Правая и левая рука. Правое и левое полушарие. Растём вместе. Центр семьи и детства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дорогие читатели! Предлагаю вам любопытную и очень полезную статью Михаила Федотова о том, как влияет на развитие мышения, на развитие способностей тот факт, какая рука у нас ведущая.

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

Альберт Эйнштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Лев Толстой, Пабло Пикассо, моя любимая актриса Мэрилин Монро – все они были левшами.

Кто же они, эти гениальные левши? Есть теория, что каждый левша – только один из родившихся близнецов и разделение произошло ещё на клеточном уровне! Не зря в парах родившихся близнецов один из них всегда правша, а второй – левша.

Я должен признаться, что страшно завидую левшам. Они запоминающиеся, они талантливые и всегда непредсказуемые! И я был счастлив, когда узнал, что «левшество» и «правшество» могут быть абсолютными, но могут быть и частичными, а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Это значит, что каждый из нас может быть «немножечко» левшой, остаётся выяснить степень нашей левизны. Для этого придётся провести внутрисемейное исследование. Известно, что если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребёнка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, вероятность того, что и ребёнок родится левшой, достигает 46%.

НУ И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ТЕМ ФАКТОМ, ЧТО МОЙ РЕБЁНОК ПРАВША ИЛИ ЛЕВША?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним об особенностях головного мозга. В норме у человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Они отличаются и по функциям, и даже по своему строению. Правое полушарие командует левой половиной тела и оперирует образами, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, продуцирует сновидения. Левое полушарие командует правой половиной и оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Можно сказать, что правое полушарие образное, чувственное, более того, «художественное», а левое – логическое, аналитическое.

Не секрет, что современный мир ориентирован на правшей, и часть левшей насильно переучена (это отдельная проблема). Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, – примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, интонаций, тембра голоса, пения птиц, криков животных, плеска воды, оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве. У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) – всё наоборот.

У большинства людей в результате определённой системы учёбы, тренировки, образа жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Потому что мы развиваем только сильное полушарие! Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности, не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным.

Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. ПАРАДОКС: от распространённого сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - страдают и правши. У них мало используется ПРАВАЯ половина мозга.

Попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит, она незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для ещё более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость».

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.

Возьмите карандаш. «Прицельтесь», выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.

Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, на обеих стенах которого висят зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности, как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге.

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела.

ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕРИ

В возрасте до трёх лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребёнок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и само исследование малонадежно.

И есть еще одно «но» (окончательно всё запутывающее). Большинство авторов всё-таки считают, что в шесть с половиной-семь лет обычный ребёнок делает выбор руки. Такой выбор обязателен, и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (обычно около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но вот когда выбор будет совершён, мы советуем снова усиленно заниматься симметричностью движений.

А к чему нам нужно стремиться? Встречаются люди, у которых абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Для этого нужно много заниматься теми видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребёнка есть возможность много бегать и плавать). Мы твёрдо уверены: учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Для спортсменов это особенно важно! Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются). Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.

ЧЕМ ВРЕДНА ПЕРЕУЧЕННОСТЬ?

Обычно мы имеем переученного левшу. Переучивание правшей в левшу производилось в виде эксперимента при помощи магнитного поля в университете в Калифорнии, но это удалось всего на один час. А левшей переучивали в приказном порядке и в детских садах, и в младших классах школ. И вот результат: движения человека начинают контролироваться более слабым полушарием мозга, поскольку так этого человека переучили. Максимально реализоваться (я сравниваю каждого только с его собственным потенциалом) такой человек не сможет! Более того, в моменты наивысшего напряжения - например, на соревнованиях - доминантное полушарие (не наученное) берёт на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даёшься.

К счастью, это «переучивание» касается только самых явно выраженных левшей. Но есть ещё 48-50% людей, которые являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причём более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке – правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки «рукости» могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона».

Есть ещё много других смешанных типов доминантности полушарий мозга. И каждый из них имеет свои особенности поведения, особенности мышления, и их нужно учитывать родителям и тренерам, чтобы не ломать ребёнка неоправданными требованиями.

Например, даже взрослый, если переложить ему телефонную трубку от правого к левому уху, может перестать понимать, что ему говорят, потому что он начинает воспринимать информацию другой половиной мозга. И в такой ситуации и от ребёнка, и от взрослого бессмысленно что-то требовать. Он не «не хочет», он не может. Вот такие ситуации нужно учитывать в смешанных типах «правшей-левшей».

Если ребёнок берёт ракетку в правую руку, это ещё не значит, что его можно воспитывать как правшу. Он может быть правшой только на руку, а по типу функционирования мозга являться типичным левшой. И если у таких детей можно ненавязчиво развивать левую руку, то это достаточно выигрышное и благодарное занятие. И наоборот, если насильно развивать у ярко выраженного правши левую руку, то это будет такой же стресс, как у левшей, когда их переучивают на правую руку. А если не насильно? Очень интересно, что проведено много исследований на правшах, которые ломали ведущую руку. При этом не только слабая левая рука быстро начинала учиться и выполнять сложные функции, но и в «командном пункте», в правом полушарии, менялось количество серого и белого вещества.

Учите ребёнка на две руки!

Многие родители убеждены, что леворукость – это вредная привычка, которую несложно побороть. Нужно лишь заставлять ребенка брать ложку и ручку в правую руку.

Ученые доказали, что левши существовали около миллиона лет назад. Однако современнее родители обеспокоены, если их маленькое чадо кушает и рисует левой рукой. И что же делать в такой ситуации? Пытаться переучить ребенка в правшу или просто не обращать внимания? А если пустить все на самотек, не будет ли ребенок в школе испытывать дискомфорт. Попробуем на этот вопрос внести немного ясности.

Почему к левшам такое негативное отношение?

С давних времен к «леворукости» было негативное отношение. Например, в мусульманских странах нельзя дарить подарки левой рукой, здороваться или подавать пищу. Причем такое отношение наблюдается не только в религиозных традициях разных стран, но и в сказках, в быту. Помните русские сказки: «Направо пойдешь – обретешь счастье, налево – несчастья»? А в последнее время слово «левое» имеет значение некачественного товара.

Возможно, поэтому считают, что детки-левши нуждаются в особом внимании.

Действительно ли ребенок левша?

Так задумано природой, что все в человеческом организме «зеркально» и в то же время асимметрично. То есть две ноги, две руки, одна из которых будет немного сильнее и чуть длиннее другой, два глаза, причем один из них будет ведущим, две ноздри, два уха.

Это же касается и рук, ведь совсем несложно определить, какая рука у человека ведущая.

Явление «леворукость» непосредственно связано с головным мозгом. Мозг состоит из правого и левого полушария. Каждому полушарию отведена своя роль. Так правое полушарие отвечает за работу левой стороны тела: получает информацию от левой руки, ноги, уха, глаза, а левое полушарие, соответственно, отвечает за работу правой стороны. Помимо этого, левое полушарие заведует абстрактным, логическим и аналитическим мышлением. А правое, отвечает за образное мышление, эмоции и восприятие искусства. Поэтому получается, что маленькие левши – это творческие натуры, они более эмоциональны и ранимы.

Однако не стоит делать поспешных выводов – если ребенок кушает и пишет левой рукой, то его можно считать левшой. В действительности у левши ведущая роль отведена не только левой руке, но и левой ноге, левому уху и левому глазу.

Но сделать вывод, является ли ваш ребенок левшой или нет, можно не ранее 5-ти летнего возраста, потому что до этого времени малыши одинаково используют правую и левую руку.

Почему малыш левша?

На сегодняшний день наука не может точно ответить на этот вопрос, но существует несколько теорий.

Гены. Замечено, что у леворуких детей один из родителей или родственники являются левшами. Существует гипотеза, что есть ген, который определяет развитие праворукости. А генов леворукости нет. Поэтому, те, кто не получил ген «праворукости», являются левшами и на это не влияет наследственность. Об этом свидетельствует тот факт, что у леворуких родителей рождаются правши и наоборот.

Подражание и желание выделиться. На выбор доминирующей руки влияет фактор подражания, а иногда желание выделиться. Например, если ребенок ложный левша, а тестирование показывает, что он правша. Просто ребенок может кушать и писать левой рукой, как делает мама, сидящая за столом напротив. Или бывают ситуации, когда ребенок хочет выделиться из общей массы детей в детском саду или школе и начинает кушать и рисовать левой рукой.

Импринтинг. Как только малыш появляется на свет, в его подсознании хранятся первые зрительные, обонятельные и осязательные сигналы. Например, если с первых дней жизни, во время кормления кроха лежит на левом боку, его правая ручка абсолютно свободна, и он может ею шевелить, а левая прижата к туловищу. Эти незначительные шевеления рукой в памяти крохи будут связаны с приятным удовольствием – утолением голода. Поэтому у малыша устанавливается ассоциативная связь между приемом пищи и движением правой руки. В данном случае, правая рука будет доминирующей. А если при кормлении малыш лежит на правом боку, и это единственное влияющее обстоятельство, то не исключено, что левая рука станет «главной».

Описание маленького левши

Если вы предполагаете, что ваш малыш левша, то в скором времени вы начнете замечать, что он наделен интересными способностями. Зачастую маленькие левши любят фантазировать, у них развит музыкальный слух, а иногда обладают просто феноменальной памятью. Также это очень чувствительные натуры, прекрасно ориентируются в пространстве и у них очень развито образное мышление. На первый взгляд, кажется, что быть левшой – это так здорово. Но есть одно «но». Левое полушарие головного мозга, которое более развито у правшей, отвечает за логическое мышление, чтение, письмо и способности к математике.

Детки левши читают намного медленнее, потому что смотрят на слова справа-налево (так мы видим отражение написанного в зеркале). На решения задач у них уходит значительно больше времени, чем у правшей.

Нужно ли переучивать?

Не стоит пытаться переучить ребенка в правшу. Во-первых, это практически не принесет результата, а во-вторых, они и так испытывают массу неудобств. Им неудобно рисовать, писать, водить машину. Но левши не замечают тих неудобств, они просто приспособились. Однако маленькие левши не должны забывать о существовании правой руки, чтобы активнее работало левое полушарие мозга.

Вот несколько примеров упражнений для правой руки:

  • Пусть ребенок рассортирует прищепки разными руками. Например, красные прищепки собирать левой рукой, а синие – правой.
  • Предложите малышу правой рукой, используя пипетку, перелить воду из одного стакана в другой.
  • Когда малыш будет учить буквы алфавита, нарисуйте в один ряд букву «р» и несколько букв нарисуйте неправильно – зеркально и предложите малышу найти эти буквы.

Не забудьте, что свет при чтении и письме должен падать справа, поэтому левшам нужно ставить лампу с правой стороны. Очень часто из маленьких левшей вырастают талантливые люди. Например, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Билл Гейтс. Поэтому не исключено, что ваш маленький левша очень талантлив.

Почти четверть населения земного шара — левши. У 10% леворукость обусловлена генетическими факторами, еще около 12% составляют компенсаторные левши (правое полушарие берет на себя ведущую роль поврежденного во время беременности или тяжелых родов левого) и еще 2-3% начинают чаще пользоваться левой рукой из-за серьезной травмы правой руки, полученной в раннем детстве.

Долгое время левшей всячески дискредитировали, но времена меняются, и сегодня среди психологов сформировалось мнение, что левши обладают незаурядным творческим потенциалом. Подтверждает это и мировая история — огромное количество признанных гениев были левшами : Аристотель, Леонардо Да Винчи, Бетховен, Ньютон....

Так стоит ли вообще задумываться о том, чтобы переучивать ребенка-левшу? Во-первых, особых плодов это не принесет, а во-вторых — это колоссальный стресс для всего организма малыша. Сейчас уже доказано, что "подавление" левши может привести к различным непредсказуемым проблемам, зачастую связанным со здоровьем и развитием ребенка. Помимо страха перед неудачами и ощущения своей неполноценности у ребенка может появиться раздражительность, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, истощение нервной системы, в отдельных случаях — , нарушение сна, потеря аппетита и головные боли. У переученных и вы нужденных левшей часто отмечается скованнос ть и неловкос ть движений пальцев и кистей рук. В школе такой ребенок отстает от ровесников в выполнении письменных заданий — пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Требования увеличить темп толкают таких детей на снижение качества работы, а отсутствие успехов ведет к тому, что у школьника-левши исчезает желание учиться. О письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение.

Традиционно наиболее сложным счи тается период адаптации к школе в первом классе — первые недели обучения, поэтому левши особенно нуждаются в помощи и индивидуальном подходе. Леворукость становится проблемой, когда ребенок начинает писать, затачивать карандаш, вырезать.

Но если раньше левшам приходилось адаптироваться в "праворуком" мире, то сегодня современный рынок в полной мере отвечает потребностям этой целевой группы и предлагает целый ряд специальных канцтоваров для левшей.

Особенно трудно леворуким детям дается обучение письму. Наряду с общими сложностями, такими как онемевшие от излишнего напряжения пальцы, опущенные к столу головы, согнутые спины, левши испытывают дополнительные трудности, вызванные их психологическими и физиологическими особенностями. При письме у левшей часто возникает проблема зеркального написания, темп их письма очень медленный, а почерк далек от каллиграфического. И от того, каким пишущим инструментом пользуется ребенок, во многом зависит успех и легкость формирования навыка письма, и, конечно, скорость и качество письма. По мнению экспертов в области медицины и образования, очень важно, чтобы ручка или карандаш, предназначенные для обучения письму, учитывали фактор право- и леворукости, так как манера письма левшей и правшей отличается. Ручка должна соответствовать возрастным особенностям и психофизиологическим характеристикам ребенка.

Пишущие инструменты STABILO LeftRight, разработанные немецкой компанией Schwan-STABILO совместно со специалистами в области эргономики, медицины и образования, имеют две версии: для правшей и для левшей. Их использование помогает привить ребенку правильную технику письма, защитить от стресса, так как для детей, пишущих левой рукой, обучение письму обычной ручкой еще больший стресс, чем для праворуких детей. Они позволяют быстрее адаптироваться к учебному процессу, так как с такими красивыми, необычными письменными принадлежностями учеба для ребенка становится игрой.

Преимущества пишущих инструментов STABILO LeftRigth:

  • созданы специально для обучения письму детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • формируют у ребенка правильный навык держать пишущий инструмент,
  • эффективны при переучивании в случае, если навыки письма выработаны неправильно;
  • помогают выработать четкий читаемый почерк;
  • обеспечивают максимально комфортное письмо длядетской руки, так как предотвращают напряжение и усталость руки во время письма;
  • дизайн разработан в соответствии с требованиями эргономики и учетом гигиенических правил письма, регулирующих положение кисти ребенка и ручки при письме;
  • учитывают разные манеры письма правшей и левшей и имеют специальную версию для левшей (маркировка L на корпусе ручки);
  • соответствуют психофизиологическим и антропометрическим характеристикам и особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Держать ручку или карандаш STABILO LeftRigth легко и удобно. Даже малыши без посторонней помощи смогут взять их правильно, надо всего лишь разместить пальчики в "подсказывающих" правильное положение углублениях для пальцев, которые выделены другим цветом для облегчения запоминания. С течением времени правильный навык закрепляется в памяти ребенка, становится привычкой. Поэтому когда ребенок будет использовать при письме другие пишущие инструменты, он автоматически будет соблюдать правильное положение кисти и пишущего инструмента при письме.

Шариковая ручка STABILO LeftRight обеспечивает легкое и мягкое письмо практически без нажима и более высокую скорость письма благодаря чернилам пониженной вязкости и технологии Hi-Flux. Чернила быстро высыхают и не размазываются, что особо важно при письме левой рукой. Но на ранних этапах овладения письмом и формирования почерка эксперты рекомендуют использовать механический карандаш STABILO LeftRight, так как он более чувствителен к нажатию, чем ручка, и при письме ребенку легче чередовать напряжение и расслабление мышц пишущей руки. С его помощью при медленном письме легче добиться ровной и аккуратной линии. К письму шариковой ручкой лучше переходить, когда первоначальный этап формирования навыка письма завершен.

Коллекция письменных принадлежностей STABILO EASYergonomics expert первоначально разрабатывалась для детей в возрасте от 5 до 18 лет, но ей пользуются и студенты, и взрослые люди, пишущие левой рукой. Начало коллекции положила ручка STABILO `s move easy. Даже сейчас, когда товары для левшей уже стали привычными, эта ручка остается уникальной. STABILO `s move easy — первое изделие, все этапы разработки и производства которого проводились на основе результатов научных исследований в области эргономичного письма. Форма ручки, абсолютно точно повторяющая форму руки ребенка, со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев делает письмо левой рукой очень комфортным и удобным. Будучи современной альтернативой классическим перьевым ручкам, которые пишут только при определенном наклоне и нажиме, STABILO `s move easy идеально подходит детям с плохим почерком. Эта ручка вырабатыват у учеников правильную манеру удержания пишущего инструмента. Манера письма левшей такова, что велика вероятность размазать чернила уже написанного текста, и ручки STABILO имеют весомое преимущество — чернила мгновенно высыхают на бумаге и не размазываются.

Сегодня наряду со STABILO `s move easy в коллекцию входят: гелевая ручка STABILO Easy Gel, механический карандаш, ластик и точилка STABILO Easy Ergo. Все это — уникальные товары, созданные в соответствии с последними разработками в области эргономики, в тесном сотрудничестве с самыми уважаемыми научными и медицинскими учреждениями, специализирующимися на ее изучении. Неоспоримые преимущества и достоинства использования их детьми в возрасте 5-18 лет подтверждены специалистами в области эргономики:

  • разработаны с учетом изменения строения руки ребенка, это позволяет подобрать подходящий пишущий инструмент для каждого возраста, что гарантирует правильное расположение кисти при письме и снижает возможность преждевременной усталости мышц руки и плеча;
  • учитывают особенности письма людей, пишущих левой рукой (маркировка на корпусе — L) и правой рукой (маркировка на корпусе — R);
  • прививают навык правильно держать пишущий инструмент и формируют красивый почерк;
  • каучуковая зона обхвата ручки и карандаша имеет особую форму с углублениями для пальцев, которая предотвращает скольжение пальцев и фиксирует их в правильном положении, это позволяет свести к минимуму необходимые усилия для удержания пишущего инструмента и минимизировать статическую нагрузку, которая является основной причиной быстрой усталости руки;
  • обеспечивают максимальный комфорт для ребенка в начале обучения и в дальнейшем, когда темп и объем письма увеличатся.

Помимо этого компания Schwan-STABILO выпускает чернографитные, цветные карандаши и фломастеры STABILO Trio с эргономичной трехгранной формой корпуса. Как известно, рука левши быстро устает при работе с обычными пишущими инструментами, в то время как трехгранная форма карандаша или ручки соответствует естественному захвату руки, уменьшая усилия, необходимые для их удержания. Как следствие, рука при письме и рисовании устает намного меньше, что делает такие пишущие инструменты оптимальными для левшей.

MAPED

Есть предметы, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы — это огромная проблема. Ножницы для левшей компании MAPED от стандартных отличаются перевернутым в другую сторону лезвием. Благодаря этому они легко режут бумагу при работе именно левой рукой. Это отличает их от обычных ножниц, которые при работе левой рукой лишь сгибают и мнут бумагу и закрывают линию реза.

KUM

Понимая, что, затачивая карандаш обычной точилкой, левше приходится совершать непривычные и неудобные движения — вращать карандаш на себя, компания KUM выпустила специальные точилки для левшей серии Lefty. В отличие от точилок для правшей, лезвие в них перевернуто в другую сторону, а значит, и вращать карандаш нужно от себя, что намного удобнее!

Учла компания и трудности, возникающие у левшей при работе с обычной линейкой. При неудобном для левшей движении руки слева направо, закрывается шкала и размазывается проведенная линия. У линеек KUM Lefty шкала размечена справа налево, что полностью решает эти проблемы.

Обсуждение

Здравствуйте. Я педагог по коррекции почерка. Специальные товары для левшей - это, конечно, отдельный разговор. В том числе и о том, что они являются дополнительным источником финансирования их производителей. Хотя, этот вопрос каждый решает для себя сам и, разумеется, многие люди найдут их весьма полезными и удобными. А значит в этом тоже есть смысл. Однако, хотелось бы заверить родителей леворуких писателей:) , что овладев письмом правильно, ребенок вполне может справиться и при помощи обычной ручки. Та методика, которой я пользуюсь в своей работе, например, одинокого эффективна независимо от того, какой рукой пишет ребенок. При этом мы пользуемся обычными ручками.

Да, насчет трудностей почти ничего. Мой муж тоже левша, а я амбидекстр, наша дочь левша. Писать начали в 4 года, очень тяжело было научить держать ручку. "Зеркалила" страшно. Сейчас в 3 классе. До сих пор пишет "смешно". У букв Т, Г, Б палочку верхнюю пишет с права налево.

Хм... видимо строчку "Как преодолеть трудности при обучении ребенка–левши?" написал человек, который и статью не читал, и левшей сильно издалека видел.

Я сама левша, ждала что и ребенок может быть в меня. Но нет, он выраженный правша. Насколько я помню и знаю, у моих родителей никаких проблем и трудностей с моим "талантом" не возникало. А какие у вас сложности?

Комментировать статью "Если ребенок — левша"

Удивительная история произошла с беременной Аленой Авдеевой в миасском родильном доме. Медики Миасса во время операции кесарева сечения обнаружили у нее вместо многоплодной беременности кисту, что удивило обе стороны. В ходе операции киста врачами была удалена, - рассказывает корреспондент ИА REGNUM. Это печальное событие разрушило надежду несостоявшейся мамы и она обратилась в полицию. Хотела разобраться, действительно ли детей не было или же с ними что-то произошло. Алена наблюдалась в...

Дорогие участники и болельщики! Приём работ на конкурс «Дети читают стихи» окончен, и теперь начинается новый ответственный этап – народное голосование! Все участники голосования получают скидку на заказ в Лабиринт.ру. За 2 месяца с начала конкурса было принято больше 4000 работ от участников со всей страны. Основной массив работ пришелся на ребят в возрасте от 4 до 10 лет (1200 работ участников 4-6 лет и 1500 работ участников 7-10 лет). Восхищение и умиление вызвали и малыши: в конкурсе...

Для полноценного развития детям с самого рождения нужны развивающие игры. Карточки для детей играют важную роль в развитии малыша. Это самый простой способ знакомства ребёнка с предметами, изображенными на карточках, а также с буквами. Посмотреть на Яндекс.Фотках Игры с развивающими карточками для детей от 1,6 лет и старше Если вы уже занимались по развивающим детским карточкам ранее, то, наверняка, Ваш ребенок уже прекрасно знает всех животных, профессии, музыкальные инструменты и прочие...

Ваш ребенок - левша? Родители, которые выявляют леворукость своего малыша, часто начинают паниковать. Что делать? Не стоит переучивать ребенка. Подробности...

Есть дети, которые просто не умеют писать контрольные: самостоятельно понять задание, рассчитать время, не отвлекаться, писать, если никто тебе не кивает: правильно, мол, пишешь.

Обсуждение

А почему на два? Не успевает, грязно, много ошибок? Сам что говорит - волнуется, или мешает кто?
Мне кажется, угробить самооценку ребёнка двойки не совсем в силах. У Вас настрой такой, извините, категорично-воинственный, мне так показалось"я не могу позволить, и не позволю"...Тут надо покопаться. Может, ребёнок боится сильно на контрольной именно вашей реакции на двойку, такого не может быть?

Но вы тетради с контрольными работами смотрели? Какие были задания, что выполнено, что нет, какие ошибки сделаны?

Как правильно воспитывать ребенка-левшу

Как лучше объяснить маленькому человечку – левше, чем и почему он отличается от других детей? Как ответить на вопрос: почему я левша, а другие, нет? Лет двадцать – тридцать назад одноклассники удивлялись, сталкиваясь с леворукостью ребенка, смеялись над ним, часто изгоняли из своего общества, развивая застенчивость и даже забитость.

Эту книгу я получила в подарок на свое пятилетие в далеком 1973 году. Книга издана была тоже в 1973 году, пахла типографской краской, называлась "Волшебный сундучок" и была похожа на него, да и стоила для того времени совсем недешево - 2 рубля 59 копеек. Наши дети, имеющие компьютер, интернет, DVD и прочие радости не могут себе представить, какой шикарный это был подарок. Я любила читать, сначала мне читала ее бабушка, потом я стала читать сама. Я выросла на сказках этой книги. В ней 350...

Девочки, здравствуйте! У меня вопрос: ребенок болеет (2-й день высокая температура - вирусная инфекция, кушает мало, но мы и не заставляем). Проблема в том, что он уже около 5 часов как не писал.

Опрос от пользователя Стюардесса Анфиса Правши и левши Кто вы? Правша Левша Владею обеими руками одинаково Текущие результаты Другие опросы Опросы на сайте www.сайт

Я так понимаю, Вы сталкивались с этой проблемой. Ребенок у меня видимо скрытая левша (ранее, при обследовании по др поводу, невролог сказала, что ребенок левша, хотя сейчас пишет правой рукой).

Обсуждение

У меня сын тоже зеркалил в прошлом году. Причем это проскакивало именно в контрольных диктантах.. Учительница в конце первого триместра раздала тетради для контрольных работ, и я чуть в обморок не упала:)))) Диктант без единой ошибки с зеркальными буквами г:)
В обычных работах 2-5 букв в тетради (всего)... То есть не явный криминал... В основном это касалось заглавных букв З и Е.
Как вылечили... писали по строчке в день проблемные буквы... Хотя, З и Е, в принципе сложновато запомнить:)
Сейчас, иногда проскакивает в тетрадках по математике, они пишут на полях 10.09 (число, месяц, мой иногда, наоборот 09.10:))) Я в эти моменты говорю, покажи, где начало, а где конец тетради (горизонтально)... Там, где начало и будет число, а потом месяц.
С правильным написанием цифр проблем нет..

Проблема есть с "оканьем" - как прочитал, так и сказал "кО-рО-ва". Но и это почти что вылечили с учительнцей... учились слушать, как произносят гласные звуки в классе.

К нейропсихологу. Такое у левшей бывает от того, что развитие нервных связей в голове происходит в иной последовательности, чем у правшей. Возможно и у правшей это как-то объясняется.
Нейропсихолог тестирует по картинкам, а потом рекомендует гимнастику на развитие рук, ног, глаз, синхронизацию движений разных частей тела. Очень полезная гимнастика! Не пожалеете.

90 % населения составляют люди, у которых доминирующей рукой является правая. Однако все-таки существует и некоторый процент левшей. В большинстве физиологических и психологических особенностей они такие же люди, как и остальные. Тем не менее, учеными признано мнение, что мозг левшей работает несколько иначе, чем у правшей.

Как утверждает Рональд Йео, профессор психологии в Университете Техаса в Остине, управляющая рука еще в утробе матери определяется, так как именно в этот период у ребенка формируются основные механизмы организма. Узнать, чем же так особенны люди, пишущие левой рукой, вам поможет список фактов, перечисленный ниже.

Не всегда виноваты гены

Как ни странно, но за рождение в семье левши только в 25 % отвечает наследственность. Гораздо чаще дети копируют у родителей черты характера, физиологические признаки и даже уровень интеллекта. Замечено, что если в утробе матери развивается два идентичных друг другу близнеца, они вполне могут родиться с разными доминирующими руками. Хотя при этом во всем остальном малыши будут аналогичны друг другу.

Все зависит от течения беременности

Когда-то британскими учеными был проведен эксперимент, в результате которого было выяснено, что то, какая рука у ребенка будет доминирующей, зависит от эмоционального состояния будущей мамы. По статистике, большинство левшей появляются на свет у женщин, которые были психологически подавлены или пережили сильный стресс в период беременности. Помимо этого, шансы на асимметричное доминирование рук вырастают при родах в пожилом возрасте, а также у малышей с большой массой тела.

Занятно, но исследователи также установили, что данное явление зависит и от окружения. Так, если лица будущей мамы чаще касаться левой рукой, то вполне вероятно, что малыш не будет правшой.

У близнецов это встречается чаще

К слову о двойняшках: у них далеко не редки случаи, когда один ребенок оказывается левшой. Учеными уже неоднократно было доказано, что близнецы зачастую оказываются не просто копиями друг друга, а зеркальным отображением. К примеру, если у одного из детей на лице есть родинка, то у другого, скорее всего, будет такая же, только с противоположной стороны.

Из всех рождаемых в мире близнецов около 21 % оказываются с разными доминирующими руками. Люди с преобладающим левым полушарием встречаются в два раза чаще среди двойняшек, чем среди стандартного населения.

Заметное преимущество в спорте

Если вы занимаетесь теннисом, боксом или чем-то другим, где важную роль играют движения руками, можете быть уверены в том, что данная особенность станет преимуществом. Так, большинство спортсменов отрабатывают технику, приспосабливаясь к партнеру. Если же один из соперников окажется левшой, то это введет в ступор второго. Асимметрия будет сбивать спортсмена с толку, так как ему будет тяжело предугадать действия противника.

Кстати, некоторые левши практически в совершенстве владеют обеими руками. В таком случае они могут стать настоящими рекордсменами в спорте, постоянно меняя тактику своих движений во время соревнований.

Ни грамма больше творческих способностей

Еще с конца прошлого века ходил слух, что у левшей сформированы врожденные задатки к нестандартному мышлению. Другими словами, общество твердит, будто люди с нестандартной доминирующей рукой более расположены к творчеству, чем правши. Современные исследования полностью опровергают эту теорию и доказывают, что она является не больше чем мифом. Ученые выяснили: творчество изначально заложено в каждом человеке и зависит лишь от умения и желания развить его. Так что без энтузиазма сформировать у себя креативное мышление невозможно, и тут уже неважно, левша ты или правша.

Риск развития психических расстройств

Если с физиологией левшей все в порядке, то эмоциональное состояние у них может быть слегка неуравновешенным. У таких людей гораздо чаще диагностируются проявления дислексии, невнимательности, гиперактивности и даже депрессивных расстройств. К неприятным моментам также можно добавить следующее: около 40% больных шизофренией оказываются левшами. Конечно, ситуация не вдохновляющая, но все это статистика, выведенная специалистами в области медицины.

Возможное снижение успеваемости в школе

В 2009 году было проведено исследование среди детей младше 11 лет. В ходе него было установлено, что малыши, которые оперируют левой рукой, хуже поддаются образовательному процессу, чем правши. У них замечена низкая успеваемость в чтении и работе со словарями, а также в письме. Особенные проблемы возникают у детей, которые в равной степени управляют и правой, и левой руками. Это вызывает у них необходимость выбирать.

При этом стоит заметить, что левое полушарие функционирует ничуть не хуже. Просто ребенку, как правило, необходимо привыкнуть к обучению. Если малыш старается, то уже через несколько лет он догоняет своих одноклассников по успеваемости и даже может опередить их.

Левшам свойственно быть склонными к алкоголизму?

На самом деле, это не что иное, как очередная «утка». Среди людей бродят две версии этого мифа. Первая кажется более правдоподобной: у левшей проявляется тяга к алкоголю из-за того, что они используют оба полушария мозга. Хотя это мнение совершенно не обосновано никакими фактами. Вторая версия носит, скорее, шуточный характер. Она гласит, что левшам хочется выпить из-за того, что они не такие, как все. Естественно, ни один из предполагаемых вариантов не правдив.

Ну а на самом деле, это ведь не столь важно - левша человек или правша. Главное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уверенно.

Леворукость у маленького ребенка

Очень часто родители спрашивают совета: как быть, если ребенок, несмотря на все их старания, упорно действует левой рукой – держит ложку, рисует? Является ли эта особенность детей врожденной? Нужно ли переучивать ребенка-левшу и во что бы то ни стало добиваться, чтобы он все делал (держал игрушку, ел) правой рукой? Большая активность левой руки в одних случаях может быть связана с врожденными особенностями организма ребенка, а в других – она возникает уже после рождения ребенка как результат неправильного воспитания. Ребенок не виноват в том, что он левша, и совершенно недопустимо его за это бранить, запрещать действовать левой рукой и заставлять все делать только правой. Если вы заметили, что ваш ребенок чаще пользуется левой рукой, чем правой, это не должно превращаться в семейную трагедию.

В этой особенности ничего опасного для ребенка нет. С годами при правильном воспитании он научится действовать хорошо и правой рукой. Известно, что взрослые люди-левши практически не страдают от этого.

Значительно больше осложнений и огорчений, а иногда и вреда приносит ребенку не то, что его левая рука активнее правой, а нервирующая обстановка, нередко возникающая из-за этого в семье.

Некоторые неопытные, излишне нервничающие или педагогически не подготовленные родители считают, что такой ребенок просто упрям и делает все левой рукой назло им.

Другие, хотя и понимают, что это не так, ставят перед собой цель, во что бы то ни стало переломить ребенка, заставить его все делать именно правой, а не левой рукой.

В тех случаях, когда леворукость связана с врожденными особенностями нервной системы, попытки настойчивого переучивания недопустимы. Они могут привести к перенапряжению нервной системы, а иногда и к серьезному ее заболеванию. Очень часто переучивание, запреты действовать левой рукой лишают ребенка радости, превращают его постепенно в действительно несчастного, неуверенного в себе человека.

Неправильные условия воспитания могут сделать ребенка левшой и в том случае, когда у него и нет к этому врожденной предрасположенности. Например, если младенец систематически лежит на правом боку, естественно, что его левая, более свободная рука будет активнее правой. Поэтому родители должны своевременно переворачивать ребенка, менять его позу. Некоторые родители кладут ложку слева от тарелки ребенка, и он привыкает брать ложку соответственно левой рукой.

Итак, встречаются дети с врожденной склонностью к более активным действиям левой рукой и дети, которые стали леворукими в силу других причин. И тех и других не следует переучивать, требуя исключительно активности правой руки. Но их надо подготавливать к дальнейшей учебной и трудовой деятельности целенаправленным, тактичным и, главное, постоянным воспитанием привычки действовать не только левой, но и правой рукой.

Условия человеческого труда чаще всего требуют согласованного действия обеих рук. Очень часто правая рука в труде играет главную роль, а левая помогает ей.

Для того чтобы ребенок мог со временем научиться писать, выбрать себе профессию по душе, ему нужно овладеть не только определенными знаниями, но и умением разумно управлять своими руками. Педагоги всегда подчеркивали значение воспитания и обучения в развитии ребенка. Все сказанное в особенности относится к детям со склонностью к леворукости. Правильное и своевременное воспитание имеет для таких детей большое значение.

Совсем не обязательно, что ребенок-левша будет страдать оттого, что левая рука активнее правой. Возможность будущих неприятных переживаний ребенка и его родителей в другом – необоснованном формировании у ребенка чувства собственной неполноценности, ущербности по сравнению с другими детьми. Этого не случится, если родители вовремя помогут ребенку-левше.

Изучение детей раннего возраста показало, что только 36% 4-месячных малышей пользуются правой рукой, 40%–левой и 22%–действуют одинаково активно и правой и левой рукой.

Дальнейшие наблюдения показали, что к концу первого года жизни число праворуких детей постепенно возрастает до 88%, а число леворуких и тех, кто одинаково активно действует обеими руками, падает до 12%. Этот процесс особенно ускоряется, начиная с 7–8 мес. жизни. В этом возрасте ребенок начинает больше играть при непосредственном участии взрослых, во многом подражая им в действиях с предметами.

Праворукость и леворукость ребенка наиболее четко выявляются в его игровых или бытовых действиях с предметами, позднее – в рисовании и, наконец, у более старших детей – при обучении письму.

Для того чтобы правильно организовать в семье воспитательную работу с ребенком, проявляющим склонность к леворукости, необходимо, прежде всего, знать, как развивается вообще у детей раннего возраста их предметно-игровая деятельность. Этапы ее развития одинаковы для всех детей.

Исследования развития предметно-игровой деятельности детей первого, второго и третьего года жизни показали, что правильная организация этой деятельности способствует своевременному формированию ручной умелости, развитию мышления ребенка, его ориентировок в свойствах предметов, с которыми он действует.

Воспитанию и обучению принадлежит решающая роль в полноценном и своевременном становлении психики ребенка. Это верно и для годовалого, и для двухлетнего, и для трехлетнего малыша, и для более старших детей. Основой воспитания является постоянное и содержательное общение взрослых с ребенком. Только в процессе общения с взрослыми, близкими и доброжелательными к нему людьми, ребенок может заинтересоваться разнообразными предметами (игрушками), овладеть, подражая взрослым, правильными способами действий с предметами, понять их назначение и правильно использовать в своей игре. Нельзя думать, что за один «сеанс» ребенка в возрасте, скажем, 7 мес. можно познакомить, например, со свойствами игрушечного ведерка, со способом действия с ним (носить, ставить и т. д.) и с его назначением (насыпать песок, наливать воду и т. д.). Всему этому ребенок учится постепенно.

Условно весь период развития предметно-игровой деятельности в раннем детстве можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает почти весь первый год жизни. Это этап ознакомительной игры с предметами и игрушками. Общаясь с ребенком, родители обращают его внимание на различные игрушки, дают их ребенку в руки. Улыбкой, ласковым словом и своими действиями с той или иной игрушкой взрослый формирует у маленьких интерес к игрушке, желание смотреть на нее, тянуться к ней, брать в руки и действовать. На этом этапе действия ребенка носят характер сначала простых, а затем все более сложных манипуляций с предметом. Ребенок манипулирует с игрушкой, рассматривает ее, постепенно знакомится с ее свойствами. На первом году жизни (особенно до 9–10 мес.) он действует примерно одинаково со всеми игрушками: смотрит, хватает, держит, приближает ко рту, рассматривает, помахивает игрушкой, стучит ею, бросает. Однако если внимательно понаблюдать за предметно-игровой деятельностью ребенка на протяжении нескольких месяцев, то можно заметить, что действия его с предметами меняются. Ребенок все чаще и чаще начинает действовать ими более правильно. Погремушку малыш держит обязательно теперь за ручку; толкает шарик, наблюдая, как он катится; куклу не бросает, а прижимает к себе. Все эти изменения свидетельствуют о том, что ребенок поднимается в своем развитии на ступеньку выше, наступает этап игры, для которой характерна специфичность предметных действий. Действия с предметом уж не сводятся к простым манипуляциям, они как бы отражают свойства предмета и в какой-то степени уже начинают соответствовать назначению предмета. Ребенок к концу первого года жизни отображает в своей игре способы действия с предметами, принятые в человеческом обществе.

А что, если ложку ребенок держит во время еды в левой руке? Мать вкладывает ему ложку в правую руку, а он старается переложить ее опять в левую... Мама сердится, ребенок плачет... А виноват ли он? Мама может исправить положение только путем кропотливых, повседневных стараний, без раздражения и акцентировки внимания ребенка на этом его «недостатке».

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя помочь ребенку более активно действовать правой рукой. Для этого нужно стараться давать игрушку чаще в правую руку, класть ее так, чтобы удобнее было к ней тянуться и брать ее правой, а не левой рукой.

Для профилактики неврожденной леворукости необходимо, прежде всего, правильное воспитание. Необходимо, чтобы у ребенка своевременно формировалась игровая деятельность. При манипулировании предметами особенно важно следить, чтобы ребенок действовал чаще правой рукой: давать игрушку в правую руку ребенка, класть ее справа от ребенка.

Эти же рекомендации относятся и к тем случаям (относительно редким), когда ребенок является истинным левшой, с той только разницей, что к такому ребенку родители должны быть особенно внимательны. Правильное воспитание, совместные игры с взрослыми членами семьи помогут ребенку-левше своевременно освоить общепринятые способы действия правой рукой без ущерба для его общего психического развития, для формирования его личности.

Ребенку старше одного года, если вы заметили, что он охотнее действует левой рукой, а не правой, очень полезны игры со строительным материалом, различные конструкции, механические игрушки с несколькими рычажками, кнопками, игры с предметами-орудиями.

Особенно важно, чтобы воспитательная работа с ребенком-левшой была бы не только тактичной и постоянной, но и интересной для него. Лучше всего использовать в целях тренировки правой руки ребенка совместную игру с ним. Нужно, чтобы ребенок чувствовал спокойное, доброжелательное внимание взрослого к себе.

Нельзя ребенка со склонностью к леворукости оставлять всегда одного с игрушкой. Нужно находить время для совместных игр с ребенком, показывать ему, как играть с игрушкой, побуждать, чтобы он активно действовал в игре правой рукой, но ни в коем случае не запрещать ему действовать левой. Не правы те родители, которые запрещают ребенку действовать левой рукой, этим самым лишая его возможности играть с интересом, что имеет большое значение для общего развития ребенка. Заставляя ребенка, несмотря на его протесты, действовать только правой рукой, родители невольно тормозят формирование активности, самостоятельности. Нужно позволять ребенку пользоваться левой рукой, одновременно тренируя правую руку, показывая ему, что и правой рукой действовать нетрудно. Главное, помнить, что во всех случаях леворукости необходимо, не ограничивая активности левой руки, помогать ребенку, учиться действовать и правой.

Чувство радости, возникающее во время совместной игры с взрослыми, помогает развитию у ребенка самостоятельности, желания самому делать так же, как взрослые, т. е. действовать не только левой, но и правой рукой.

Не привлекайте внимания ребенка к тому, что он делает «не так», как все. Ваша помощь должна быть ненавязчивой, естественной, она должна пробуждать у ребенка веру в свои возможности, уверенность в своей умелости. Похвалите его даже за небольшие достижения, порадуйтесь вместе с ним – это способствует развитию волевых качеств, так как вызывает у ребенка стремление сделать лучше, чтобы заслужить похвалу. Но необходимо указывать ребенку и на его неправильные действия в твердой, но благожелательной форме, не унижающей его самолюбия. Надо добиваться, чтобы он охотно исправлял ошибки, чтобы у него формировались правильные приемы действия с игрушками и бытовыми предметами.

Своевременная тренировка правой руки без снижения активности левой подготовит ребенка к овладению в школе умением писать правой рукой. Хорошее, радостное настроение, полезные игры и занятия, выполнение разнообразных домашних поручений – все это будет способствовать правильному, всестороннему развитию вашего ребенка. Умелость обеих рук – вот что необходимо развивать у ребенка со склонностью к леворукости. И ему очень нужно ваше внимание, ласковое и постоянное.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто