О марксистско-ленинском мировоззрении. И вновь продолжается бой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Марксизм-ленинизм - научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического и коммунистического общества. Основоположниками М.-л. были К. Маркс и Ф. Энгельс ; выдающийся вклад в его развитие внёс В.И. Ленин . М.-л. обогащается в результате теоретической деятельности коммунистических и рабочих партий. «Марксизм-ленинизм - это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание самого справедливого общества - коммунизма. Его великая творческая преобразующая сила - в неразрывной связи с жизнью, в непрерывном обогащении на основе всестороннего анализа действительности» (Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, 1960).

Марксизм как научное выражение коренных интересов рабочего класса возник в 40-х годах XIX века, когда резко проявились антагонистические противоречия капиталистического общества, и на арену истории как самостоятельная политическая сила выступил рабочий класс. К. Маркс и Ф. Энгельс были творцами научного мировоззрения рабочего класса, программы, стратегии и тактики его революционной борьбы. Они критически переосмыслили и творчески переработали достижения предшествующей научной и общественной мысли человечества, обобщили опыт классовой борьбы и революционного движения трудящихся масс.

М.-л. представляет собой закономерный результат поступательного движения передовой человеческой мысли и знаменует величайший революционный переворот в её развитии. Важнейшими теоретическими источниками марксизма явились классическая немецкая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм. Марксизм принципиально по-новому подошёл к решению практических и теоретических проблем и дал научный ответ на главные вопросы, поставленные ходом общественного развития и прежде всего развитием капитализма и рабочего движения; преодолел свойственные предшествующей общественной мысли идеализм и антиисторизм, созерцательный характер. Его важнейшая особенность состоит в том, что он не только объяснил мир, но и определил условия, пути и средства его переустройства, превратил социализм из утопии в науку. Это стало возможным в результате распространения материализма на понимание истории общества, создания исторического материализма, органичного соединения и творческой разработки материализма и диалектики. «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, - вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 24, с. 264).

Возникнув как революционная теория рабочего класса, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848-1849 в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Интернационал 1-й , основан 28 сентября 1864 г.). В 70-80-е годы XIX века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.

Распространение марксизма в международном рабочем движении встречало ожесточённое сопротивление как со стороны его открытых противников, например, бакунистов (см. Бакунизм), прудонистов (см. Прудонизм) и др., так и со стороны соглашательских оппортунистических элементов внутри социал-демократических партий - ревизионистов (Э. Бернштейн, М. Адлер и другие). Ревизионизм в рабочем движении возник как проявление влияния буржуазной идеологии на определённые, наименее революционные, относительно обеспеченные слои рабочего класса (так называемая рабочая аристократия). Другим источником ревизионизма явилась идеология входивших в пролет партий мелкобуржуазных элементов, которым свойственны половинчатость, колебания между пролетариатом и буржуазией. Марксизм вёл решительную борьбу и с догматизмом , сектантством , также наносившими серьёзный вред рабочему движению.

Дальнейшее творческое развитие марксизм получил в теоретических трудах и практической деятельности гениального продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса - В.И. Ленина, который поднял революционное учение марксизма на новую, высшую ступень. В.И. Ленин, восприняв теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил и конкретизировал её применительно к условиям новой исторической эпохи. Борьба и деятельность В.И. Ленина представляют собой ленинский этап в развитии революционной теории рабочего класса, справедливо именуемой марксизмом-ленинизмом. Ленинизм - это «...марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи крушения колониализма и победы национально-освободительных движений, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и строительства коммунистического общества» («К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Тезисы ЦК КПСС, 1970, с. 5).

М.-л. состоит из трёх органически взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: философии - диалектического и исторического материализма, политической экономии и научного коммунизма.

Диалектический и исторический материализм представляет собой философию рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии; он является наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, составляет теоретический фундамент коммунизма. Марксистско-ленинская философия исходит из того, что мир материален: всё существующее - различные формы движущейся материи, высшей из которых является общество. Мир един и развивается по объективным, не зависящим от сознания людей законам, которые познаются людьми в ходе развития обществ, практики и науки. Люди сами делают свою историю, однако ход общественного развития не определяется свободной волей людей, а обусловлен материальными условиями их жизни, подчиняется закономерностям, проявляющимся в деятельности народных масс. Люди, познав эти закономерности и действуя в соответствии с ними, могут сознательно влиять на ход общественного развития. Впервые в М.-л. общество было понято как целостный социальный организм, в структуре которого можно выделить производительные силы , производственные отношения и определяемые ими сферы общественной жизни: политику , право , мораль , государство , а также философию , науку , искусство , религию . Их единство и взаимодействие представляют собой общество на определённом этапе истории - общественно-экономической формации (см. Формация общественно-экономическая), развитие и смена которых составляют процесс прогрессивного движения общества к коммунизму. Ядром марксистской философии является материалистическая диалектика, выступающая в качестве общей методологии подлинно научного познания общества и природы. Материалистическая диалектика носит революционно-критический характер, каждую ступень развития общества она рассматривает как преходящую. Главное в ней - учение о противоречии, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития явлений и процессов действительности.

Великим вкладом В.И. Ленина в развитие марксистской философии является разработка её важнейших проблем: теории отражения, теории познания, учения об истине, углубление понимания законов и категорий диалектики и др. В своих произведениях В.И. Ленин дал классические образцы применения материалистической диалектики к важнейшим проблемам общественного развития, политики и классовой борьбы пролетариата: анализ объективных условий и разработку вопроса о роли субъективного фактора в историческом процессе, значении творческой инициативы масс, классов, партий и отдельных личностей, обоснование огромной роли научной теории в революционном движении.

В.И. Ленин не только защитил от нападок ревизионистов марксистскую философию, но и философски осмыслил и обобщил то новое, что было достигнуто в развитии естественных наук после Ф. Энгельса.

Марксистско-ленинская политическая экономия возникла на основе диалектико-материалистического анализа К. Марксом современного ему капиталистического общества. К. Маркс глубоко разработал и обосновал трудовую теорию стоимости, открыл закон прибавочной стоимости . Это великое открытие составляет, по выражению В.И. Ленина, «...краеугольный камень экономической теории Маркса» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 45), так как раскрывает сущность эксплуатации рабочего класса классом буржуазии. Марксистско-ленинская политическая экономия исследует объективные законы развития общественного производства на всём протяжении истории человечества, она доказала преходящий характер капиталистического способа производства, неизбежность его гибели и замены новой обществ, формацией - коммунизмом.

К. Маркс и Ф. Энгельс на огромном историческом материале показали, что важнейшей движущей силой развития общества, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации, является борьба антагонистических классов . Они теоретически обосновали революционную роль рабочего класса, историческая миссия которого состоит в свержении капитализма и создании коммунизма, обеспечивающего условия для свободного и всестороннего развития каждого человека (см. Научный коммунизм , Политическая экономия). Реальным путём и средством уничтожения капитализма и перехода к коммунизму являются социалистическая революция и диктатура пролетариата . Для осуществления социалистической революции и диктатуры пролетариата, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, освобождения всех трудящихся рабочий класс вступает в союз со всеми трудящимися и эксплуатируемыми. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что между капиталистической и коммунистической формациями лежит переходный период, в течение которого пролетариат, взяв государственное руководство обществом в свои руки, должен направлять развитие всех сторон общественной жизни по пути к новому обществу. Необходимое условие успешной борьбы за свержение гнёта капитализма, за победу пролетарской революции и коммунизма, учили К. Маркс и Ф. Энгельс, - объединение пролетариата разных стран и наций против буржуазии всех стран и наций, ибо цель у пролетариата всего мира одна - коммунизм. В силу этого принципом борьбы и организации пролетариата является интернационализм .

Для того чтобы совершить пролетарскую революцию, рабочий класс должен организовать и сплотить свои ряды, создать свою боевую революционную партию, объединяющую его передовые, лучшие силы, которая поведёт трудящихся на борьбу за победу коммунизма. Такая партия - Союз коммунистов была впервые создана К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847 г.

В.И. Ленин внёс неоценимый вклад в экономическую теорию марксизма. Он показал, что капитализм перешёл в последнюю, высшую стадию своего развития - империализм , раскрыл его специфику, экономическую и политическую сущность. Он установил, что государственно-монополистическая ступень развития капитализма является материальной подготовкой революционного перехода к социализму. В.И. Ленин открыл закон неравномерности развития капиталистических стран в эпоху империализма и, исходя из этого закона, сделал важнейший теоретический вывод о возможности победы пролетарской революции и социализма сначала в нескольких или даже в одной стране, так как пролетарская революция не может произойти одновременно во всех развитых капиталистических странах, как предполагали К. Маркс и Ф. Энгельс. Важным вкладом в М.-л. была разработка В.И. Лениным теории перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В.И. Ленин творчески развил учение о диктатуре пролетариата, о руководящей роли рабочего класса, о союзниках пролетариата в революции - крестьянстве прежде всего, о формах классовой борьбы. Опираясь на теоретические положения К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленин создал цельное учение о партии рабочего класса как высшей форме его революционной организации, всесторонне разработал её теоретические и организационные основы, нормы партийной жизни и принципы партийного руководства. Под руководством В.И. Ленина рабочий класс России создал партию нового типа - Коммунистическую партию Советского Союза . В.И. Ленин разработал стратегию и тактику революционной борьбы рабочего класса с буржуазией, принципы борьбы с ревизионизмом, догматизмом, правым и левым оппортунизмом. Важное место в М.-л. занимает национальный вопрос , основные принципы пролетарского решения которого разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали подчинённость национального вопроса задачам освободительной классовой борьбы пролетариата, обосновали необходимость поддержки национально-освободительных движений, направленных против реакционных сил и классов. Ленин развил эти положения, подверг критике теории и программы реформистов и оппортунистов, подчеркнул необходимость свободного самоопределения наций вплоть до их полного отделения и образования самостоятельного государства. Главным в национальном вопросе Ленин считал объединение трудящихся всех наций в общей борьбе за демократию и социализм. Он раскрыл связь национального вопроса с колониальным и указал на возможность некапиталистического пути развития колониальных и зависимых стран.

Основываясь на положениях К. Маркса и Ф. Энгельса о будущем коммунистическом обществе и двух фазах его развития, В.И. Ленин разработал вопросы об основных чертах переходного периода от капитализма к социализму, о путях и средствах построения социализма и коммунизма, об основных закономерностях развития общества в эпоху социализма и коммунизма.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 г., создание первого в мире социалистического многонационального государства явились величайшим торжеством марксистско-ленинской теории, ознаменовали начало новой исторической эпохи развития человечества.

После В.И. Ленина КПСС вместе с братскими коммунистическими партиями продолжали развивать марксистско-ленинскую теорию. Исходя из ленинских положений, творчески применяя и развивая их, КПСС привела советский народ к победе социализма и руководит строительством коммунистического общества в СССР. КПСС разработала вопросы о возможности построения социализма в одной стране, находящейся в капиталистическом окружении; о путях, темпах и средствах социалистической индустриализации; о методах и формах коллективизации сельского хозяйства; о путях и средствах проведения культурной революции в стране; о закономерностях строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму. Партия отстояла свою линию в непримиримой борьбе с правым и левым оппортунизмом и национал-уклонизмом.

Достижения социалистического строительства в СССР, разгром фашистской Германии и империалистической Японии, в котором решающую роль сыграл Советский Союз, способствовали успеху народно-демократических, социалистических революций в ряде стран Европы, Азии, Латинской Америки, подъёму национально-освободительного движения, краху колониальной системы империализма. Эти важнейшие процессы послужили новым практическим подтверждением истинности марксистско-ленинской теории. Историческая обстановка, сложившаяся после Второй мировой войны 1939-1945 гг., образование мировой системы социализма, углубление кризиса капиталистической системы, развёртывание научно-технической революции, задачи социалистического и коммунистического строительства потребовали дальнейшего обогащения М.-л. Важной предпосылкой творческого развития марксистско-ленинской теории было преодоление КПСС тенденций к её догматизации, отрыву от практики. Партия вместе с тем выступила против попыток отождествить теорию и практику, что вело к принижению теории, нарушению принципа единства теории и практики.

КПСС проделала большую работу по изучению крупных и сложных экономических и социально-политических проблем социалистического общества в СССР, вместе с другими братскими коммунистическими партиями разрабатывала принципиальные вопросы развития мировой системы социализма, исследовала новые явления современного капитализма, решала важнейшие проблемы мирового революционно-освободительного движения. Эта теоретическая деятельность серьёзно обогащает М.-л. Важным творческим вкладом в марксистско-ленинскую теорию являются Программа КПСС (1961) (см. Программы Коммунистической партии Советского Союза), решения съездов и пленумов ЦК КПСС, партийные документы к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, 50-летию СССР, документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий, братских коммунистических партий.

М.-л. на современном этапе даёт теоретическое обобщение опыта социалистического и коммунистического строительства в СССР и других социалистических странах; раскрывает закономерности развития мировой системы социализма, пути и средства построения материально-технической базы коммунизма; показывает характер современной ступени развития капитализма; определяет перспективы роста и развития международного революционного движения рабочего класса и национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых народов, формы перехода различных стран к социализму; намечает пути и средства претворения в жизнь ленинской политики мирного сосуществования двух противоположных социальных систем и обеспечения всеобщего мира. Анализируя развитие советского общества, КПСС показала, что главным итогом осуществленных глубочайших социально-экономических преобразований явилось построение развитого социалистического общества. На основе коренных изменений в экономической, социальной и духовной жизни общества сложилась новая историческая общность - советский народ. Для развитого социалистического общества характерно гармоничное развитие экономических, социально-политических и культурных условий жизни. Оно имеет мощную материально-техническую базу, которая создаётся на основе всестороннего развития народного хозяйства, внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Развитому социалистическому обществу присущи высокие и устойчивые темпы роста общественного производства и производительности труда; зрелые общественные отношения, складывающиеся на основе полного господства социалистической собственности: ликвидации всех эксплуататорских элементов и утверждения марксистско-ленинского мировоззрения; социально-политического и идейного единства общества. В нём полностью утвердился социалистический принцип распределения по количеству и качеству труда. Политической надстройкой развитого социализма является общенародное государство . На современном этапе в СССР решается задача создания материально-технической базы коммунизма , построение которой представляет собой сложную, многоплановую, комплексную задачу. КПСС подчёркивает необходимость разработки и внедрения современных методов планирования и управления, способов повышения эффективности народного хозяйства, совершенствования материальных и моральных стимулов. Существенную роль приобретает перспективное планирование, определяющее основное направление развития страны на длительный срок. Важнейшее программное значение имеет поставленная на XXIV съезде КПСС задача органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. В развитом социалистическом обществе сложилась новая социальная структура дружественных классов и слоев, идёт процесс стирания классовых граней и утверждения социальной однородности общества, формирование нового человека в результате воздействия объективных условий и коммунистического воспитания. Возникновение советского народа, воплощающего братство трудящихся более ста наций и народностей, объединяемых общими интересами, идеологией, целями и идеалами, - результат творческого применения и развития марксистско-ленинских принципов решения национального вопроса, процесса сближения народов СССР, их сплочения и объединения в ходе социалистического и коммунистического строительства. Развивая ленинское учение о партии, КПСС показала, что важнейшей объективной закономерностью развития социалистического общества является возрастание руководящей роли коммунистической партии. Эта закономерность проявляется с ещё большей силой на этапе построения коммунизма в результате роста масштабов и многообразия форм созидательной деятельности народа, усложнения внутренних и международных задач развития советского общества.

КПСС вместе с другими коммунистическими партиями разрабатывает принципиальные вопросы развития мировой системы социализма, действия общих закономерностей социалистического строительства и их воплощения в специфических условиях различных стран. КПСС и братские партии социалистических стран исследуют закономерности и тенденции международного социалистического разделения труда, принципы социалистической интеграции и другие вопросы, связанные с развитием мировой социалистической системы в целом. Серьёзное место в современной марксистско-ленинской теории занимает анализ новых явлений капиталистического общества, что имеет большое значение для разработки программы, стратегии и тактики революционного и национально-освободительного движения и определения внешнеполитической линии социалистических стран.

Стараясь приспособиться к условиям борьбы двух противоположных систем, используя результаты научно-технической революции, современный империализм приобрёл некоторые новые черты. Усиливается его государственно-монополистический характер, что выражается в государственном стимулировании монополистической концентрации производства и капитала, перераспределении всё большей доли национального дохода в интересах монополий, финансировании развития промышленности и научных исследований, разработке программ экономического развития в масштабе отдельных стран, политике империалистической интеграции. Однако государственно-монополистическое регулирование не в состоянии обуздать стихийные силы капитализма. Современная научно-техническая революция, ускоряя процесс обобществления экономики, вместе с тем ведёт к воспроизводству социальных антагонизмов в ещё больших масштабах и к возникновению новых противоречий в развитии капитализма. Всё это вызывает возрастание неустойчивости системы капитализма, глубокие социально-политические кризисы, рост революционной сознательности масс, нарастание волны классовых битв в цитаделях капитализма. Кризис современного государственно-монополистического капитализма проявляется во всех областях - экономической, политической, идеологической, моральной, то есть носит всеобщий характер (см. Империализм , Капитализм , Общий кризис капитализма). Одним из ярких выражений этого кризиса является крах колониальной системы империализма в результате роста национально-освободительного движения. Борьба за национальное освобождение во многих странах перерастает в борьбу против эксплуататорских общественных отношений. Большое значение для рабочего, коммунистического и национально-освободительного движения имеет теоретическая разработка проблем сближения в современную эпоху демократических и социалистических задач революционной борьбы, сочетания мирных и немирных форм революции, возможности некапиталистического пути развития бывших колониальных стран.

М.-л. является интернациональной основой революционной стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий, международной солидарности борцов за дело пролетариата. Классики М.-л., отмечая важность учёта конкретно-исторических особенностей и своеобразия обстановки, в которой приходится действовать каждой пролетарской партии, всегда отстаивали единство интернациональной тактики коммунистического движения. В.И. Ленин подчёркивал, что задача коммунистов состоит «...в том, чтобы уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41, с. 74). Развивая это положение В.И. Ленина, международные совещания коммунистических и рабочих партий 1957, 1960 и 1969 гг. отметили, что применение общих закономерностей развития социалистической революции, социалистического строительства и социализма должно осуществляться «...с учетом исторических особенностей каждой страны и интересов социалистической системы в целом...» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 49). В этом находит одно из своих выражений своеобразие развития каждой страны по пути социализма, которое, осуществляясь «...на основе общих закономерностей...», вместе с тем «...развертывается в различных формах, с учетом конкретных исторических условий и национальных особенностей» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 305).

Важнейшей задачей как Коммунистической партии Советского Союза, так и всех братских коммунистических партий является борьба за чистоту марксистско-ленинской теории. Как показал опыт революционной борьбы, сила международного коммунистического движения в верности М.-л. и пролетарскому интернационализму. КПСС на протяжении всей своей истории вела борьбу против всех видов отступничества от теории М.-л., против всех проявлений правого и левого оппортунизма. Международное совещание коммунистических и рабочих партий в июне 1969 г. подчеркнуло необходимость «...добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма» (там же, с. 328-29).

Современный ревизионизм выдвинул тезис о плюралистическом марксизме, то есть о правомерности целого ряда различных интерпретаций марксизма, которые все якобы могут одновременно быть истинными. Сторонники этой разновидности ревизионизма противопоставляют взгляды Маркса и Энгельса, Маркса и Ленина. Они особенно яростно нападают на ленинский этап в развитии марксизма, отрицая международное значение ленинизма, роль В.И. Ленина как великого теоретика современности. Однако все неленинские и антиленинские интерпретации марксизма либо оказываются разновидностями мелкобуржуазного революционаризма, либо представляют собой откровенные уступки буржуазной идеологии, отход от основных положений М.-л., прежде всего отказ от идей пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Одним из вреднейших современных антиленинских течений является маоизм - мелкобуржуазно-националистическое извращение М.-л. КПСС подчёркивает, что убедительность критики буржуазных и ревизионистских наскоков на М.-л. в огромной степени усиливается тогда, когда эта критика опирается на активное и творческое развитие М.-л., всех общественных наук. «Теоретическая разработка и своевременное практическое решение новых проблем, выдвигаемых жизнью, - необходимое условие успешного движения общества к коммунизму. Теория и впредь должна освещать путь практике, помогать выявлению и преодолению препятствий и трудностей, мешающих успешному коммунистическому строительству. Партия считает своей важнейшей обязанностью дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории на основе изучения и обобщения новых явлений в жизни советского общества и опыта мирового революционного рабочего и освободительного движения, творческое сочетание теории с практикой коммунистического строительства» (Программа КПСС, 1972, с. 118).

Исторический опыт свидетельствует о великой жизненной силе М.-л., являющегося могучим средством не только познания, но и революционного преобразования мира.

Международное совещание коммунистических и рабочих партий в Москве в 1969 г. отметило, что весь опыт мирового социализма, рабочего и национально-освободительного движения подтвердил международное значение марксистско-ленинского учения (см. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 332). М.-л. составляет научную основу деятельности коммунистических партий на каждом отрезке пути к великой цели - коммунизму. Он является одной из важнейших движущих сил социалистического и коммунистического строительства, формирования нового человека. М.-л. получает всё большее распространение в мире, он играет существенную роль в противоборстве социализма и капитализма, в развитии мирового революционного процесса.

М.Б. Митин

В деле организации народного сопротивления, начавшегося 7 апреля 1939 года, руководящую роль сыграли албанские коммунисты, которые несмотря на то, что они не были еще организованы в марксистско-ленинскую партию, руководили сопротивлением и борьбой. Почва была благоприятная, народ питал глубокую ненависть к захватчикам нашей страны, к предателям-квислингам и ко всем лжепатриотам, которые под различными масками и лозунгами пытались погасить эту ненависть и этот гнев народа.

Коммунисты и патриоты правильно оценили момент и не теряя времени стали организовывать забастовки, демонстрации и протесты против оккупантов. Ознакомившись с создавшимся положением, они установили тесный контакт с народом, чтобы направлять его желания и волю к борьбе. Среди большого хаоса, созданного оккупантами с целью дезориентировать массы, коммунисты, проявляя зрелость, настойчиво подготавливали почву для боевой организации народа, который должен был приступить к смелым действиям. Этот правильный путь, намеченный коммунистами, состоял в распространении по всей Албании листовок, которые разъясняли народным массам создавшееся тяжелое положение и указывали им путь спасения. Распространение листовок сопровождалось массовыми народными демонстрациями, забастовками в школах и в рабочих центрах, вооруженными нападениями на автоколонны противника, покушениями на фашистских шпионов и их истреблением. <…>

Путь подготовки к борьбе против оккупантов это необходимый путь, по которому должны были следовать коммунисты различных групп для того, чтобы придти к историческому дню 8 ноября 1941 года. Все благоприятствовало основанию партии. ... Буржуазия при режиме Зогу начала проявлять себя, но не в политическом отношении, а в области экономического развития. Поэтому она была слабой и никогда ей не удалось стать такой силой, которая бы могла заставить Зогу пойти на политические уступки. Наш рабочий класс в силу слабо развитого капитализма и промышленности был незначительным. Но под гнетом режима Зогу он осознал свою руководящую роль, выступил против этого режима, против гнета, за демократизацию и экономические свободы. Наш немногочисленный рабочий класс был революционным и боевым. Крестьянство нашей страны также являлось большой революционной силой. Оно было готово в любой момент восстать против режима феодалов и буржуазии и сбросить вековое иго. Вопрос освобождения страны и земельный вопрос рассматривались нашим крестьянством как две жизненные проблемы, которые можно было решить только с оружием в руках. ... Оккупация Италией и грозящая нашему народу опасность истребления, способствовали дальнейшей кристаллизации передовых и революционных чувств нашего народа. Таковы были главные факторы основания нашей коммунистической партии. Отсутствие буржуазных партий и сильной организованной буржуазии в нашей стране также послужило на пользу основанию партии.

Во время режима Зогу, несмотря на прогрессивное движение, руководимое коммунистами, не было возможно создать единый народный антифашистский фронт согласно директивам Коминтерна, предупреждающим о грозящей опасности фашизма и войны. Это произошло по двум причинам. Во-первых, потому, что свирепствовал террор и во-вторых, потому, что албанские коммунисты, разбившиеся на различные коммунистические группы, не были организованы должным образом и не имели связи с народными массами. До основания партии среди коммунистических групп существовали расхождения и принципиальные споры; сектантские организационные формы завлекли эти группы в беспринципную борьбу друг с другом, удалив коммунистов от народа и от проведения массовых действий в широком масштабе. В эти коммунистические группы проникли враги рабочего класса, троцкисты и провокаторы, которые с целью задержать создание народного фронта, а затем, с целью саботировать создание коммунистической партии, проводили большую политическую теоретическую и организационную деятельность. К сожалению многие из этих троцкистов и провокаторов были в руководстве групп и всячески пытались дезориентировать рядовых коммунистов. С оккупацией Албании и с началом организации сопротивления эти троцкисты усилили свою деятельность, с целью помешать борьбе албанского народа. Несмотря на то, что страна была оккупирована и вести вооруженную борьбу с оккупантами было необходимо, они распространяли лозунг: «Еще не настало время для борьбы». Пользуясь левацким лозунгом: «так как у нас нет пролетариата, мы должны ждать развития капитализма», - эти троцкисты действовали в пользу оккупантов и буржуазии, задерживая таким образом мобилизацию народа на борьбу, и в то же время недооценивали марксистско-ленинские принципы освободительной борьбы и революции. Однако, не будучи в состоянии препятствовать борьбе рабочего класса и народа они выдвинули тезис: «не рисковать кадрами», и проповедовали борьбу «только с пролетариатом», говоря, что «крестьянство не может быть союзником и резервом пролетариата». Эти троцкисты тем самым рассматривали крестьянство как реакционный элемент и, пренебрегая революционным резервом угнетенного феодалами и беями крестьянства, они наносили тяжелые удары основной идее марксизма: союзу пролетариата с крестьянством, являющемуся основным условием для победы пролетарской революции. Однако, несмотря на саботаж такого рода троцкистам и провокаторам не удалось обмануть здоровое большинство коммунистов этих групп. Албанские коммунисты интернационалисты, несмотря на то, что у них не было теоретической подготовки, считали необходимым жизненным условием основание своей партии. ... Организация сопротивления, смелые действия против оккупантов, а также вероломное нападение гитлеровцев на Советский Союз, должны были создать все условия для основания партии, для разгрома троцкистов и преодоления всех трудностей. ... Поэтому, несмотря на все препятствия, чинимые оккупантами и троцкистскими главарями-провокаторами, настоящие коммунисты этих групп послали своих представителей на 1-ю конференцию групп. На этой конференции представители разных коммунистических групп детально анализировали обстановку и задачи, которые история ставила перед рабочим классом и коммунистами. Они подвергли строгой большевистской критике и самокритике свои ошибки, ошибочные и антимарксистские взгляды, имевшие место в их работе. ... Ночью 8 ноября была основана Коммунистическая партия Албании и был избран Временный Центральный Комитет, на который была возложена историческая задача объединить группы, отсеять антимарксистские элементы, организовать партию и наметить ее программу.

Партия была основана на ленинско-сталинских принципах, ее организация опиралась на опыт партии большевиков, озарявший путь нашей молодой партии. С самого начала был установлен принцип демократического централизма, были созданы ячейки и комитеты, была введена и развивалась большевистская критика и самокритика, была установлена железная и сознательная дисциплина, была установлена строгая большевистская конспирация, как этого требовало создавшееся положение. Албанские коммунисты с фанатизмом отстаивали эти принципы; с большой энергией пополняли они свои теоретические знания; они защищали свою партию как свою святыню и ничего не ставили выше интересов партии. Партия сохранила чистыми свои ряды. Борьба на два фронта, против оккупантов и троцкистов, продолжалась беспощадно.

Предисловие к книге «Марксистско-ленинская партия», изданной Национальным руководством Единой партии социалистической революции Кубы.

Эта маленькая книжка предназначена для посвящения партийных активистов во всё многообразие и богатство марксистско-ленинских идей.

Выбор тем прост и эффективен. Речь идёт о главе «Основ марксизма-ленинизма» О.В. Куусинена и ряде выступлений Фиделя Кастро. Этот выбор хорош тем, что глава из «Основ марксизма-ленинизма» обобщает опыт братских партий и даёт общее представление о том, какой должна быть и как должна действовать марксистско-ленинская партия, а ряд выступлений товарища Фиделя раскрывают политическую историю нашей страны в изложении, иногда автобиографическом, руководителя Революции.

Это — вещи тесно связанные: общая теория как выражение опыта Коммунистической партии Советского Союза и других марксистско-ленинских партий всего мира, и практическое применение этих общих идей к нашим особым условиям. Из особенностей, которые определяют рамки развития общественных процессов в нашей части мира, не следует делать вывод, что существуют исторические исключения; просто в общие рамки теории, дочери опыта, вмещается как особый случай кубинская ситуация, которая, в свою очередь, обогащает мировое рабочее движение новым опытом.

С необыкновенной ясностью этот учебник показывает нам, что такое марксистско-ленинская партия: это «люди, спаянные общностью идей и объединяющиеся, чтобы наполнить жизнью положения марксизма, иначе говоря, для выполнения исторической миссии рабочего класса». Кроме того, книга разъясняет, что партия не может жить в изоляции от масс; что она должна находиться в постоянном контакте с ними; что она должна осуществлять критику и самокритику и сурово относиться к своим собственным ошибкам; что она должна основывать свою деятельность не только на негативных концепциях борьбы против чего-то, но также и на позитивных концепциях борьбы за что-то; что марксистские партии не могут сидеть сложа руки, ожидая, пока объективные и субъективные условия, формирующиеся через сложный механизм классовой борьбы, достигнут всех характеристик, необходимых для того, чтобы власть упала в руки народа, как созревший плод. Он учит руководящей и катализирующей роли этой партии, авангарда и руководителя рабочего класса, способного указать ему путь к победе и ускорить переход к новым общественным ситуациям. Он настаивает на том, что даже в моменты общественного отлива надо уметь отступать и поддерживать в кадрах твёрдость, чтобы опереться на следующую волну и продвинуться дальше вперёд, к фундаментальной — на первом этапе революции — цели партии, которая состоит в достижении власти.

И логично, что эта партия — классовая. Марксистско-ленинская партия и не может быть никакой другой; её миссия — отыскать самый короткий путь к диктатуре пролетариата, и самых ценных активистов, руководящие кадры и тактику ей даёт рабочий класс.

Невозможно представить себе, что строительство социализма начала бы партия буржуазии; партия, среди членов которой было бы много эксплуататоров и что им было бы поручено определять её политическую линию. Очевидно, организация подобного типа может руководить борьбой только на этапе национального освобождения, и то лишь до известного уровня и при определённых обстоятельствах. Затем некогда революционный класс превращается в реакционный и складываются новые условия, которые требуют появления марксистско-ленинской партии как руководящей силы революционной борьбы.

Уже сейчас, по крайней мере в Америке, практически невозможно говорить об освободительных движениях, руководимых буржуазией. Кубинская революция поляризовала силы; столкнувшись с дилемма — народ или империализм, бессильная национальная буржуазия выбирает империализм и бесповоротно предаёт свою страну. Таким образом, в этой части мира почти полностью утрачивается возможность мирного перехода к социализму.

