Проблемное кормление: почему грудной ребенок не ест. Как отличить патологию. Терапия в домашних условиях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Последнее обновление статьи: 25.04.2018 г.

Педиатры всего мира считают грудное молоко оптимальным для вскармливания крох с рождения до года. И это правда. В нём есть все необходимые вещества, идеально подходящие именно вашему ребёнку. Состав молока уникален, он меняется постоянно и зависит от потребностей крохи. Например, когда жарко, грудное молоко содержит больше воды, что позволяет утолить жажду. Нужно расти? Молока становится больше и возрастает его жирность. Ваш малыш заболел? Количество иммунных веществ в молоке повышается.

Врач-педиатр участковый

Научно доказано, что длительное кормление грудью — залог здоровья человека на всю оставшуюся жизнь.

Однако несмотря на многовековой опыт грудного вскармливания, всё ещё остается много вопросов. Во время приёма меня часто спрашивают, как проверить, наелся ребёнок или нет, что делать, если малыш не наедается грудным молоком?

Давайте попробуем разобраться с этими проблемами вместе.

Как понять, наедается ли ребёнок грудным молоком?

Чтобы маме легче было определить, наелся ли ребёнок, расскажу про некоторые особенности организма новорождённого. Младенец обычно спит по 2 — 4 часа. Значит, число кормлений совместно с ночными должно быть от 6 до 8 раз за сутки. Ваш малыш сосёт кулачок, вертит головой по сторонам и высовывает язычок? Он хочет кушать! Самое время предложить ему грудь.

Малыш по времени может кушать от 10 до 30 минут. Сколько он сосёт грудь, зависит от активности и аппетита крохи. Кто-то кушает быстро и торопливо, а кто-то медленно, с перерывами на отдых. Оба варианта считаются нормой и отражают индивидуальность вашего карапуза. Порция съеденного молока регулируется самим ребёнком. Наевшись, грудничок сам отпустит грудь.

Ребёнок плачет не только когда голодный. Плач может говорить о болях в животике, реакции на погодные условия, или младенец просто требует вашего внимания.

В первый год своей жизни дети интенсивно растут. Средняя ежемесячная прибавка массы тела грудничка за первый триместр (три месяца) составляет 800 граммов. Зная особенности своего малыша, внимательно наблюдая за его поведением и ежемесячной прибавкой, вы сможете определить, наедается ребёнок или остается голодным.

Ребёнок не наедается, если:

  • он часто просыпается и мало спит, проявляет признаки беспокойства, много плачет;
  • плохо набирает массу тела за месяц.

Я, как сторонник грудного вскармливания, надеюсь, что ваш ребёнок ест достаточно. Но если родители определили, что молоком малыш не насыщается, сразу появляются вопросы, в чём причина, что же делать?

Главное — не паниковать. Для благополучного вскармливания грудью необходимы правильное питание, полноценный отдых и оптимистичный настрой кормящей матери. Про питание я расскажу немного попозже.

Основные причины, приводящие к недоеданию

Причиной недоедания может быть:

  • гипогалактия — снижение выработки грудного молока;
  • неправильное прикладывание ребёнка;
  • плоские, втянутые соски;
  • лактостаз — застой молока, проявляющийся болезненным набуханием груди;
  • короткая уздечка языка.

Ещё раз напомню. Не переживайте! Все эти проблемы можно устранить.

Если истинная гипогалактия напрямую связана с наследственной предрасположенностью и образом жизни мамы, то остальные четыре причины находятся в зависимости от техники кормления грудью. Их можно скорректировать.

Гипогалактия

Гипогалактия – это состояние, при котором вырабатывается меньше молока, чем необходимо малышу.

И хотя в этом есть наследственная предрасположенность, образ жизни тоже значительно влияет.

Преодолеть эту проблему помогут несколько полезных советов:

  1. Питайтесь правильно. Есть нужно, даже чаще, чем вы ели до беременности. Предпочтительно перед каждым кормлением грудью. В списке самых полезных продуктов — мясо, творог, рыба, кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Желательно не употреблять в пищу цитрусовые и шоколад (могут вызвать аллергию); продукты, повышающие газообразование (бобовые, капуста белокочанная, чёрный хлеб, много мучного могут спровоцировать колики у малыша). Если молоко нежирное («как вода»), можно кушать в умеренных количествах сметану, орехи, свинину. От них молоко становится жирнее.
  2. Пейте больше (до 2,5 литров в сутки) жидкости. Отдавайте предпочтение простой чистой воде, зелёному чаю, компоту, морсу, кисломолочным продуктам.
  3. Отдыхайте. Кормящей матери необходим ночной сон не менее 8 часов и дневной отдых 1 — 2 часа в день. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  4. Чаще прикладывайте ребёнка. Приток молока при этом усиливается. В первые дни жизни малыша желательно кормить каждый час. Не забывайте про ночные кормления. За одно кормление давайте обе груди, заканчивайте той грудью, с которой начали.
  5. Общайтесь со своим ребёнком. Телесный контакт матери с малышом вызывает прилив молока.
  6. Обратитесь за поддержкой и помощью к мужу и родственникам. Очень важен психологический комфорт в семье.
  7. Травяные чаи для мам, содержащие тмин, укроп, фенхель, анис, предназначены для усиления выработки молока. Выпейте чашечку такого чая за час до кормления, постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Вкус молока станет лучше, и малыш будет кушать с аппетитом.

Неправильное прикладывание ребёнка к груди

Неправильное прикладывание ребёнка приводит к неудобству и недовольству малыша, возникновению трещин на сосках, что болезненно для мамы. У крохи не получается в полном объёме сосать грудь, и поэтому малыш не может наесться.

Условия правильного прикладывания.

  1. Положение ребёнка: живот к животу, лицом к груди. Кормить лёжа или сидя, решать маме. Выбирайте положение подходящее вам обоим.
  2. Голова и тело малыша лежат на одной линии. Подбородок касается груди матери.
  3. Малыш должен захватывать сосок вместе с ареолой (пигментированная область вокруг соска).
  4. Нижняя губка малыша немного вывернута.
  5. Мама должна быть расслаблена и сконцентрирована на ребёнке.

Если у мамы плоские, втянутые соски, ребёнку тяжело сосать. Потребуется терпение и упорство. Со временем форма груди меняется, она смягчается, а соски становятся более вытянутыми. И через две недели проблема с кормлением исчезает. До этого времени можно использовать специальные накладки на грудь. Если нужно, молоко сцеживают и дают ребёнку из ложечки.

Лактостаз

Лактостаз — проблема, которая чаще возникает в первое время. Это происходит вследствие пребывания большего количества молока, и у ребёнка не получается полностью опорожнить грудь. Молочная железа набухает, становится болезненной, может повыситься температура до 38 — 38,5 градусов, но общее самочувствие при этом не страдает. При нагрубании молочных желез ребёнку тяжело сосать, и не все малыши могут справиться с этой проблемой.

  • более частые прикладывания ребёнка;
  • перед кормлением сцеживать небольшое количество молока. Сцеживание смягчает грудь и помогает ребёнку;
  • массаж во время кормления, поглаживания от подмышечной области к соску;
  • когда закончите кормить, сцедите молоко до выделения нескольких капель;
  • носить правильно подобранный бюстгальтер, предназначенный для кормления.

Нам, родителям, часто кажется, что ребенок мало ест. Особенно переживают по этому поводу бабушки и дедушки. Они думают, что их внук худенький, бледненький, потому что плохенько кушает, и стараются накормить посытнее да побольше.

Такое мнение естественно. Всеобщее утверждение, что хороший аппетит ─ признак крепкого здоровья, прочно живет в сознании. В старину на Руси по еде выбирали работников. По принципу: много ест ─ будет много работать.

Прибавка в весе

С новорожденными ситуация другая. Дети рождаются с инстинктом сосания, их маленький организм еще не научился переедать, поэтому грудничок поглощает столько, сколько требуется, не больше. Если родителям кажется, что новорожденный мало ест, проверьте, прибавляет ли малыш в весе.

В педиатрии утверждены специальные нормы, оговаривающие, на сколько граммов малыш прибавляет в весе каждый месяц, каждую неделю, каждый год. Сверяясь с нормами, родители поймут, правильно ли питается ребенок, хватает ли ему молочка или пора вводить прикорм. В таблицах расписаны прибавки веса в течение месяца для мальчиков и девочек, которые растут и развиваются не одинаково.

Прибавка в неделю почти не заметна, всего 70-190 г, но месячный грудничок вырастает уже на 760-1340 г. За 2 месяца малыш прибавляет 1720-2640 г. Потом скорость привеса немного замедляется и за 3 месяца составляет 2420-3540 г. А к 4 месяцам малыш прибавляет всего 2980-4270, хоть и кушает хорошо, и намного больше, чем в первые дни. Поэтому нам кажется, что ребенку недостаточно питания.

Нормы привеса рассчитаны на среднестатистического ребенка, не стоит следовать им с точностью до грамма. Каждый человек индивидуален по внешним параметрам, отличаются и внутренние процессы. Если грудной малыш с хорошим самочувствием бодр и активен, прибавка в весе наблюдается, значит, у родителей нет повода для беспокойства.

Малыш плохо кушает

Иногда бывает, что новорожденный плохо ест. Такое бывает нечасто, но в некоторых семьях случается, что ребенок действительно слабо сосет или вообще отказывается от груди. Когда кроха плохо кушает или не берет грудь ─ страшно для малыша, для мамы да и для всех членов семьи. Голодный младенец хочет кушать, кричит от голода, быстро худеет и слабеет.

Малыш может мало есть, но если он ведет себя активно, не капризничает, не плачет, то скорее всего с ним все в порядке

Иногда ребенок рождается слабеньким, особенно недоношенный. Такой малыш много спит и почти ничего не ест. Педиатры советуют в таком случае перейти на свободный метод вскармливания, то есть кормить, когда проснется. Не будите спящего младенца: во сне кроха набирается сил. Постепенно малыш окрепнет, и питание наладится.

Маловесного детку кормите не по часам, а по требованию. Пусть ест понемножку, сколько съест, потом научится есть больше. Чтобы помочь малютке, сцеживайте молоко. Сцеженным молочком докормите ложечкой или другим способом.

Если нет врожденных патологий и недомоганий, малыш кушает столько, сколько требуется организму. Если ребенку недостаточно еды, он плохо себя чувствует, вопрос решается с лечащим врачом. Педиатр осмотрит, соберет анамнез, назначит лечение. По показаниям рекомендуется сдача анализов и консультации врачей-специалистов.

Почему новорожденный мало ест: основные причины

При повышении температуры, простуде, при коликах, инфекциях, отитах, стоматитах малыш ест мало или вообще отталкивает еду. При этом он может быть голоден, но сильная боль или повышенная температура, делающая кроху вялым, бездвижным, не дает насытиться. Получается, что съедает малыш немного, ему не хватает сил для роста, нет прибавки в весе. Поэтому он куксится, плачет, выглядит слабеньким.


Будет ли аппетит у малыша хорошим зависит от многих факторов: от его настроения, от вкуса грудного молока, от правильности захвата грудничком соска, от запахов вокруг и даже от психологического климата в доме

Кроме патологий и заболеваний, существует множество других причин плохого аппетита малыша, у каждого крохи ─ своя проблема.

  • При неправильном положении малыша во время кормления или неправильной форме соска количество съеденного резко уменьшается. Когда сосок захватывается не полностью, в ротик и желудок попадает воздух вместо молока, получаются газы, колики, проблемы с животиком, а насыщения нет.
  • Как ни парадоксально это звучит, но у грудничка может быть плохое настроение. Случается, он проснулся, громко плакал, звал маму, а мама не пришла сразу. Кроха испугался, разволновался. Теперь он не может сосать, ему нужно дать время успокоиться, только потом кормить.
  • Есть такие счастливые мамочки, у которых молочка очень много, оно сильно брызжет в маленький ротик. Кроха не справляется с таким потоком, просто захлебывается, кашляет, не может глотать. Таким мамочкам желательно сцедить немножко молока, чтобы ослабить напор. Тогда малютка спокойно покушает.
  • Кормящая мамочка внимательно выбирает продукты для своей диеты, чтобы молочко получалось сладеньким и вкусным. Если пробуете новое блюдо, возьмите одну маленькую ложечку, не больше. Не пугайте карапуза, ведь вкус и запах грудного молока напрямую зависит от питания мамы. Исключите из меню острое, пряное, алкогольное. Откажитесь от курения: это вредно вам и губительно для мозга младенца.
  • Известно, что пока мамочка кормит грудью, беременность не наступает. Поэтому супруги не предохраняются в этот период, но сбои все-таки бывают. Наступившая беременность делает молоко горьким, для крохи неприемлемым. Грудничок отказывается от такого питания, мама , срочно вводит прикорм. С этого дня заканчивается грудное вскармливание, начинается период искусственного кормления.
  • несет еще одну проблему. Даже при отличном, вкусном молочке у мамы ребенку не захочется напряженно сосать грудь, если в соске на бутылочке отверстие достаточно большое, еда высасывается легко, без усилий, без напряжения.
  • Еще один момент, отталкивающий малютку от груди, ─ это косметика и парфюмерия. Со времени внутриутробной жизни крошка знает родной запах мамы. Поэтому пользуйтесь постоянно одними и теми же средствами гигиены. Если пробуете новый парфюм, делайте это очень осторожно, чтобы новый аромат не чувствовался, а слегка угадывался. Крошечному ребенку свойственно опираться на чувства, в том числе на обоняние. Малыш может не узнать вас по запаху и не принять вашу грудь и даже бутылочку с соской из ваших рук.
  • Не раз сказано и написано, что важным фактором правильного, полноценного развития новорожденного является здоровый психоэмоциональный климат в семье. Когда в семье раздоры, крики, скандалы, а то и драки, вряд ли малыш будет обладать отменным аппетитом. Постарайтесь наладить взаимную любовь и добросердечность, обращайтесь к грудничку ласково, нежно, подходите к нему только в добром, спокойном расположении.

Проблемы в питании до годика и после

Начиная с шестого месяца после рождения и до года, малышу постепенно вводят прикорм. Мамино молочко ─ самое вкусное и полезное питание на свете, но со временем малыш вырастает до другой пищи. К этому времени желудочно-кишечный тракт формируется в почти взрослый, готовый переваривать более грубую пищу. Поэтому только на мамином молочке малышу голодно. С этого времени кроху докармливают.


Частыми причинами «малоежства» детей является их перекорм мамами и бабушками, а также то, что они просто не успевают проголодаться как следует

Здесь начинаются проблемы. Вот некоторые из них:

  • Многие мамы долго ищут «свою» смесь, которая бы подошла малышу, не вызвала у него аллергии, понравилась бы ему. Но, перед тем, как сделать выбор, большинству приходится перепробовать как минимум несколько марок.
  • Длительное грудное вскармливание. Часто оно приводит к тому, что в 8-9 месяцев малыш вообще не воспринимает прикорм и ничего не ест, кроме грудного молока.
  • Малыш отказывается есть вроде бы привычную для него пищу - смесь или прикорм, который мама уже пробовала с ним. Она недоумевает, почему не ест, что с этим делать. В течение месяца хорошо кушал, открывал ротик, а теперь отказывается. Причины банальны: или слишком большая порция (мама перекармливает малютку), или карапуз просто не успел проголодаться. С возрастом режим у детей меняется, а родители не всегда успевают это фиксировать: кормят и кладут спать детей по привычному для них ритму, тогда как кроха уже «перерос» его. Так что, следует уменьшить порции, не кормить, когда не хочет, иначе и за год малыш не приучится к новой пище.

Важно: педиатры и специалисты по детскому питанию уверены, что чрезмерно большими порциями и насильственным кормлением отбивается пищевой интерес к новой еде. Вряд ли такое положение изменится через два месяца или год.

Потом начинаются другие проблемы. Не думайте, что отметите юбилейную дату 1 год, и все проблемы уйдут в прошлое. Теперь вы предлагаете взрослому карапузику другую пищу ─ твердую. Если 3-4 месяца он ел из бутылочки, то теперь начинает кушать ложечкой пюрешки, кашки. Если малыш не научился в год есть твердую пищу, помогите ему. Предложите мягкую пищу: банан, клубничку, вкусное пюре, котлетку. Пока у него немного зубов, разминайте вилкой твердые продукты и давайте понемножку.

В заключение

Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты питания новорожденных. Если есть проблемы, не откладывайте, обращайтесь к врачу. Если с малышом и мамой все в порядке, то отстранение от еды временно, вскоре пройдет. Научитесь понимать кроху, чаще берите на ручки, разговаривайте, пойте песенки, чаще гуляйте с малышом. Вскоре малютка научится хорошо кушать и снова будет радовать вас хорошим аппетитом.

Если вашему маленькому крохе меньше года или даже полутора лет, то вы, наверное, уже почувствовали, что означает выражение «висит на маме круглые сутки». Подавляющее большинство мам сталкиваются с тем, что маленький человечек не хочет ни в какую отпускать маму одну. Пока он бодрствует, он весел только с мамой, увидев, что она отходит на некоторое расстояние, тут же начинает жалобно хныкать. Спит только с грудью во рту, медленно посасывая молочко, и если вы попытаетесь отойти – тут же просыпается. Проблема ли это и что делать в таком случае?

Чтобы понять, почему малыши ведут себя так, давайте вспомним и порассуждаем о том, как природой задумана жизнь маленького малыша. Маленький ребенок еще не созрел, еще не имеет полнофункционирующего разума, поэтому не способен понять доводы нас, взрослых, о том, что нам надо что-то сделать по дому или поработать, или полежать в ванне. Малыш руководствуется пока только своими инстинктами и рефлексами. И среди них главный – это быть на руках. Возможно, вы видели фильмы или познавательные программы о современных племенах людей, живущих вне цивилизации по вековым и тысячелетним традициям.

Они везде носят своих младенцев с собой. Всюду, где бы они ни были, малыши с ними: на купании, в лесу, при приготовлении пищи, при разжигании костра, при совместных посиделках и таинственных обрядах. Иногда матери отдают своих младенцев другим членам племени, старшим детям, своим братьям и сестрам, бабушкам. Но главное, что остается – это то, что ребенок все время на руках. Он всегда вместе со взрослым: либо на его руках, либо на коленях, либо лежит на животе. И, что не менее важно, всегда спокойный .

Маленький человечек инстинктивно чувствует, что если он останется один – он может погибнуть. Одиночество для ребенка первого года жизни в природных условиях чаще всего означает смерть. Он не может сам о себе позаботиться. Поэтому инстинкт заставляет его быть рядом со взрослым – это залог выживания для ребенка в естественной природной среде. Мы забыли этот факт, что быть на руках – естественная потребность маленького человечка, так же как еда, сон.

Что же в этом случае делать, спросите вы? Неужели теперь не есть, не пить, не прибираться и вообще ничего не делать? Ни в коем случае. Ребенок – это не отдельное от жизни существо, он часть нашей жизни, он должен присутствовать в ней полноправно. Мы в цивилизованном мире слишком искаженно выросли сами. Мы практически не видим примера, как молодые мамы живут обычной жизнью с детками. В лучшем случае с малышами гуляют на детской площадке. Но не ходят по магазинам, на почту, не сидят в кафе, не ходят на работу, не встречаются с друзьями. Чаще всего молодая мама вымучивается первые годы жизни ребенка, а потом, сдав его в садик, начинает «снова жить».

Мы сами не видели примера и поэтому не можем жить вместе с ребенком полноценной жизнью. С появлением малыша многое меняется, многое уходит, но это не повод отказываться от всего. Это лишь некоторая перестройка с целью понять, как я могу заниматься своими делами вместе с ребенком ? Для многих это кажется абсурдным ходить в кафе с друзьями, по делам и магазинам с ребенком. Мы настолько отошли от этого понимания, что оно нам кажется невыполнимым. Наш мир настолько ушел от своего естественного поведения, что мы даже не представляем себе, что это возможно. И страдаем либо от того, что жизнь с малышом трудная и скучная, либо бросаем ребенка в кроватке, оставляем на нянек, сдаем в ясли, чем заставляем страдать малыша. Ведь главное, что ему нужно – тепло мамы или другого близкого человека.

Многие спросят, неужели так с ним и мучиться и носить на руках все 18 лет? Конечно же нет. Во-первых, если вы носите на руках не потому, что так надо, а искренне понимаете, что это необходимо для счастья вашего крохи, вы не воспринимаете это как трудность. Многие мамы даже говорят, что как только стали больше носить на руках, совсем пропало желание отпускать кроху. Больше носишь – больше хочется носить. Это естественная реакция, так задумано природой.

А ребенок, напитавшись сполна временем абсолютной защищенности, позже сам начинает отползать, уходить от мамы, чтобы изучать мир: сначала предметы вблизи мамы, потом всю комнату, потом всю квартиру вместе с кухней и туалетом. Происходит это от 6 месяцев до полутора лет, когда дети учатся ползать и ходить. Они понемногу начинают покидать маму, возвращаясь на ручки после полученных впечатлений: сначала на полметра, потом на метр, потом всю комнату исследуют, потом все дальше отползают и дольше не возвращаются. Потом однажды вы заметите, как хочется обнять кроху, а он от вас убегает, потому что у него вагон от поезда отцепился. Тогда вы вспомните, как было прекрасно время, когда этот малыш сидел на ваших руках и прижимался к вам своими пухлыми щечками.

Цените каждое время, оно прекрасно!

С момента рождения малыша жизнь родителей кардинально меняется. Теперь им необходимо заниматься уходом за новорожденным, следить за его развитием и воспитанием. Одними из самых распространенных вопросов, задаваемых педиатрам, являются: почему грудной ребенок не спит днем или ночью, какова норма его сна, и что нужно делать, если у малыша возникли проблемы со сном? Попробуем ответить вам на эти вопросы.

Сколько надо спать грудничку?

Здоровый сон – очень важная часть развития малыша. Он нужен детям, чтобы снять напряжение. Как раз в это время гипофиз головного мозга вырабатывает гормон, отвечающий за рост крохи. В первые месяцы жизни у новорожденного настраиваются биологические часы, устанавливается режим сна. Рассмотрим более подробно, для каждой возрастной категории оптимальные нормы сна:

  • От рождения до четырех месяцев. С момента рождениягрудные детки часто просыпаются, чтобы покушать и затем снова засыпают. До двух месяцев сон у здорового ребенка обычно составляет 17 часов в сутки, потом 15 – 16 часов. Как правило сон у новорожденного беспокойный, продолжается недолго (примерно по 50 – 70 минут). Стабильный режим сна начинает вырисовываться по прошествии двух месяцев, и сам сон длится уже намного дольше. Грудной ребенок может без кормления проспать целых шесть часов. В три месяца ночной сон становится более продолжительным, а днем ребенок может засыпать по нескольку раз.
  • От пяти до двенадцати месяцев. В этом возрасте дети находятся во сне примерно 15 часов в сутки.
  • От года до трех лет. В этот возрастной период ребенок может спать от 13 до 15 часов в день. Днем, чаще всего, он засыпает в середине дня, и только один раз.

Как видно, по мере взросления ребенку требуется реже спать. Напомним также, что единых стандартов здесь нет, потому как каждый ребенок индивидуален. Соответственно и потребности во сне могут быть у всех деток разные.

Почему не спит грудной ребенок?

Плохой сон у грудного ребенка может быть по разным причинам. Зачастую - это дискомфорт, вызванный такими факторами как голод, колики в животе, мокрый подгузник и время когда прорезываются зубки.

Если ночью грудной ребенок не спит из-за голода, педиатры рекомендуют кормить кроху, раз уж у него возникла такая потребность. Родители должны предвидеть подобные ситуации и всегда быть готовыми удовлетворить чувство голода своего чада. После кормления сытый малыш сладко заснет и больше не потревожит папу и маму до самого утра. По мере роста ребенка проблема ночного кормления уйдет в прошлое.

Что касается мокрого подгузника, то его, конечно же, необходимо поменять. Если у малыша болит животик, сделайте ему легкий массаж круговыми движениями ладоней по часовой стрелке. При боли от прорезывания зубов крохе могут помочь специальные обезболивающие и противовоспалительные гели для десен. Не стоит также забывать о важности проявления внимания к грудничку. Возьмите ребенка на руки, походите с ним по комнате, прижмите его к себе животиком (тепло помогает при кишечных коликах).

Иные причины расстройства сна у грудничков

К другим причинам, объясняющим, почему не спит грудной ребенок относятся и внешние факторы, например, слишком сухой, жаркий или же наоборот холодный воздух в помещении (оптимальная влажность в детской комнате должна быть в пределах 50-70%, а температура воздуха - +18 +20 °С). Также распространенными причинами расстройства сна у грудничка являются:

  • Звук работающего компьютера, магнитофона, телевизора или просто громкие разговоры. В первые недели жизни малыш не слишком чувствителен к посторонним звукам, однако, при засыпании громкая музыка, шум, резкие стуки могут ему помешать.
  • Иногда грудной ребенок беспокойно спит или вовсе не может уснуть из-за незрелости нервной системы, высокой возбудимости – необходимо полностью исключить все раздражители и показать малыша невропатологу. Врач посоветует индивидуальное решение данной проблемы.
  • Чрезмерное кутание ребенка. Одевать новорожденного следует соответственно - не держать совсем голеньким, но и не перекутывать его. Активные движения грудничка ручками и ножками, чихание подскажут вам, что кроха замерз. А порозовевшие щечки и повышение температуры тела - что в помещении слишком жарко.
  • Слишком яркий свет в помещении. Используйте ставни или жалюзи, чтобы затемнить комнату.

Не забывайте, что новорожденным нужно постоянно чувствовать тепло мамы, поэтому поставьте детскую кроватку рядом со своей и ночью, когда малыш начнет ворочаться, возьмите его за ручку или же прижмите свою руку к его бочку.

Что делать, если грудной ребенок не спит днем или в ночное время?

Если вы действительно заподозрили неладное, то рекомендуем все же обратиться за советом к детскому врачу. Пусть лучше вы лишний раз перестрахуетесь, потому как часто расстройство сна у грудничков является признаком серьезных недугов. К ним относятся повышенное внутричерепное давление, нарушения дыхания, заболевания центральной нервной системы и др. А пока вы ждете квалифицированной помощи педиатра, выполните следующие рекомендации:

  • Обеспечьте малышу регулярные прогулки на свежем воздухе (дважды в день). Превратите их в привычку, избегая только непогоду и холодные дни.
  • Создайте в детской комнате условия для комфортного сна. Обеспечьте ребенку спокойную, располагающую к отдыху атмосферу, и не допускайте нервозность в семье.
  • Добавляйте в воду для купания грудничка целебные отвары трав - ромашки и череды. Благодаря расслабляющему действию, они поспособствуют крепкому сну младенца.
  • Сделайте небольшую подушечку-саше с травой валерианы. Положите ее в кроватку грудничка. Сон будет более крепким и спокойным.

Очень часто причиной того, что грудной ребенок ночью не спит, могут стать активные игры перед сном. Постарайтесь исключить их после захода солнца, ведь подготовка к отдыху начинается за несколько часов до сна. Так ваш ребенок не будет эмоционально перегружен.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто