Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
- Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа |
Что делает психолог? |
I младшая группа (2 - 3 года) |
|
II младшая группа (3 - 4 года) |
|
средняя группа (4 - 5 лет) |
|
старшая группа (5 - 6 лет) |
|
старшая группа (5 - 6 лет) |
|
подготовительная группа (6 - 7 лет) |
|
подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6 - 7 лет) |
|
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика |
Развивающая работа |
Организационно-методическая документация Рабочая документация |
Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов Веракса Александр Николаевич
Организация работы психолога
Организация работы психолога
Нередко психолог, который только приступил к работе в детском саду, не знает о том, какими документами ему следует руководствоваться, определяя перечень своих обязанностей. Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога .
Психологическое просвещение - формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика - обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Развивающая и психокоррекционная работа - активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Психологическое консультирование - консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.
Среди должностных обязанностей педагога-психолога выделяют следующие:
Проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;
Выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и реабилитации;
Проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую и выбор соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы;
Планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;
Содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;
Выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;
Обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;
Формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;
Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей.
Перечисленные направления работы должны быть отражены в документации, которую необходимо вести психологу. Схема ведения документации приведена в письме № 2-30-20 Л.Е. Курнешовой от 09.09.2003 года «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» (см. Приложение 5). В письме перечислены основные документы и дана их общая характеристика. Рассмотрим их подробнее.
Годовой план работы. План работы (как и другие документы: аналитический отчет, график работы на неделю и т. д.) в обязательном порядке заверяется заведующей детского сада. Обычно его также следует согласовать с окружным методическим центром, в котором молодому специалисту помогут сориентироваться в правилах составления документов.
Таблица 1
Пример перспективного плана работы педагога-психолога на первое полугодие_учебного года
В плане должны быть представлены все основные направления работы психолога. Распределение деятельности психолога в соответствии с ее адресатом (дети, педагоги, родители) позволяет не только представить объем работы, но и сопоставить направления деятельности. Так, при работе с детьми нужно учитывать, что одной из самых сложных задач является подготовка детей к школе. Поэтому в первую очередь в проведении диагностики нуждаются именно эти дошкольники. Полученные результаты используются психологами и педагогами для проведения коррекционной работы с детьми и проверяются во втором полугодии при проведении повторной диагностики. Диагностика развития детей средней и старшей групп также проводится два раза в год. В первом полугодии можно ограничиться диагностикой интеллектуального развития, а во втором – эмоционального и социального. При выборе методик психологу следует ориентироваться на те, которые рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ или Департаментом образования. Только в этом случае можно говорить об их обоснованном выборе.
Взаимодействие психолога с педагогами во многом опирается на результаты, полученные в ходе диагностики. После диагностики дошкольников подготовительной группы психолог обсуждает с педагогами каждого ребенка, выстраивает план совместной коррекционной и педагогической работы с тем, чтобы ко времени проведения повторной диагностики все дети достигли среднего уровня готовности к школе. Аналогичные встречи проводятся и с педагогами других групп.
Аналитический отчет. Выполнение плана работы отражается в аналитическом отчете (см. таблицу 2). Конечно, жизнь вносит свои коррективы во время проведения занятий и встреч (например, в случае если дошкольное учреждение участвует в интеллектуальном марафоне воспитанников, проходит аттестацию и др., психолог физически не успеет провести запланированную работу в обозначенное в плане время), но это не означает, что указанный объем работ не должен быть выполнен.Таблица 2
Пример отчета педагога-психолога о проделанной работе за_учебный год
Примечание. 1. На следующий учебный год запланировать диагностику эмоционального благополучия детей средней группы.
2. Разработать серию коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
График работы на неделю. При составлении графика работы на неделю (см. таблицу 3) следует опираться на Инструктивное письмо № 29/1886-6 от 24.12.2001 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (см. Приложение 6). Приведем пример такого плана.
Таблица 3
Из приведенного выше плана видно, что 18 часов в неделю психолог посвящает непосредственной работе с детьми, педагогами и родителями и 18 часов в неделю он может проводить вне образовательного учреждения, используя это время для анализа результатов, работы с документами, подготовки материалов и т. д.
Диагностическое обследование рекомендуется проводить утром, после завтрака, когда дети еще не утомлены занятиями и другой деятельностью. Встречи с родителями лучше всего организовывать во время обеда детей. При этом нужно отметить, что в график работы психолога, как и в аналитический отчет, могут вноситься изменения. Например, если родители не пришли на консультацию, то психолог может заняться обработкой результатов диагностики, обозначив в своем расписании другое время для приема родителей на следующей неделе.
На основании плана психолог ежедневно заполняет журнал, в котором отражаются результаты проведенной работы. В случае посещения дошкольного учреждения окружной или иной комиссией все вышеперечисленные документы должны быть представлены по ее требованию.
Психологическая карта ребенка. Результаты работы психолога с конкретными детьми должны быть отражены в индивидуальной психологической карте. Все материалы, связанные с ребенком (результаты диагностического обследования, беседы с родителями, анкетирование, коррекционная работа, консультации с другими специалистами), должны быть собраны в одной папке и распределены по годам. Собственно, карта развития ребенка – это наглядное отображение динамики ребенка по основным направлениям психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, произвольность, развитие игровой деятельности, физическое развитие, динамика эмоционального состояния.
Не существует единых требований к внешнему виду карты. Можно использовать цветовое деление, отмечая соответствующий уровень достижения навыков (низкий – красный, средний – желтый, высокий зеленый) и размещать информацию в табличном виде или отображать ее в виде графиков и диаграмм (с примером психологической карты ребенка можно ознакомиться в Приложении 7).
Закон Российской Федерации № 32661-1 от 10.06.92 г. «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 г.).
Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886^6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Конвенция о правах ребенка.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.99 г.
Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
Письмо Министерства народного образования РСФСР № 247/18-21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».
Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.98 г.
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.
Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия Из книги Психология труда автора Прусова Н В Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации
Из книги Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) автора Баенская Елена Ростиславовна3.4. Основные методы работы педагога-психолога В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью,
Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся ВладимировнаОрганизация коррекционной работы I. Некоторые общие положенияПостараемся проследить основные направления и правила коррекционной работы при раннем нарушении эмоционального развития.1. Логика аффективного развития аутичного ребенка, как было показано выше, в силу тех
Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.На консультации у психолога Мама пятилетней Насти: Я переживаю, что у моей дочки нет в детском саду друзей. Есть только одна девочка, с которой она общается. Мне говорят, что ребенок не любит играть с другими детьми. Часто сторонится, когда ее пытаются вовлечь в какие-то
Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла СпартаковнаНа консультации у психолога Мама шестилетнего Никиты: У Никиты довольно много проблем в школе. Писать или что-то делать левой и правой рукой он умеет абсолютно одинаково. Проблемы начались с того, что учителю захотелось, чтобы ребенок был как все. Учитель потребовал,
Из книги автораНа консультации у психолога Психолог вместе с мамой разбирал их проблему на примере рисунка, который нарисовал ее сын. Мама говорит: «Посмотрите, здесь у него разукрашено неаккуратно, здесь он залез за края, здесь он сделал плохо». Тогда психолог комментирует рисунок
Из книги автораНа консультации у психолога Мама: Моему сыночку два с половиной года. Иногда (не всегда, но очень часто) он изводит меня своими капризами и истериками, чуть что не по его – сразу слезы, крик, иногда требования просто нелепые, – например, сразу после просыпания встает на
Из книги автораНа консультации у психолога Мама: Моей младшей дочери два года, но она еще не разговаривает и не рисует. Причем старший ребенок, мальчик, развивался по-другому. Сережа гораздо раньше начал ходить, в два годика он уже говорил целыми предложениями, занимался музыкой. Почему
Из книги автораНа консультации у психолога Татьяна: У меня три сына, а я всегда очень хотела дочку. Муж настоял на рождении четвертого ребенка, который тоже оказался мальчиком. Младшего ребенка я принять не смогла, и из-за этого я начала злоупотреблять алкоголем.Психолог: Конечно,
Из книги автораНа консультации у психолога К специалисту пришла женщина с такой проблемой: ее старшей дочери двадцать один год, а младшим двойняшкам по двенадцать. Мама устроила своим младшим девочкам празднование дня рождения с клоунами и множеством воздушных шаров, после чего
Из книги автораНа консультации у психолога Мама Рита: Сын (3 года 6 месяцев) пошел в садик два месяца назад. В первые три дня его все устраивало, он даже не плакал при расставании, встречал меня радостный (но при этом почти не принимал участия в занятиях). На следующей неделе начались
Из книги автораТема 16. Дом престарелых, или особенности работы психолога в
Из книги автораГлава 4 Проектирование и организация работы центров психологической регуляции состояний С тех пор, как в нашей стране началась работа по созданию специализированных центров, предназначенных для отдыха и восстановления работоспособности персонала в производственных
Из книги автора4.4.2. Организация работы КПР в системе медико-психологического центра поддержки персонала В данном разделе подробно рассматривается работа наших коллег – психологов, действующих в системе психологической службы Министерства внутренних дел (МВД) России. В качестве
В должностные обязанности педагога-психолога детского сада входит проведение диагностики. Она проводится минимум два раза за учебный год – в начале и в конце. Это позволяет отследить динамику развития каждого ребенка.
При необходимости диагностика может быть проведена в середине учебного года. Ее проводят, например, для детей, имеющих проблемы в обучении.
При проведении диагностики педагог-психолог использует методики исследования таких психических процессов, как память, восприятие, внимание, мышление и др. Сравнение результатов с нормами развития дошкольников помогает дать общую картину развития детей.
Психолого-медико-педагогическое консультирование
Педагог-психолог входит в комиссию специалистов детского сада – ПМПК. Эта комиссия проводит дополнительную работу с детьми, отстающими в развитии. Такие дети выявляются по результатам диагностического обследования.
Функция педагога-психолога – определить психологическую зрелость дошкольников. Он должен написать свое заключение и рекомендации педагогам и родителям. Так осуществляется доврачебный контроль за состоянием детей.
Семейное консультирование
Одной из обязанностей педагога-психолога в дошкольном учреждении является консультирование родителей дошкольников. При выявленных проблемах он приглашает на беседу папу, маму или того взрослого, который является опекуном ребенка.
Педагог-психолог консультирует не только родителей детей, которые посещают детский сад, но и родителей неорганизованных детей.
В процессе консультаций задача специалиста – показать варианты решения проблем, возникших у ребенка в обучении или поведении. Кроме того, он должен объяснить родителям, что только совместные действия детского сада и семьи дадут положительный результат.
При взаимодействии с семьями воспитанников педагог-психолог повышает педагогическую грамотность родителей. Это благоприятным образом отражается на отношениях между членами семьи конкретного ребенка.
Помощь педагогам
Помимо детей и их родителей, педагог-психолог проводит работу с педагогическим персоналом детского сада. На таких мероприятиях, как педагогический совет, собрание, семинар и других, он рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволят наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
Сотрудники дошкольного учреждения могут обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим моментам, но и по личным вопросам. Так специалист поддерживает благоприятный климат в коллективе детского сада.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить о психологах детского сада и более подробно рассмотреть, чем же занимается этот специалист.
Еще каких-то 20-30 лет тому назад в нашей стране было принято считать, что к психологам обращаются только те люди, которые имеют определенные проблемы с психическим здоровьем. А все потому, что во времена Советского союза обыватели даже не подозревали о существовании, такого понятия, как "психолог". В те времена люди знали только о психиатрах, и ужасно боялись оказаться "в кресле" у такого специалиста.
Мало того, даже сегодня многие люди ошибочно путают психолога с психиатром. И таких людей немало. И если кто-то кому-то советует сходить на консультацию к психологу, то большинство (особенно люди "старой закалки") воспринимает такой совет как личное оскорбление. А если все-таки человек следует совету и отправляется на прием к специалисту, то ожидает от него каких-то диагнозов и даже лечения.
Необходимо уточнить, что психолог не является специалистом по психиатрии, и он не имеет специального медицинского образования. Психолог всего лишь разбирается в психологии человека и помогает своим клиентам (а не пациентам!) выявить первопричину возникновения психологических проблем (например, игрозависимость, смерть близкого человека, проблемы в семейных отношениях, возрастные проблемы и т.д.), а также дает рекомендации по выходу из кризисных ситуаций.
Кстати, "универсальных" психологов не существует, так как каждый специалист является "профи" только в одной-двух сферах жизнедеятельности человека: семейный психолог, педагог-психолог, школьный психолог, психолог детского сада и т.д.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить о психологах детского сада и более подробно рассмотреть, чем же занимается этот специалист.
Когда обращаются к психологам детского сада?
В своей работе психолог детского сада сталкивается преимущественно с диагностикой и коррекцией поведенческих и возрастных проблем детей, а также консультированием родителей и сотрудников дошкольного учреждения. Родители обращаются к этим специалистам, как правило, в тех случаях, если:
- Психолог детского сада проводил плановую диагностическую работу с ребенком, а родители хотят узнать результаты этой работы.
- На основе наблюдения за поведением ребенка в группе, воспитатель детского сада порекомендовал родителям обратиться за консультацией к психологу.
- Родители столкнулись с трудностями в воспитании своего ребенка, и самостоятельно осознали необходимость консультации со специалистом, который подскажет, что делать дальше, чтоб сгладить назревающий конфликт или понять поведенческие проявления малыша.
Давайте рассмотрим ближе, чем же все-таки занимается психолог в детском дошкольном учреждении .
Диагностика
В современных детских садах занятия проводятся по программе воспитания и обучения, которую утвердило на ближайшие годы Министерство образования. То есть, все занятия в саду структурированы и проводятся исходя из требований к уровню знаний по возрастным категориям детей. Скажем, к трем годам дети должны знать цвета и понимать, что такое «больше» и «меньше», а к шести – уметь считать до 20, решать несложные примеры на прибавление и вычитание, и хорошо усвоить, чем гласный звук отличается от согласного – это уровень, который нужен для поступления в школу.
Задача психолога выявить детей, которые по каким-то причинам не могут освоить уровень, заданный в данной возрастной группе. Для этого специалист использует специальные диагностические методики, позволяющие сопоставить приобретенные каждым ребенком знания и навыки со среднестатистическими нормами, и определить круг отстающих детей, и детей, которые на должном уровне усвоили все, что требуется в их возрасте.
Все вышеописанное относится к познавательной сфере работы психолога . На этом уровне специалист проводит диагностику таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление, восприятие и так далее.
Коррекция
Дети, которые по каким-либо причинам плохо освоили материалы, необходимые в их возрасте, нуждаются в дополнительной, коррекционной работе. Такая работа всегда проводится по специальным методикам индивидуально с каждым ребенком или же в группе с другими детьми. имеющими схожие проблемы.
Коррекцию также проводят с теми детьми, которые обладают такими отличными от детей своей возрастной группы свойствами, как: агрессивность, тревожность, чрезмерная эмоциональность или низкий уровень эмоций.
Ведь в каждом коллективе имеются дети, которые по каким-то параметрам выделяются из группы остальных. Одни слишком энергичны, другие, наоборот, очень тихие и совершенно не требуют внимания со стороны сверстников или взрослого человека. Кто-то из детей агрессивен, у кого-то подавлены эмоции или слишком яркая эмоциональная наполненность (при этом ребенок не в состоянии самостоятельно овладеть своими эмоциями).
Задача психолога – выявление таких деток и регулярное проведение с ними коррекционной работы. В этом специалисту помогает специальный психологический инструментарий. Работа с такими детьми проводится индивидуально, в кабинете психолога или на групповых мероприятиях – организовываются развлечения для всех детей возрастной группы, подвижные игры на прогулках и так далее.
Психологическая организационная методическая работа
Практический психолог в детском саду – это специалист, который все время знакомится с новыми веяниями своей отрасли и постоянно овладевает новыми методиками. В этом ему помогают центры психологии и методические объединения, которые регулярно проводятся со всеми работниками района или города, где поднимаются актуальные вопросы. По желанию психологи детских садов и школ проходят дополнительное обучение на тренингах и семинарах, осваивая инновационные методики работы с детьми, родителями и педагогическим коллективом.
Консультирование
Еще одной важной сферой деятельности детского психолога является консультирование. Психолог в обязательном порядке должен принимает участие во всех родительских собраниях и педагогических советах. Здесь он выступает со своими докладами, объясняет тонкости своей работы и проводит минутки расслабления для коллектива – ведь при работе с детьми очень сложно удержаться от эмоционального выгорания. Кроме того, психолог должен способствовать позитивному отношению педагогов друг к другу и к детям.
Консультирование детского психолога имеет две формы – индивидуальное и групповое. Во время индивидуального консультирования (оно обычно происходит по просьбе родителей или педагогических работников детского сада) психолог слушает проблему воспитателя или родителя, отвечает на вопросы, проводит анкетирование. В особых случаях возможна дополнительная коррекционная работа с ребенком или группой детей.
Как видите, психолог выполняет очень важную функцию в жизни детского сада и его воспитанников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что штатный (или как минимум, регулярно "приходящий") психолог имеется практически в каждом дошкольном образовательном учреждении России. Благодаря этому современные родители, если у них возникают вопросы в сфере воспитания своего ребенка, в любой момент могут обратиться за помощью к квалифицированному специалисту и сообща найти наиболее оптимальное решение проблемы.