Если марксистско-ленинская партия способна предвидеть предстоящие исторические этапы и способна сделаться знаменем и авангардом народа ещё до того, как завершится этап национального освобождения (поскольку речь идёт о наших колонизованных странах), — тогда эта партия выполнит двойную историческую миссию и сможет приступить к строительству социализма, будучи более сильной и с большим авторитетом в массах…

Далее идёт кубинский опыт, опыт, замечательный всем тем, что в нём ново, всем тем, что в нём действенно в эту эпоху развития американской революции, а также богатством уроков, извлечённых из его ошибок, публично проанализированных и исправленных в контакте с массами и перед судом общественного мнения.

Особенно важны выступления товарища Фиделя, посвященные Единой партии социалистической революции и методу работы Объединённых революционных организаций; выступления, которые отмечают два основных этапа нашего развития. Первый из них честно отражает трудные поиски подлинного революционера, который достиг вершины восходящего пути развития своей мысли и без колебаний высказывает перед всем миром свои марксистско-ленинские взгляды. Но он делает это, не ограничиваясь словесным утверждением, а показывая поступки, наиболее важные факты развития руководителя, развития Движения и Партии к объединению, призванному сплотить Единую Партию Социалистической Революции.

Осуществляя самоанализ, товарищ Фидель признаёт, что среда внушала ему множество отсталых понятий; рассказывает, как он инстинктивно им противостоял, закалялся в борьбе с ними; рассказывает о своих сомнениях и объясняет, откуда они появились и как разрешились.

На этом этапе Движение 26 июля представляло собой нечто новое, с трудом поддающееся определению; Фидель Кастро, герой Монкады, узник острова Пинос, обучал экспедиционную группу, которая имела задачей достичь берегов Ориенте, зажечь в провинции революционный пожар и отделить её в первый момент от остального острова или, если позволят объективные обстоятельства, неудержимо продвинуться до самой Гаваны, идя от победы к победе ценой большей или меньшей крови.

Действительность нанесла удар по нашим надеждам; не оказалось необходимых субъективных условий для того, чтобы эта попытка оказалась успешной; не соблюдались нормы революционной войны, которые позже нам предстояло усваивать ценой собственной крови и крови наших братьев на протяжении двух лет суровой борьбы. Мы были разбиты, и тут-то началась самая важная часть истории нашего движения. Здесь оно проявило свою истинную силу, свое истинное историческое преимущество; мы отдали себе отчёт в совершённых тактических ошибках и в отсутствии некоторых важных субъективных факторов: народ осознавал необходимость перемен, но не был уверен в их возможности. Создать такую уверенность стало нашей задачей, и в Сьерра-Маэстре начался длительный процесс, который послужил катализатором движения по всему острову и дал начало полосе непрерывных бурь, непрерывных революционных вспышек на всей территории страны.

Делом доказывалось, что Революционная Армия, давая вере и энтузиазму народа верное направление, в благоприятных для борьбы условиях может наращивать свои силы, правильно ведя вооружённую борьбу, и в конце концов разгромить вражескую армию. Это великий урок нашей истории. До самой победы соотношение сил продолжало меняться, пока революционное движение не достигло решающего перевеса, пока не сложились субъективные предпосылки, необходимые для осуществления перемен и не был вызван необходимый для этого кризис власти. Америка обрела новый революционный опыт, было показано, что всегда сохраняют свою жизненность великие истины марксизма-ленинизма; в данном случае — та, что миссия руководителей и партий состоит в том, чтобы своей борьбой создать необходимую полноту условий для взятия власти, не превращаясь в очередных созерцателей революционной волны, которая рождается из народных глубин.

В то же время была продемонстрирована необходимость того, чтобы очаги вооружённой борьбы, защищающие суверенитет народа, были защищены от неожиданностей, от нападений, от уничтожения; показано, как важно, чтобы вооружённая борьба развертывалась на наиболее подходящих для партизанской войны территориях, в наиболее пересечённых зонах сельских районов. Это ещё один вклад Революции в нашу борьбу за освобождение Америки; из деревни революция идёт в город, от меньшего к большему, создавая общенациональное революционное движение, которое достигает своей кульминации в Гаване.

В другом месте Фидель ясно говорит: важнейшее качество революционеров — умение правильно истолковать реальность. Говоря об апрельской забастовке, он объясняет, что мы не сумели в тот момент правильно оценить её, и поэтому нам пришлось пережить катастрофу. Почему была объявлена апрельская забастовка? Потому, что в глубинах движения существовал ряд противоречий, которые мы называли противоречиями между Сьеррой и Равниной; они проявились в том, что представления этих двух крыльев организации об элементах, считавшихся основными для исхода вооружённой борьбы, были диаметрально противоположны.

Сьерра намеревалась наносить поражение армии столько раз, сколько нужно, выигрывая у неё битву за битвой, захватывая у неё оружие, и таким путём прийти в определённый момент к взятию всей полноты власти на базе своей Повстанческой армии. Равнина же выступала за всеобщую вооружённую борьбу по всей стране, эпилогом которой стала бы всеобщая революционная стачка, которая покончила бы с батистовской диктатурой и утвердила бы власть «гражданских» правителей, сделав новую армию «аполитичной».

Столкновения этих мнений происходят постоянно, и это не способствует единству руководства, необходимому в такие моменты. Апрельская забастовка подготовлена и объявлена Равниной с согласия руководства Сьерры, которая не чувствует себя в состоянии этому помешать, хотя у неё и имеются серьезные сомнения относительно результата, а НСП открыто высказывает свои возражения, вовремя предупреждая об опасности. Революционные команданте спускаются на Равнину, чтобы оказать помощь стачке, и тогда наш незабвенный команданте — Камило Сьенфуэгос начинает свои первые рейды в зону Байямо.

Эти противоречия имеют корни более глубокие, нежели тактические разногласия: Повстанческая армия по идеологии уже пролетарская и мыслит, исходя из интересов неимущего класса; Равнина ещё остаётся мелкобуржуазной, её руководство засорено будущими предателями и она находится под сильным влиянием среды, в которой она действует.

Это была малая борьба за внутреннюю гегемонию в рамках великой революционной борьбы за власть. Недавние события в Алжире легко объяснимы по аналогии с кубинской Революцией: революционное крыло не позволяет отодвинуть себя от власти и борется за то, чтобы завоевать её полностью; Армия освобождения — это истинный представитель побеждающей революции.

…Снова и снова происходят столкновения, и единство руководства (которому, однако, ещё не все подчинялись) достигается лишь тогда, когда Фидель назначается премьер-министром — через несколько месяцев после победы Революции. Что мы сделали до этого момента? Мы, как сказал Фидель, обрели право начать. Мылишь завершили победой этап, основу которого составляла борьба насмерть против установленного на Кубе режима, представленного диктатором Батистой; но последовательное проведение нами революционной линии, направленной на изменение нашего общества к лучшему и максимально возможное освобождение его от всех экономических пут, естественно толкало нас дальше — к фронтальной борьбе с империализмом.

Для развития и углубления нашей идеологии империализм был фактором исключительно важным; на каждый удар, нанесённый нам, надо было отвечать; каждый раз, когда янки, реагируя на наши действия со своим обычным высокомерием, принимали какие-то меры против Кубы, мы должны были принимать необходимые контрмеры, и таким образом Революция углублялась.

Народная Социалистическая партия вошла в этот фронт; товарищи из числа ветеранов революционной борьбы и товарищи, пришедшие к власти через борьбу в Сьерре, начали слияние своих организаций. И уже в тот момент Фидель предупреждал об опасности сектантства, критикуя и тех, кто на протяжении пятнадцати или двадцати лет партийной работы ковырял в носу, и сектантство бородачей со Сьерры, и городских боевиков.

В эпоху вооружённой борьбы существовала группа товарищей, которые претендовали на то, чтобы защищать движение от видимости вождизма [каудильизма со стороны Фиделя] и совершили ошибку которая была повторена и позже в эпоху сектантства: они смешивали огромные достоинства руководителя, огромные достоинства лидера Революции и его неоспоримое дарование командира со свойствами такого индивида, который озабочен только тем, чтобы обеспечить себе безусловную поддержку «своих» и установить систему вождизма. Это была псевдопринципиальная борьба, которая велась группой товарищей и завершилась даже не первого января или в момент, когда Фидель взял на себя обязанности премьер-министра, а гораздо позже, когда правое крыло «Движения 26 июля» было разгромлено. Так пали с руководящих постов Уррутиа, Миро Кардона, Рай, Убер Матос, Давид Сальвадор и другие предатели, противопоставившие себя воле народа.

После полной победы над правым крылом возникает необходимость структурировать партию — Единую Партию Революции, носителя марксизма-ленинизма в новых условиях Кубы. Это должен был быть организм, связанный с массами, со строго подобранными кадрами, организация централизованная и в то же время гибкая; и, чтобы достичь всего этого, мы слепо доверились завоёванному за долгие годы борьбы авторитету Народной Социалистической партии, отказались почти полностью от наших, Движения 26 июля организационных критериев. Так создавались условия для того, чтобы созрел плод сектантства.

В процессе структурирования товарищ Анибал Эскаланте взял на себя организаторские задачи, и начался мрачный, хотя, к счастью, очень недолгий, период нашего развития. Методы руководства были ошибочны; Партия теряла свои сущностные качества: связь с массами, осуществление демократического централизма и дух самопожертвования. Прибегая по временам к настоящему фокусничеству, людей без всякого опыта и без всяких достоинств выдвигали на руководящие посты лишь за то, что они смогли приспособиться к установившимся порядкам.

ОРО утратили функцию идейного мотора — и контроля над всем производственным аппаратом через осуществление этой функции — и стали превращаться в административный аппарат; в этих условиях сигналы тревоги, которые должны были приходить из провинций, выявляя ряд существовавших там проблем, терялись потому, что административных работников должны были проверять те самые руководители ячеек, которые выполняли двойные функции — в партии и в государственной администрации.

Этап ошибочных концепций, вопиющих ошибок и механических заимствований, к счастью, завершен. Старые основания, на которых базировалось это порождение сектантства, были сломаны. Перед лицом недоумения масс в связи с происходящим Национальное Руководство под председательством Фиделя приняло решение: повернуться к массам, обратиться к массам; так установилась система консультаций на всех предприятиях для выдвижения — самими массами — образцовых рабочих, что давало возможность отбора для формирования ячеек Партии — партии, тесно связанной со своим классом.

Как часть изменений, происходивших в Партии, была проведена реформа системы партийного образования: теперь направлением туда награждали не как раньше — приятелей, «проверенных», а лучших трудящихся, людей, которые своим отношением к Революции, своим ежедневным трудом, своим энтузиазмом и духом самопожертвования проявили высшие достоинства члена руководящей партии.

В соответствии с этим были изменены все критерии; наступает новая эпоха укрепления партии, большей действенности методов её работы. Перед нами открывается широкий и светлый путь социалистического строительства, на котором перед Партией встаёт задача руководить. Это руководство не будет механическим и бюрократическим руководством жёсткого и сектантского контроля, руководством отдачи распоряжений, руководством указаний, которым надо следовать, поддерживая их на словах, вместо того, чтобы служить живым примером; руководством привилегии цитат или «прошлых заслуг».

Партия будущего будет тесно связана с массами и будет впитывать в себя их мысли и чувства, которые затем воплотятся в конкретные директивы; она будет строго применять дисциплину в соответствии с принципом демократического централизма, и в то же время в ней постоянно будет место дискуссии, открытой критике и самокритике, направленным на постоянное улучшение работы.

На нынешнем этапе это будет партия кадров, партия лучших, и они должны будут выполнять свою динамическую задачу: находясь в контакте с народом, передавать его опыт в вышестоящие сферы, передавать в массы конкретные директивы и идти во главе масс. Первые в учебе, первые в труде, первые в революционном энтузиазме, первые в самопожертвовании; всегда самые лучшие, самые чистые, самые человечные из всех-такими должны быть кадры нашей партии.

Потому что всегда надо помнить, что марксисты — это не фанатичный управляемый автомат, нечто вроде торпеды, направляемой сервомеханизмом к намеченной цели. По этой проблеме откровенно высказался в одном из своих выступлений Фидель: «Кто сказал, что марксизм — это отречение от человеческих чувств, от товарищества, от любви к товарищу, от уважения к товарищу, от внимания к товарищу? Кто сказал, что марксизм — это бездушие и бесчувственность? Ведь именно любовь к человеку породила марксизм; любовь к человеку, к человечеству, стремление бороться против бедствий пролетариата, стремление бороться против нищеты, несправедливости, страданий и всяческой эксплуатации, от которой страдает пролетариат, — это и привело к тому, что из идей Карла Маркса возник марксизм, возник именно тогда, когда мог возникнуть, когда могла возникнуть реальная возможность, и более чем реальная возможность — историческая необходимость социальной Революции, истолкователем которой явился Карл Маркс. Но что сделало его истолкователем, если не поток человеческих чувств таких людей, как он сам, как Энгельс, как Ленин?»

Эта оценка Фиделя основополагающа для активиста новой партии; помните об этом всегда, товарищи, храните в памяти как самое действенное оружие против всяческих отклонений. Марксист обязан быть лучшим, самым завершённым, самым законченным из людей, но всегда, прежде всего — человеком; бойцом партии, который живет и волнуется вместе с массами; направляющим, который воплощает стремления массы, порой смутные, в конкретные директивы; неутомимым тружеником, который отдаёт всё своему народу; терпеливым тружеником, который отдаёт свои часы отдыха, свой личный покой, свою семью и свою жизнь Революции, но никогда не бывает чужд теплу человеческого общения.

В области международных отношении у нашей партии будут важнейшие обязанности; мы — первая социалистическая страна Америки, пример для других стран, живой опыт, который должен быть усвоен другими братскими партиями; животрепещущий опыт, повторяющийся и изменяющийся, который выносит на свет общественного сознания всё, что в нём верно — и неверно. Наш пример особо поучителен и обращен не только к тем, для кого марксизм-ленинизм стал символом веры, но и к народным массам Америки.

Вторая Гаванская декларация — это руководство к действию Для революционного пролетариата, крестьянства, интеллигенции Америки; наше собственное поведение будет для них постоянным руководством к действию. Мы должны быть достойны этой роли; мы должны трудиться каждый день, думая о нашей Америке, и всё более и более упрочивать основы нашего государства, его экономическую организацию и политическое развитие, чтобы иметь также возможность по мере нашего внутреннего укрепления всё больше и больше убеждать народы Америки в практической возможности начать социалистическое развитие уже на нынешнем этапе соотношения сил в мире.

При всём этом нельзя забывать, что наша способность эмоционально откликаться на бесчинства агрессоров и страдания народов не может быть ограничена пределами Америки и даже пределами Америки и социалистических стран, вместе взятых; мы должны осуществлять подлинный пролетарский интернационализм, воспринимая как личное оскорбление всякую агрессию, всякое бесчестье, всякое посягательство на достоинство человека, на его счастье в любой части мира.

Мы, бойцы новой партии, в новой освобождённой части мира, в новых условиях, должны всегда высоко держать то знамя человеческого достоинства, которое поднял наш Марти, наставник многих поколений, который сегодня с нами, нестареющий, как всегда, в жизни Кубы: «Всякий истинный человек должен чувствовать на своей щеке удар, нанесённый по щеке любого человека».

Эрнесто Че Гевара

Об имитаторах коммунистического движения September 20th, 2013

work 18.09.2013:
В понимании сущности частной собственности вы тоже ошибаетесь - эксплуатация есть следствие частной собственность НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, но не суть самого права ЧС.

neosovok 18.09.2013:
Ликбез:
1. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались» - К.Маркс, К критике политической экономии, т.13, с.7.
2. «То, о чем в сущности шла речь у Прудона, была существующая, современная буржуазная собственность. На вопрос: что она такое? - можно было ответить только критическим анализом «политической экономии», охватывающей, совокупность этих отношений собственности не в их юридическом выражении как волевых отношений, а в их реальной форме, то есть как производственных отношений» - К.Маркс, О Прудоне, т.16, с.26.

work 18.09.2013:
Приведенные цитаты Маркса ни в коем случае не противоречат тому, о чем мы писали, а напротив, полностью подтверждают наши слова, одновременно опровергая ваши утверждения. А вы, кажется, даже не поняли, что сами себя разоблачили.

Привести свой вариант понятия частной собственности Work постеснялся:

На этом разговор и закончился.

Пришлось посмотреть материалы "Рабочий путь" о собственности.
Месяц тому Work , в которой вместо раскрытия сути понятия «собственность» накрошен винегрет из абсолютно противоречивых тезисов.

Сначала делается шаг в правильном направлении:
«Собственность это исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ, выражающая отношение людей друг к другу в процессе общественного производства. Собственность связана с предметами и вещами как с объектом присвоения, но это не есть отношение человека к вещи, это только форма, через которую выражается отношение людей друг к другу в процессе производства и распределения материальных благ» - плагиат, невнятно, но в общем верно раскрывается суть понятия собственность как единства производственных и правовых отношений при примате первых.

И затем приведена цитата Маркса:
«В действительном мире… суть общественные отношения, которые в совокупности образуют то, что в настоящее время называют собственностью; вне этих отношений буржуазная собственность есть не что иное как метафизическая и юридическая иллюзия» - К.Маркс, Письмо П.В.Анненкову 28 декабря 1846 г., К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.27, с.406.

Но, буквально в следующем абзаце Сокольский заявляет прямо противоположное – якобы, в основе собственности не примат производственных отношений, а примат правовой формы:
«Форма собственности на средства производства полностью определяет характер производственных отношений в обществе» .

Далее в этой статье Сокольского следует винегрет из поочерёдного утверждения в качестве правильного одного из этих двух противоположных тезисов – марксистского «собственность – суть производственные отношения» и позитивистского «собственность – суть правовые отношения» .

Вообще первое впечатление от материалов сайта «Рабочий путь» – искренние ребята, но наивные, слабо подкованные теоретически.

При более глубоком ознакомлении становится ясно, что сайт «Рабочий путь» - это очередная имитаторская помойка, которая двигает социально-правовую «концепцию» коммунизма: по версии авторов сайта коммунизм это не примат уничтожения эксплуатации (отношений частной собственности), а примат научного знания.
Помойка потому, что авторы не просто заблуждаются (это исправимо), а сознательно отрицают дискуссию – вместо аргументов используются штампы «ваши ошибки», «вам уже объяснили», «разговор закончен».

Кстати, то же двигает и Кургинян под маркой «метафизики коммунизма»: у Богданова - инженер Мэни, у Кургиняна – Путин.

Товарищи коммунисты, не забывайте сами и разъясняйте другим, что согласно материалистического понимания истории общества, материальную основу коммунистического переворота, суть коммунистического переворота в материальных отношениях составляет уничтожение эксплуататорских производственных отношений (отношений частной собственности):
«…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» - К.Маркс, Ф.Энгельс, Манифест коммунистической партии, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.4, с.438.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто