньку прививать ему основные правила личной гигиены.

Первые самостоятельные шаги: учим детей быть чистоплотными и следить за собой

Исследование мира ребенком начинается с непосредственного тактильного контакта. Малыш трогает, обнимает, пробует «на зуб» все подряд. Играя во дворе или на прогулке, дети не задумываются о том, что могут испачкаться, взять руками что-то грязное, или о том, что от этого может быть плохо. Поэтому личная гигиена начинается у детей с мытья рук.

Мытье рук

Учить ребенка мыть руки после прогулки, перед едой, после туалета не так сложно, как кажется. Все просто: показывайте все на своем примере, постоянно, терпеливо и неукоснительно. Дети повторяют все, что делают взрослые – воспользуйтесь этим в воспитательных целях.

Утреннее умывание

После крепкого и здорового сна первым делом нужно умываться – это должно быть законом для всей вашей семьи. Как это лучше делать:

  • Лучше умываться в майке и трусиках, или же раздетым до пояса;
  • Сначала моем руки с мылом, потом – лицо, ушки и шею;
  • Аккуратно моем глаза;
  • Высушиваем все тщательно полотенцем.

Чтобы малышу было интереснее, добавляйте в эти занятия игровые элементы, веселитесь и радуйтесь вместе. Обычные гигиенические процедуры могут быть очень приятными и увлекательными.

Чистим зубы

Чистка зубов — один из главных этапов личной гигиены ребенка. Стоматологи рекомендуют начинать

Щеткой с двух лет, когда большая часть молочных зубов уже сформирована. Уход за этими нежными зубками не менее важен, чем за постоянными. Более того, болезни молочных зубов провоцируют заболевания основных зубов.

Начинать очищать первые зубки нужно и раньше. Начиная с одного года, делайте это сами, очищая поверхность зубов простой марлевой тряпочкой. После еды давайте малышу кипяченую воду, а деток постарше нужно учить полоскать зубы после еды. Начинать чистить зубы самостоятельно нужно без пасты, и только с трех лет можно использовать специальную щадящую детскую пасту.

Факторы, способные прямо или косвенно воздействовать на здоровье человека и на продолжительность его жизни, определяет гигиена. Соблюдая правила личной гигиены, человек ограждает себя от негативного воздействия внешних раздражителей. Среди причин, формирующих здоровье, выделяют: профессиональные, наследственные, экологические, психоэмоциональные, образ жизни, питание, уровень медицинского обслуживания. Узнайте, как сделать жизнь лучше с помощью правильной ее организации.

Значение гигиены человека

Основной задачей этой науки является изучение воздействия окружения на жизнеспособность, трудоспособность населения. Под окружением принято понимать полный комплекс бытовых, природных, производственных и социальных факторов. Главные же задачи гигиены – разработка требований, направленных на увеличение сопротивляемости организма к отрицательным внешним факторам. Этому содействует правильный уход за собой, сбалансированный режим отдыха, труда, рациональное питание, спорт.

Несоблюдение правил личной гигиены может стать причиной как незначительных проблем со здоровьем, так и серьезных заболеваний. Выполнение требования по личному уходу, использование инструмента, что относится к предметам личной гигиены, станет первым шагом в поддержании собственного здоровья. Рассматривая, что такое гигиена, учитывают разделение предмета на несколько подкатегорий:

  • личная;
  • гигиена питания;
  • труда;
  • города, заведений, помещений.

Как соблюдать гигиену

Один из важнейших принципов укрепления и сохранения чистоты, здоровья путем соблюдения элементарных норм чистоты – соблюдение правил личной гигиены. Некоторые советы по личной гигиене помогут правильно понять их роль в жизни и структурировать личный график:

  1. Ежедневная и периодическая гигиена тела: качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа, мытье половых органов; закаливание. К периодической относятся стрижка кончиков волос (каждые 4-8 недель), стрижка ногтей, мытье волос с применением шампуней, профилактические визиты к врачу.
  2. Гигиенические требования к одежде и обуви предполагают периодическую стирку вещей, глажку паром, ежедневную смену нижнего белья. Необходимо качественное мытье обуви. Одежда должна полностью соответствовать физиолого-гигиеническим нормам (обеспечивать оптимальный микроклимат, иметь небольшую массу, хорошую прочность и качественный химический состав ткани).

Женщине

Ухода за телом принято рассматривать в более углубленном аспекте, учитывая периоды жизни, циклы, возраст. Соблюдать правила должна девочка, девочка-подросток, женщина, беременная и женщина после родов. Объединяет женские правила личной гигиены один принцип – правильная гигиена половых органов, молочных желез. Учитывая, что главная роль женщины – производство потомства, требования гигиены в области малого таза важны следующие:

  • повседневная гигиена наружных половых органов;
  • надлежащая дородовая, послеродовая гигиена (часто используются гигиенические женские трусы);
  • использование средства личной гигиены в виде тампонов, прокладок во время менструального цикла;
  • правильный уход за молочными железами (особенно важно для беременных и кормящих матерей);
  • понимание, как пользоваться гигиеническим душем, применение знаний на практике;
  • мытье и очистка одежды, ежедневная стирка, смена нижнего белья.

Мужчине

Как соблюдать гигиену половых органов мужчине? Уход за кожей в виде ежедневного душа – путь к сохранению здоровья. Повседневная гигиена мужчины заключается в уходе за подмышками, половыми органами и промежностью. Репродуктивное здоровье мужчины зависит от уровня активности гигиенического статуса. Поскольку мужские половые органы находятся снаружи, а не спрятаны в области таза, как у женщины, личные процедуры мужчины предполагают проведение следующих мероприятий:

  • мытье полового члена и яичек;
  • использование чистого и комфортного нижнего белья, в котором органы мужчины не будут сильно сдавливаться или перегреваться;
  • гигиена промежности (подмывание мыльными средствами, правильное использование туалетной бумаги).

Подростку

Важный этап, который проходит ребенок на пути к взрослению – подростковый период. В организме подростка происходят физические изменения. Основные правила личной гигиены предусматривают строгое следование гигиеничным принципам, а любое отклонение может привести к неправильному развитию репродуктивной системы.

Требования для девочки-подростка заключаются в использовании индивидуальных средств гигиены (отдельное мыло, полотенце, мочалка), спального места отдельно от родителей. Обязательны ежедневный душ с правильной техникой подмывания (от лобка к заднему проходу), поддержание растущей молочной железы бюстгальтером. Для девушек во время менструации включается требование использования тампонов, прокладок, частых подмываний.

Ребенку

Здоровье формируется с раннего детства. Правильная гигиена ребенка позволит обеспечить развитие и рост здорового будущего поколения. Задачи детской гигиены:

  • надлежащая гигиена деятельности и отдыха детей;
  • профилактика, предотвращение заболеваний в детском коллективе;
  • проверка и защита питания детей;
  • формирование у ребенка понятия о здоровом образе жизни.

Согласно существующим нормам и правилам, каждый ребенок в школьном возрасте должен уметь:

  • осуществлять самостоятельно ежедневные утренние, вечерние процедуры (умываться, чистить зубы, подмываться, мыть голову);
  • осуществлять гигиенические процедуры в учебном заведении (мыть руки, по необходимости пользоваться сменной одеждой или обувью);
  • принимать меры предосторожности в период вирусной эпидемии.

Личная гигиена

Индивидуальная практика ухода предусматривает соблюдение гигиены в личной повседневной жизни. Среди условий, которые являются основополагающими, самым важным становится личное отношение человека (ребенка, школьника, взрослого) к себе и своему здоровью. Это условие профилактики, лечения заболеваний, увеличения продолжительности жизни. Ухудшение условий жизни негативно отражается на здоровье, способности осуществлять самостоятельный гигиенический контроль.

Способы гигиены включают здоровый образ жизни как один из самых действенных факторов здоровья. Рекомендованы отказ от табакокурения, запрет на употребление сложных пищевых жиров и алкоголя, контроль за массой тела, спорт. Круг вопросов, которые освещает личная гигиена, включает организацию рационального питания, умственного труда, поддержание микроклимата в жилище, закаливание и физиопроцедуры.

Больного

В период поражения болезнью пациент может быть опасным для окружающих или усугубить собственную ситуацию. Санитарный уход за больным в хирургическом стационаре выполняют согласно установленным нормам:

Работников общественного питания

Работники предприятий общественного питания имеют прямой контакт с готовыми блюдами, полуфабрикатами, замороженной продукцией, десертами. Санитарная гигиена обеспечивает здоровье потребителей, зависящее от уровня чистоты работников общепита. Несоблюдение санитарных и гигиенических норм на предприятии может стать причиной отравления, а иногда – смерти клиента.

Каждый сотрудник сферы общественного питания обязан иметь медицинскую книгу. Во избежание попадания человеческого пота, волос, отмершей кожи на продукты работники (повара, официанты) соблюдают нормы санитарии, носят униформу. До рабочего процесса и по его окончании они должны тщательно мыть руки. Основная одежда должна быть чистой, удобной и опрятной. В ресторанах и пунктах питания официанты обязаны разносить еду в перчатках.

Медицинского персонала

Следование правилам личной гигиены со стороны работников медицинского учреждения обеспечит защиту персонала и больных от внутрибольничных инфекций. Соблюдать установленные правила должен сотрудник любого медицинского ранга. Условия защиты медперсонала:

  • мытье и дезинфекция рук;
  • наличие медицинской формы (костюма, шапки, комплекта тапочек или бахил);
  • в случае близкого контакта с препаратами и больными – использование перчаток и повязок.

Гигиена быта

Для предупреждения появления в быту разносчиков инфекций, мелких насекомых, излишней вредной пыли следует проводить ряд профилактических мероприятий:

  • удаление пыли с поверхностей мебели;
  • ежедневную дезинфекцию ванной комнаты (унитаза, раковины, ванной);
  • стирку одежды всех членов семьи;
  • регулярные проветривания или очищение воздуха при помощи климат-систем;
  • глубокую чистку ковров (ворсистые покрытия собирают в себе много пыли и микробов);
  • качественную повседневную очистку кухонных поверхностей и принадлежностей.

Меры профилактики, разработанные древней наукой о чистоте, обращены к здоровому организму, но то же требуется и больным. Гигиену тесно связывают с санитарией, цель которой – разработать первичные меры профилактики болезней для населения. Среди общих рекомендаций для каждого человека упоминаются:

  • профессиональная гигиена полости рта (посещение гигиениста);
  • уход за телом;
  • санитария быта, продуктов питания;
  • уход за помещением, уборка и проветривание (в противном случае возможны загрязнение дыхательной системы, нарушение стабильного состояния организма).

Питания

Санитария и обработка продуктов перед их потреблением – главное правило здорового питания. Перед попаданием на прилавок еда проходит санитарную экспертизу, но это не освобождает потребителя от обязанности помыть ее перед использованием в пищу. Проверке подвергается вода в быту, чтобы исключить возможное наличие вредных примесей. Основные санитарные требования к продуктам питания:

  • польза (возмещение затрат энергии и полезных веществ в организме);
  • наличие срока потребления на упаковке;
  • минимальная обработка, очищение от грязи перед продажей.

Секса

Осуществление надлежащих гигиенических процедур перед сексом поможет предотвратить инфекционные заболевания. Среда половых органов благоприятна для размножения воспалительных, гнойных инфекций. Перед началом полового акта обоим партнерам следует принять душ, чтобы очистить свое тело, половые органы. Стоит отказаться и от адреналина при сношениях в общественных местах, предпочтя экзотике чистую постель.

Умственного труда

Неотъемлемая часть жизни человека – умственный труд, который определяется как работа, связанная с приемом или обработкой информации. Основы гигиены умственного труда заключаются в недопущении утомления или переутомления. Избавит от них ряд профилактических мер:

Сна

Надлежащий отдых является фундаментом здорового состояния тела. Правильный сон возможен при следовании следующим принципам:

  1. Соблюдение правил личной гигиены сна.
  2. Надлежащее оборудование спального места.
  3. Прекращение приема пищи предварительно за 2 часа до сна.
  4. Устранение лишних источников шума во время сна.
  5. Санитария одежды для сна.

Видео: гигиена в Древней Руси

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал, при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом, например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая определенную последовательность действий

(рис. 8).

Рис. 8. Техника чистки зубов

С 6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют детские зубные пасты («Парексил» и др.).

Лучше пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B, линии Stages учитывают возрастные особен-

ности ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет. Stage-2 имеет ручку, которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4 лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7лет, когда выпадают молочные зубы. Новшество - щетина в форме чаши, окружает и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 - зубная щетка для детей от 8 лет. Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям «работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней - организовать гигиеническую ванну.

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей. Кровать ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не сворачивалась и не собиралась в складки. Если больной принимает пищу в постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки. Одеяло должно быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники. Не следует разрешать детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая почка), сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого кладут матрац.

Для тяжелобольных нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить требуемое положение (например, полусидячее и др.). Функциональная кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток, надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9).

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д. Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Возле каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят двумя способами:

1)грязную простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют. Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец больного и расправляют по длине кровати;

2)больного ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Грязное белье - отдельно постельное и нательное - собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук, сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку, находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать гигиенические ванны. Кожные покровы протирают полотенцем или чистой мягкой тканью (марлей), смоченной одним из дезинфицирующих средств (полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным спиртом и др.). Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень - некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой). Чаще пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10).

Основными причинами образования пролежней являются нарушение местного кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность больного.

Образованию пролежней способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса. Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а), на животе (б), на боку (в)

Профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели, следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной) круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки. В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

используются промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия (рис. 11).

Рис. 11. Аэропад

Меры по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие успешного лечения - исключение непрерывного давления на пораженную область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за больным. Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения. Используют ультрафиолетовое облучение. Кожные покровы в местах мацерации обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 % спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей мазевые и влажные повязки недопустимы.

При отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности начинают применять мази для их заживления - солкосериловую, ируксол, камадол, мазь Вишневского

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление пролежней у детей - свидетельство плохого ухода, низкой медицинской культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зубной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды). При необходимости применяют ряд дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры, ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В настоящее время многие дети прибегают к специализированной ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам. Рекомендации при ношении брекет-систем:

1)используют лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.);

2)применяют особую щетку для брекетов;

3)исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки (Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления первого зуба. Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и, прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство. Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом должен смотреть в противоположную сторону. Спустя некоторое время закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр.

Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть, осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12). При закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра - удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д. Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косички. При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для чтения и письма:

1)держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

3)во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4)проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10-50 раз);

5)не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6)не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2.Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3.Как пользоваться функциональной кроватью?

4.Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5.Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6.Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7.В чем заключается профилактика пролежней?

8.Как проводится лечение пролежней?

9.Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10.В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш всегда был чистым и опрятным. Особенно сильно вопрос гигиены ребенка начинает волновать родителей, когда малыш идет в первый класс и становится более самостоятельным.

Именно поэтому многие мамы начинают беспокоиться: не забудет ли малыш помыть руки перед едой в школе, после физкультуры и посещения туалета, вовремя ли он покушает и выйдет из душного класса на перемену.

Сегодня мы расскажем об основных правилах гигиены первоклассника дома и в школе , а также о том, как привить малышу гигиенические навыки.

Немного о гигиене ребенка…

Как известно, полезные привычки формируются у детей достаточно долго. Именно поэтому приучить малыша ежедневно соблюдать правила личной гигиены бывает нелегко. Но стоит запастись терпением, и все-таки обучить ребенка регулярно чистить зубы, мыть руки, менять одежду и выполнять другие гигиенические процедуры. Эти навыки помогут малышу всегда быть здоровым.

Самый простой способ обучения ребенка гигиене - это собственный пример

Самый простой способ обучения ребенка гигиене - это собственный пример. Предложите ребенку чистить зубы утром и вечером вместе, чтобы малыш знал, что гигиена полости рта - это обязательная процедура не только для него, но и для родителей.

Также не лишним будет объяснить ребенку, зачем и мыть руки, рассказать ему о микробах, бактериях и болезнях, которые из-за них могут возникнуть. Можно подать ребенку эту информацию в игровой форме или же прочитать ему книги о чистоте, например «Мойдодыр».

Но! Делать все вышеизложенное необходимо куда раньше того времени, когда малыш пойдет в . К моменту первого похода в школу у ребенка уже должны быть сформированы основные гигиенические навыки. В период младшего школьного возраста задача родителей - контролировать то, как малыш следит за личной гигиеной , и помогать ребенку обучиться тем гигиеническим навыкам, которые он еще не освоил (навыки гигиены питания, гигиены труда).

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «К школьному возрасту уже должны быть сформированы гигиенические навыки - мытье рук перед едой, после посещения туалета, при возвращении домой. В школу ребенку желательно давать по упаковке сухих и влажных салфеток, чтобы он мог и там следить за чистотой рук».

Важно! Навыки гигиены, приобретенные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому так важно заложить тягу к чистоте именно в детстве.

Каким именно гигиеническим навыкам должен обучиться ребенок к школьному возрасту, а какие навыки ему еще нужно будет освоить?

Правила гигиены первоклассника: что должен знать ребенок

Личная гигиена

К 6 годам малыш должен полностью освоить все процедуры личной гигиены. Он должен привыкнуть к ним, многие выполнять без помощи и напоминания родителей.

Гигиена ротовой полости. Детям в возрасте от 6 лет рекомендуется чистить зубы два раза в день с использованием пасты и своей зубной щетки утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо приучить малыша полоскать рот. К 6 годам большинство детей уже не забывают самостоятельно, без напоминания мамы.

Уход за волосами. Малыш 6 лет вполне может научиться расчесываться самостоятельно . Необходимо приучить ребенка делать это два раза в день, утром и вечером. Для этого у малыша должна быть личная расческа. Не лишним будет захватить расческу в школу. Если у девочки длинные волосы, лучше, если ей поможет мама расчесать волосы и сделать аккуратную прическу (косичку, хвостик). Что касается прически мальчиков - им рекомендуют подстригать волосы 1 раз в два месяца. Очень важно вовремя мыть голову. В зависимости от жирности волос, от 1 до 3 раз в неделю детским шампунем. Помыть голову малышу в этом возрасте должна помочь мама. Очень хорошо будет, если мама начнет обучать ребенка самостоятельно мыть голову.

Гигиена рук и ногтей. К шести годам ребенок должен четко помнить, что перед каждым приемом пищи, после посещения туалета, после возвращения с улицы. Об этом он не должен забывать и в школе. Желательно, чтобы в школе также была возможность помыть руки с мылом под проточной водой. Если такой возможности нет, дайте ребенку с собой влажные и сухие салфетки, пусть очищает руки с их помощью. Также примерно раз в неделю или чаще, в зависимости от особенностей малыша, мама должна подстригать ребенку ногти на руках.

Гигиена половых органов. Уже с 6 летнего возраста необходимо приучать малыша мыть половые органы один-два раза в день теплой водой с мылом. Для этих процедур у ребенка также должно быть отдельное полотенце.

Уход за телом. Рекомендуется детям в возрасте 6 лет купаться в ванной 1 раз в неделю и принимать душ каждый день вечером. Конечно, если малыш очень любит принимать ванну , а вас это не затрудняет, разрешите ему плескаться чаще - 2-3 раза в неделю. В летний период можно предложить ребенку принимать теплый душ и утром.

Гигиена одежды. Мама должна позаботиться о том, чтобы одежда ребенка была выстирана безопасным средством. А малыша стоит приучать к тому, что каждый день нужно менять нижнее белье и носки, а остальную одежду по мере загрязнения. Отличать эту самую меру также стоит научить ребенка. С шести лет можно постепенно учить малыша стирать свое нижнее белье и носки руками, это войдет в привычку, благодаря этому ребенок научится ценить чистоту.

Светлана Сафонова

Соблюдения правил личной гигиены - необходимое условие сохранения здоровья ребёнка. Родители должны являть им в этом пример, достойный подражания.

Дети ещё в дошкольном возрасте легко усваивают элементарные правила ухода за своим телом. Эти навыки необходимо повседневно закреплять и в дальнейшем. Однако наблюдать приходится и иное : именно с приходом в детский сад некоторые ребята начинают пренебрежительно относится к выполнению гигиенических правил . Необходимо повседневно, терпеливо и упорно настаивать на выполнении правил личной гигиены .

Приучать детей не только в детском саду, но и дома выполнять все правила личной гигиены . Ежедневно утром и вечером перед сном надо мыть лицо, шею и руки и ноги с мылом! (Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливание и не сушить кожу; этим требованием более всего отвечает "Детское" и "Глицериновое" мыло.) У ребёнка должно быть отдельное полотенце для рук, ног и лица. Особенное внимание нужно обращать на ногти на руках они должны быть аккуратно подстрижены.

И конечно, постоянно нужно доводить до сознания детей , соблюдение гигиенических правил не не только их личное дело . От здоровья каждого очень часто зависит здоровье того, кто рядом, - близких в семье, товарищей и залог успеха каждого!

Публикации по теме:

Цель: содействие стремлению детей к соблюдению правил личной гигиены, поддержанию и укреплению своего здоровья. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-эксперимента в средней группе «Правила гигиены» Задачи: заложить основы экспериментирования; систематизировать знания правил личной гигиены; развивать гигиенические навыки (мытье рук,.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знать каждому положено» Итоговая работа слушателей курсов повышения квалификации Выборгского района 2016-17г. Педагогический проект для детей старшего дошкольного.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ласточка» Конспект познавательной викторины на.

Презентация игры для старшего дошкольного возраста «Знаем правила дорожного движения!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках недели "Знакомства с правилами дорожного движения" мною разработана методическая игра: "Знаем.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы Срок реализации: две недели Тип проекта: краткосрочный Создание проблемы:.

Проект по безопасности детей дошкольного возраста «Правила безопасности в нашей группе» (вторая младшая группа) Городской округ города Выкса МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто