Конспект учебного (открытого) занятия «Дорогою добра. План-конспект на тему: занятие дорогою добра

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Татьяна Лебедева

Задачи :

Формирование нравственно-этических понятий о добре и доброте .

Расширение кругозора знаний добрых слов и качеств доброго человека .

Развитие в личности качеств доброго человека .

Развитие желаний совершать добрые поступки и дела .

Воспитание уважительного, доброго отношения к окружающим людям.

Формирование социально одобряемых форм поведения и взаимодействия.

Начинаем наше путешествие по дороге Добра

Что такое доброта :

Добрым быть совсем , совсем непросто,

Не зависит доброта от роста ,

Не зависит доброта от цвета .

Доброта не пряник , не конфета.

Доброта с годами не стареет ,

Доброта от холода согреет

Вспомним слова, где спряталось «добро »

добродушный ,

доброта ,

добросердечный ,

доброжелательный ,

добропорядочный ,

доброго здоровья ,

добросовестный ,

добрый день

Первая станция – Волшебная

Игра «Волшебный стул»


А волшебство этого стула заключается в том, что кто сядет на него, окружающие сразу же начинают говорить об этом человеке только хорошее.

Следующая станция – Цветочная

Налетел сильный ветер и оборвал все лепестки с «Волшебного цветка доброты »


А лепестки непростые - волшебные на каждом написано слово, которое доказывает нам, что только добро порождает добро



добрый человек всегда имеет много друзей,

добрые дела вызывают улыбку,

Когда есть доброта между людьми , значит в стране будет мир,

От доброты люди совершают добрые поступки

От того, что в России живет много добрых людей , в ней могут уживаться люди разных национальностей

Следующая станция – Сказочная долина.

Именно в сказках добро всегда побеждает зло. Наши дети знают много сказок. А еще они любят сами изображать разных сказочных героев.


Жили были два друга :

Зайчик Серый хвостик

И лисица Рыжий хвостик.

Построили они себе домики

И стали друг к другу в гости ходить.

Прибежал заяц к лисице в гости.

Вдруг он слышит…

Что за стук?

Видишь : поздно, скоро ночь.

Уходи - ка лучше прочь!

Все дети знают, что лиса хитрая, поэтому заяц всегда от нее убегает. Дети, я думаю, вы знаете, если человек неправ, совершил нехороший поступок, надо всегда уметь извиниться. «Извини меня, пожалуйста» . В обиходе вежливого и воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными”.

Четвертая станция «Волшебная»

Игра «Доскажи волшебное слово»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

не стесняйся не лукавствуй,

А скажи погромче (здравствуй) .

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет) .

Зеленеет старый пень, когда слышит… (добрый день )

Растает даже снежная глыба от слова теплого… (спасибо)

Если тебя бранят за шалости, надо сказать… (прости, пожалуйста)

Если спросишь что-нибудь,

То сначала не забудь.

Разомкнуть свои уста и, сказать, (пожалуйста) .

Если невежей прослыть не хотите

Очень прошу Вас – будьте мудры

Вежливым словом просьбу начните.

Будьте (любезны)

Будьте (добры ) .

Порвал воробей

Паутинные нити

Чирикнул смущенно,

Ну, (извините) .

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите (до свидания) .

Когда я что-то подарю

Мне говорят (благодарю)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были ,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам ! В добрый час !

Публикации по теме:

Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать – так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах. (свт. Тихон Задонский).

16 ноября мы отмечали День Толерантности. Хорошие и добрые праздники всегда ждут и особенно они травятся детям. День Толерантности необычный.

Цель: Укреплять взаимоотношения между детьми. Задачи: - Формировать умения детей строить отношения на дружбе и взаимопонимании - Развивать.

Игра-путешествие «Дорогою добра» Игра - путешествие «Дорогою добра» В игре могут принимать участие дети с ограниченными возможностями здоровья, передвигающиеся на колясках.

Цель: Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Задачи: Познавательное развитие: - Расширение знаний детей.

Дорогою добра.

Цель:

· воспитывать у младших школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты;

· формировать ценностные гуманистические ориентиры;

· вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.

Ход мероприятия

- Ребята, начинаем наше занятие! А называется оно «Дорогою добра». (слайд 1)

- Как вы думаете, о чем у нас пойдет разговор? (О доброте, о красоте человеческих отношений, о доверии, о том, как мы должны жить, чтобы людям рядом с нами было хорошо и приятно).

- А что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим. (слайд 2)

Ребята, а где же живет доброта?

Учитель. Доброта. Какое странное слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни так не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Люди издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Может быть, поэтому в старой азбуке буквы обозначали целые слова. Аз, буки, веди, глаголь, добро.

Азбука как бы призывала «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Недаром мудрая пословица гласит: «ДОБРОЕ СЛОВО - что ясный день»

Работа с пословицами (слайд 3)

Условия игры : на слайде записаны пословицы: сверху начало, а внизу продолжение. Ваша задача правильно соединить пословицы.

Не одежда красит человека, а добрый от радости.

Злой плачет от зависти, а хвались добром.

Добрые слова а его добрые дела.

Не хвались серебром дороже богатства.

- Откуда берет начало доброта?

Ну, конечно, доброта берёт начало в семье.

Ученики.

В доме добрыми делами занята

Тихо ходит по квартире Доброта

Утро доброе у нас,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама.

- Мама! Это доброта.

А в чём у вас проявляется любовь и забота о самом дорогом человеке. (Дети рассказывают, как они помогают родителям. В кармашек «Доброта» кладутся слова: « помощь», «забота», «благодарность », «нежность», «любовь», «ласка»)

- А какие пословицы о маме вы знаете? (слайд 4)

« Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

« При солнышке тепло, при матери добро».

Учитель. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит людей и помогает им, добрый человек бережёт природу и любит её. А любовь и желание помочь другим согревает нас самих, как солнце.

- А легко ли быть добрым?

На самом деле, ребята, путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым - порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил - ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

Берегись, не то убью! -

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

"Вовка - добрая душа!"

- Можно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали мальчику?

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это еще не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук.

– Обыкновенный человек, – ответил дед.

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? - - Каким еще человеком его можно назвать?

Учитель : Добрые дела всегда живут с нами рядом! И не надо ничего выдумывать. И не надо думать обо всём человечестве, если доброты ждут близкие люди! - Спешите делать добро. Это здорово!

Звучит песня «Дорогою добра»

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

(слайд 5)

К сожалению, в нашей жизни ещё много встречается плохих, злых, жестоких, бессовестных, безответственных людей. Но давайте верить, что хороших людей на свете больше.

Доброта побеждает не только в сказках. Она побеждает и в настоящей жизни. Для этого надо, чтобы наши сердца и мысли были добрыми, наши руки творили добро.

Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

Можно ли стать добрым на время?

Давайте запомним замечательные слова:

«Без добрых дел нет доброго имени». (слайд 6)

Какое доброе дело ты сегодня сделаешь?

Какое доброе дело тебе поможет сделать папа? Мама? Бабушка? Дедушка?

Добрые дела ждут нас. Они на каждом шагу.

Желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами-

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни!

Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца. Мать кормит детей, как земля людей. Птица радуется весне, а младенец матери. Материнская молитва со дна моря достанет. Мать кормит детей, как земля людей.

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

«Без добрых дел нет доброго имени».

Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания!


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Девчонки, мальчишки - вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!

Доброта - это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому - из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такиекачества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Программа «Дорогой добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы : социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

¾ коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

¾ коллективное творчество - проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

¾ ситуации - образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

¾ общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:

Литературное чтение - экология - технология.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : программа рассчитана на 1 год обучения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Ø создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

ЗАДАЧИ:

¾ воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

¾ формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

¾ формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

¾ трудовые дела;

¾ праздники;

¾ беседы;

¾ конкурсы;

¾ выставки;

¾ экскурсии;

¾ социальная проба;

¾ творческие дела.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ø различать хорошие и плохие поступки;

Ø проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Ø устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ø проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

Ø знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Ø оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;

Ø уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.

¾ Литературная;

¾ Экологическая;

¾ Семейная;

¾ Трудовая;

¾ Сретенская.

№ п/п

Направления

деятельности

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Станция «Литературная»

Станция «Экологическая»

Станция «Семейная»

Станция «Трудовая»

Станция «Сретенская»

Итоговое занятие и выставка

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Плановые сроки прохождения

Тема занятия

Примечание

План.

Факт.

Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Работа на пришкольном участке.

Станция «Экологическая»: аллея ветеранов. Трудовой десант по уборке территории аллеи.

Станция «Сретенская»: Встреча «Давайте, познакомимся».

Станция «Экологическая»: знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями

Станция «Семейная»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей

Станция «Семейная»: акция «Моя мама»

Станция «Трудовая»: операция «Чистый класс»

Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница»

Станция «Литературная»: В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки

Станция «Трудовая»: операция «Подари игрушку детям»

Станция Сретенская»: операция «Подари игрушку детям»

Станция Сретенская»: «День согласия и примирения»

Станция «Трудовая»: работа в районной библиотеке: операция «Книжкина больница»

Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений)

Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?»

Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов

Станция «Трудовая»: изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников

Станция Сретенская»: «Рождество Христово»

Станция «Семейная»: акция «Ангел милосердия»

Станция «Семейная»: операция «Поздравляем с праздником»

Станция «Экологическая»: операция «Береги лесную красавицу»

Станция «Трудовая»: работа в школьной теплице - посадка лука

Станция «Экологическая»: работа в живом уголке - уход за рыбками

Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки

Станция «Семейная»: Акция «Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям)

Станция «Трудовая»: изготовление поделок к Светлой Пасхе

Станция Сретенская»: « Светлая Пасха»

Станция «Экологическая»: акция «Чистый двор»

Станция «Семейная»: фото - конкурс, выставка рисунков «Потому так счастлив я, что со мной моя семья».

Станция «Трудовая»: работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов

Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам работы.

Вводное занятие

Теоретические знания

Знакомствос понятием«добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Практическая работа

Станция «Литературная»

Книга - твой друг

Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.

Теоретические знания

Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя.

Практическая работа

Изготовление книжек - малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов.

Станция «Экологическая»

Человек - друг природы. Природа - мой дом.

Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю; животному миру.

Теоретические знания

Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Оборудование аквариума. Основные группы рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Правила поведения на школьном участке.

Практическая работа

Трудовой десант по уборке территории аллеи ветеранов. Работа на пришкольном участке - прополка, полив, рыхление почвы. Работа в зелёном уголке - полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений. Работа в «живом» уголке - освоение приёмов очистки стенок аквариума. Акции «Чистый двор», «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу».

Станция «Семейная»

В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей.

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье

Теоретические знания

Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери».

Практическая работа

Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада.

Станция «Трудовая»

Воля и труд дивные всходы дают.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.

Теоретические знания

Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани, пластилина. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Условия содержания растений в теплице. Правила ухода за растениями в теплице.

Практическая работа

Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала. Высаживание рассады цветов, посадка лука на зелень. Трудовые дела: «Чистый класс».

Станция «Сретенская»

С кем живешь, с тем и слывешь.

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.

Теоретические знания

История возникновения памятника Минину и Пожарскому. Традиции и обычаи русского народа.

Практическая работа

Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада: «День согласия и примирения», «Рождество Христово», «Светлая Пасха».

Итоговое занятие

Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы.

Практическая работа

Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.

4. Программа воспитания и социализации

5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.

Уровень сформированности нравственных

качеств учащихся

(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала

Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)

Ф.И. учащегося

Нравственные качества

Перечень нравственных качеств личности:

1. Дисциплинированность

2. Ответственность за выполнение поручений

4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)

5. Конфликтность

6. Коммуникативность (общительность)

7. Честность

8. Сотрудничество

9. Креативность (одарённость, талантливость)

Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся - длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов - от «0» до «3».

Тема: «Идем дорогою добра»

Цели:

    Формировать у детей нравственные ценности;

    Закреплять представления детей о добрых делах, воспитывать стремление совершать добрые поступки, оказывать помощь, дарить радость, хорошее настроение;

    Активизировать употребление в речи вежливых слов.

Ход занятия:

Круг радости. «Доверяем друг другу» (Дети идут друг за другом)

Дружно все идём по кругу,

И надеемся на друга.

Плечо другу подставляйте

И друг другу доверяйте!

Приветствие ребят:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встречи здороваться: "Доброе утро"

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лица,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Поздоровайтесь друг с другом: (встали полукругом)

Доброе утро!

Сәлеметсіз бе! Қайырлы таң! (по- казахски)

Hello! Good morning! (по- английски)

Цитата занятия: (выставлена на доске)

Когда вы ищете счастья для себя,

оно будет избегать вас.

Когда вы ищете его для других,

то оно найдёт вас!

Народная мудрость

Мы сегодня поговорим о добре. (в кругу)

Есть такая народная мудрость:

Когда вы ищете счастья для себя,

оно будет избегать вас.

Когда вы ищете его для других,

то оно найдёт вас!

Как вы это понимаете?

У нас сегодня круг радости с секретом. (На полу по кругу разноцветные кружочки) .

Возьмите по кружочку, переверните его, и вы увидите этот секрет! Перевернув кружок, вы поймёте, как поприветствовать друг друга. Передайте свой «лучик» хорошего настроения.

Улыбка – улыбнуться другу

Ладошка – пожать руку

Сердечко – обнять друга

Солнце – сказать доброе слово

У ваших друзей ладошки теплые? (ответы детей)

Да, все вы добрые и поделились своим теплом друг с другом, ребята у каждого из нас есть своя дорога «Добра», моя дорога «Добра» ведёт меня каждый день к вам в класс. А куда ведёт вас ваша дорога «Добра»? (Ответы детей )

Упражнение. Найдите себе пару по цвету. Парой идите вместе, проходите и присаживайтесь на стулья. (У ребят заранее прикреплены жетоны по парно определенного цвета).

Звучит песня «Дорога добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова (ребята подпевают)

Давайте зажжем свечу.

Как хорошо, уютно, тихо.

Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки.

Что вы чувствуете? (тепло)

Приятно смотреть на огонёк?

А какое у вас сейчас настроение? (хорошее, веселое, радостное).

Игра «Колокольчик» (в кругу на стульях).

А раз у вас хорошее настроение, давайте, скажем, друг другу вежливые, волшебные слова и пожелаем себе и другим чего-нибудь хорошего, доброго.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам встречаться здесь не лень!

Колокольчик мы возьмём,

Всех в кружок им позовём,

Колокольчик передай и желанье загадай!

(Дети передают друг другу колокольчик).

Наверное, вы любите сказки? Я приглашаю вас в сказочный дворец «Доброты».

Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.)

Да, в этом дворце живут только добро, добрые дела и слова.

Хотите вы пойти туда?

Упражнение «Волшебный мешочек» . Ребята, предлагаю, если у вас есть какие-нибудь отрицательные эмоции: обида, гнев, злость, спрятать их в волшебный мешочек и изменить содержание мешочка во дворце «Доброты». Отправимся искать добро.
Как вы думаете, после путешествия по стране «Доброты», что будет в волшебном мешочке?

Давайте попробуем сделать так, чтобы вместо обиды, гнева и злости в мешочке оказались доброта, любовь, радость и хорошее настроение.

Вот вам по 1 листу черной бумаги, скомкайте его руками, при этом сделайте мимику злого человека: нахмурьте брови, с силой сомните листочек и немного потопайте.

Идти нам придётся по сказочной тропинке. (Звучит песня «Лесной олень»)

Игра «Тропинка» (парами)

Хорошие, добрые качества в себе надо развивать, давайте попробуем.
Мы вместе пройдём по тропинке с препятствиями.
Дружно без помех пройти по тропинке с препятствиями вам помогут: доброта, доверие, понимание и помощь.

Дети идут змейкой по тропинке, помогают друг другу.

Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Одна… вторая… третья … Снова спокойно идём по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идём спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идём! Ух! Наконец-то перешли. Идём спокойно! Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней, еле-еле отдираем ноги от земли. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево. Вот и пришли. Молодцы!

Игра «Найди добрые дела» (парами) . А вот и сказочный дворец Доброты. (макет дворца, возле него ветка, имитирующая дерево).

У дворцовых у ворот,

Дерево добра растёт.

Налетел вдруг ветерок,

И листочки уволок.

Стало дерево скучать,

Людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите

И листочки приносите.

Ребята, посмотрите, лежат листочки. Только какие-то они необычные, с картинками. Возьмите по листочку и рассмотрите их.
Оцените поступок. Как вы думаете, какие листочки висели на этом дереве добра?
Дети рассматривают, называют добрые и плохие дела.
Давайте вернём дереву листочки с добрыми делами (дети развешивают листочки на дереве, называя, какое там изображено доброе дело). Полюбуйтесь, каким нарядным и весёлым стало дерево.

Смотрите, ребята, какое красивое кресло. Как вы думаете, чьё оно? (Дети высказывают свои предположения: принцессы, короля) . Наверное, это кресло волшебное. Давайте, попробуем посидеть в нём.

Игра «Комплименты» (в кругу с сердечком мягким).

Дети по очереди садятся в кресло, остальные говорят ему комплименты)

Скажите, сидящему в кресле, добрые слова, похвалите его за что-нибудь.
- Дети, вам приятно было слышать, когда о вас говорили добрые, ласковые слова?
- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)

Игра «Связующая нить» (в кругу). Закройте глаза и представьте, что вы все составляете одно целое. А поможет нам в этом волшебный клубочек.
Давайте сядем по кругу и будем передавать клубок ниток. Тот, кто держит клубок, высказывается о себе, что он чувствует. Может пожелать другим чего-нибудь и сказать добрые слова.

Вы все составляете одно целое. Каждый из вас важен и значим в этом общем целом. Нить связала нас и мы стали по-настоящему близки друг с другом.

Ребята, какими бы вы не хотели быть?

И какие качества вы бы хотели, чтобы у вас были?

Какими вы хотите быть?

Игра «Расскажи о себе» (с мячом эмоций)

Мирная считалка. (Объединение в подгруппы)

На дороге у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались – и сцепились!

Прибежали разнималки,

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакала тут мирилка.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Игра – разминка «Хорошо»

Хорошо, что солнце светит? Хорошо!

Хорошо, что дует ветер? Хорошо!

Хорошо идти с друзьями? Хорошо!

Хорошо прижаться к маме? Хорошо!

Хорошо в краю родном? Хорошо!

Хорошо там, где наш дом? Хорошо!

Хорошо играть в саду? Хорошо!

Хорошо, что я живу? Хорошо!

Игра «Секрет» (можно парами)

Обратите внимание, у нас стоит шкатулка. Я вам раздам в ладошку по «секрету» (пуговица, бусинка, брошка, часики). Зажмите свой секрет в кулачок.

Вам любопытно, что у другого в кулачке? Найдите способ уговорить каждого, показать вам свой секрет.

Вам понравилось общаться друг с другом?

Творчество . Чтобы ваше общение и в будущем протекало без ссор и конфликтов, давайте обговорим некоторые «Правила дружбы»:

1. Помогай другу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Делись с другом. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое.

4. Играй дружно. Если у тебя получилось что-то лучше, чем у других, не хвастай, будь скромен. Умей порадоваться успехам друга.

5. Доверяй другу

6. Избегай ссор и споров по пустякам.

7. Спокойно принимай помощь, советы и замечания от других

Посмотрим что же произошло со злостью, обидой, гневом в волшебном мешочке.

Вы своими поступками превратили плохое в хорошее.

Как вы думаете, что теперь в мешочке?

Продолжение игры «Волшебный мешочек» . Всё плохое, вся злость в волшебном мешочке превратились в угощение.

А теперь нам пора уходить из сказочного дворца «Доброты». Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, поделимся друг с другом добротой. Не даром говорят: Добро творить – себя веселить.

Давайте задуем свечу. (Задуваем свечу)

Звучит песня «Дорога добра».

Круг «От сердца к сердцу» (В кругу)

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Вернётся к вам по кругу.

Я передаю вам своё добро и оно идёт от меня к Даяне, а от Даяны к Вике, от Вики к Артему и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что добра стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет.

Добрые слова не лень говорить мне целый день.

А вам, ребята, на прощанье говорю я: «До свиданья!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»

Денькович Ирина Михайловна

воспитатель

Конспект учебного (открытого) занятия «Дорогою добра»

Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш конспект учебного (открытого) занятия направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Цель: Способствовать формированию понятия «доброта», вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знания правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.

Предварительная работа: аудиозаписи песен «Дорогою добра» музыка Шаинского, песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра», песня «Барбарики - доброта», аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц», шкатулка с надписью «Добрые дела», пыльца из нарезанных золотистых ниток и золотистой бумаги, нарисованное дерево на 2-х ватманах с зелеными листочками; нарисованное солнышко с 10 лучиками, подписанные вежливыми словами, нарисованный домик с дверью, поделка ледяной домик

Ход занятия

(В зал входит фея добра в руках шкатулка)

Фея – Здравствуйте девочки и мальчики я Фея Добра. Давайте же улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками. Я пришла вас попросить о помощи. У нас в лесу росло прекрасное дерево, оно дарило всем радость, звери каждый день водили хороводы вокруг этого дерева, птицы выводили птенцов. Это дерево никогда не увядало, оно было зеленым круглый год. Пришел волшебник «Злость» позавидовал дереву и засушил его. Сказал, что дерево только тогда приобретет свою силу и красоту, когда люди научатся всегда совершать добрые поступки, будут всегда вежливыми, ласковыми, щедрыми, внимательными к другим. Волшебник «Злость» уверен в том, что нет таких людей на всем белом свете. Ребята давайте поможем дереву обрести силу и красоту, мы с вами отправимся в лес дорогою добра. Я захватила с собой волшебную шкатулку добрых дел. Каждое совершенное нами доброе дело будет хранится в этой шкатулке. Каждое доброе дело будет превращаться в золотую пыльцу, которой мы посыпем наше дерево. Итак, в добрый путь! (дети поднимаются со стульчиков, звучит песня «Дорогою добра» муз. Шаинского).

Первое препятствие: (В зале отключается свет)

Фея – Ой, что случилось? Вдруг стало темно, наверное солнышко попало в беду.(включается свет, ребята замечают конверт, фея берет и читает задание). Ф.- Это конверт с заданием от волшебника «Злость», он считает, что мы не сможем справиться. Итак, читаю: найдите 10 лучиков добра от солнышка и соберите их, и все это нужно сделать закрытыми глазами. (девочке и мальчику завязывают глаза, раскидывают вокруг их лучики и они их собирают). Ребята посмотрите, а вот и наше солнышко добра, какое оно прекрасное. На лучиках написаны слова, которыми мы должны употреблять в своей речи ежедневно. (фея читает слова: доброе утро, добрый вечер, добро пожаловать, здравствуйте, до свидания, спасибо, приятного аппетита, приятных снов, пожалуйста, извините). В каждом из нас живет маленькое солнышко – это доброта и пусть оно всегда согревает нас добрыми поступками. А теперь со словами: добрый ты и добрый я, добрые все мои друзья отправимся дальше в наше путешествие. (звучит песня «Дорогою добра» муз. Шаинского, дети берутся за руки и под музыку кружатся, подходят к домику, где живет зайчик, на домике висит замок, зайка плачет)

Второе препятствие

Фея - О чем ты заинька плачешь?

Зайчик – Как мне не плакать, пришел волшебник «Злость» повесил на дверь ледяной замок и сказал, что он не растает до тех пор, пока его не согреешь похвалой и комплиментами друг другу, а я их не знаю, что мне делать?

Фея - Не переживай заинька мы тебе поможем, правда ребята? Давайте возьмемся за руки и начнем говорить комплименты (дети говорят друг другу комплименты, тот кому предназначена похвала, говорит «Спасибо, мне очень приятно!». Если малыш затрудняется ответить взрослый ему помогает. (После проделанного задания, ребята замечают, что замка на двери нет.)

Зайчик – Ура! Спасибо ребята вам, что растопили замок, теперь я снова буду жить в доме. Но не хочу с вами так быстро расставаться, поиграйте со мной в ласковые слова, я их совсем не знаю. Я буду называть вам слова, а вы будете говорить их ласково. (лист- листочек, яблоко- яблочко, солнце –солнышко, птица-птичка, ягода – ягодка, гриб – грибочек, снег – снежочек, сердце – сердечко, стул – стульчик, ручей – ручеек, книга – книжечка) Молодцы ребята! Мне понравились ласковые слова, они мне очень душу согрели! Спасибо вам за все, желаю счастливого пути! (под песню «Давайте друзья всегда друг другу желать добра» ребята отправляются дальше)

Третье препятствие

(Лежит мешок с различными предметами, а на мешке конверт со следующим заданием)

Фея –Волшебник «Злость» нам приготовил следующее задание, с которым мы должны справиться. (читает письмо) Назовите хорошие поступки, которые могут быть связаны с этими предметами. Ну что ребята приступим к этому заданию?

Дети - Да!

Фея – (Достает веник и обращается с вопросом к детям) Для чего же нужен нам веник? (чтобы помогать маме подметать пол.) Губка? (помогать убирать за собой грязную посуду и мыть ее) Стиральный порошок? (помогать стирать вещи), маленькая лейка? (ухаживать за цветами), одеяло? (заправлять за собой постель). Ну вот наш мешок пуст. Вы молодцы справились и с этим заданием.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вместе мы пойдём гулять
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(дети выполняют движения согласно текста, затем звучит песня «Дорогою добра» муз. Шаинского)

Четвертое препятствие

(Вбегает сердитый незнайка и кричит)

Незнайка - Кто вы такие? И что вы здесь делаете?

Фея – Незнайка ты сердишься? Наверное тебя заколдовал Волшебник «Злость» Ребята давайте возьмемся за руки поставим незнайку в центр, улыбнемся ему и подарим ему много комплиментов. (дети в кругу улыбаются незнайке и говорят ему комплименты). Ребята посмотрите, чары волшебства исчезли, незнайка снова улыбается).

Незнайка – Извините меня, пожалуйста, что я был таким злым, не вежливым. Волшебник «Злость» оставил вам конверт. (отдает конверт феи, она читает задание)

Фея – Задание называется «Доскажи словечко» Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)

Если друг попал в беду,…(помоги ему)

Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

Решай споры словами, …(а не кулаками)

Фея - Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова.

(выключается свет, включается аудиозапись «Шум леса»)

Фея – Ну вот мы с вами и на месте, в том самом месте, где растет прекрасное дерево. Я открою шкатулку и выпущу волшебную, золотую пыльцу, пусть уйдут чары злого волшебника и дерево снова будет радовать всех вокруг (за ширмой находится макет дерева с зелеными листочками. Фея рассыпает пыльцу возле ширмы, включается аудиозапись с пением птиц, открывается ширма, снова включается свет)

Фея – Спасибо ребята мы спасли дерево, оно снова ожило. Я дарю вашей группе шкатулку, пусть она наполняется добрыми словами и добрыми делами, ведь доброта – это стремление сделать счастливыми всех вокруг. До свидания ребята, до новых встреч!

(Включается песня Бабарики – доброта, ребята танцуют)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто