Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. На протяжении нескольких лет работает семейный клуб “Содружество”, занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейного клуба являются:
- объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- укрепление детско-родительских отношений;
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
Положением о семейном клубе “Содружество” определены права и обязанности участников клуба, а также вопросы организационного плана.
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
- круглый стол;
- тренинг;
- практикум;
- решение педагогических ситуаций;
- обмен опытом семейного воспитания;
- видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
- организация совместной деятельности детей и родителей.
Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.
К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.
Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.
План работы семейного клуба “Содружество” на 2007-2008 учебный год
Тема: По русскому обычаю
Цель: Приобщение к миру искусства и культуры русского народа.
Задачи: знакомство участников друг с другом, с планом работы клуба на год.
Участники: педагоги, дети, родители.
Занятие 2. “Во саду ли, в огороде”. Октябрь.
Задачи: Расширение представлений детей о фруктах и овощах в совместной деятельности с родителями
Занятие 3. “Идет коза рогатая”. Ноябрь.
Задачи: расширение представлений детей о домашних животных и заботе о них. Воспитывать в детях доброту, чуткость, ответственность за своих питомцев.
Участники: родители, дети, воспитатели.
Занятие 4. “Сошью Маше сарафан”. Декабрь.
Задачи: познакомиться с русским народным костюмом, женскими ремеслами на Руси. Воспитывать интерес к русским традициям, культуре.
Участники: родители, дети, воспитатели. Гости: педагог дополнительного образования детского дома творчества.
Занятие 5. “Половичку веничком курочка метет”. Январь.
Задачи: уточнять и обогащать представления детей о предметах домашнего обихода русской старины.
Участники: родители, дети, воспитатели.
Занятие 6. “Ходит сон близ окон”. Февраль.
Задачи: приобщение к русскому фольклору.
Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Занятие 7. “Фока воду кипятит и как зеркало блестит”. Март.
Задачи: знакомство с традициями русского гостеприимства. Подведение итогов работы клуба.
Участники: родители, дети, воспитатели.
План работы семейного клуба “Содружество” на 2008-2009 учебный год
Тема: Здоровый ребенок
Цель: Приобщение к здоровому образу жизни.
Занятие 1. Организационное. Сентябрь.
Задачи: Обсуждение плана работы клуба на учебный год.
Участники: родители, администрация, педагоги.
Занятие 2. Здоровое питание малыша. Октябрь.
Задачи: согласование вопросов питания дошкольников в детском саду и дома.
Участники: родители, воспитатели, старшая медсестра ДОУ.
Занятие 3. Движение – это жизнь. Ноябрь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, выявление положительного опыта семейного воспитания.
Совместная деятельность детей и взрослых: подвижные игры. Фотостенд “Отдыхаем активно”. Обмен семейным опытом.
Участники: родители, дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Занятие 4. “Мойдодырчик”. Декабрь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, совместный досуг.
Содержание: газета “Хорошо у нас в саду – не дождусь, когда пойду”, рекомендации родителям по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, памятки “Правила гигиены” и “Правила поведения за столом”, инсценировка “Как Маша полюбила водицу”, показ процесса мытья рук детьми в умывальной комнате, художественное слово по воспитанию культурно-гигиенических навыков, совместная деятельность - игры с мыльными пузырями.
Участники: родители, дети, воспитатели.
Занятие 5. Эмоциональное благополучие ребенка. Январь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Участники: родители, дети, педагог-психолог, воспитатели.
Занятие 6. Очень важная игрушка – мяч. Февраль.
Задачи: приобщение к здоровому образу жизни, совместный досуг.
Участники: родители, дети, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Занятие 7. Профилактика детской близорукости. Март.
Задачи: повышение медико-педагогической компетенции родителей. Подведение итогов работы клуба.
Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая, анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы.
Участники: родители, воспитатели, врач-специалист.
Людмила Арчегова
Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями
Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями »
(Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района)
Подготовила Арчегова Л. А., методист.
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится : Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Первая школа воспитания растущего человека-семья. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".
Детский сад-это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников (совместная работа в триаде «Семья - ребенок - детский сад» )
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания , такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями.
Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями . Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Мы считаем, что Семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей отвечает всем требованиям ФГОС и настоящего времени.
Целью семейного клуба «Содружество» является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Задачи Клуба :
Оказание психолого-педагогической помощи родителям .
Повышение педагогической культуры родителей .
Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы .
Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания ) .
Создание семейного клуба очень трудоемкая работа, но интересная, которая имеет свои тонкости, как на этапе формирования клуба , так и в процессе проведения встреч.
Для организации работы клуба нам , прежде всего, нужно было найти единомышленников, как в среде воспитателей, так и в родительской среде .
Поэтому был создан совет клуба , в который вошли заведующий ДОУ, методист, педагоги, музыкальный руководитель, представитель родительского совета .
Мы обсудили необходимость создания семейного клуба , разработали правила поведения родителей на встречах . Эти правила, мы напоминаем родителям перед каждой встречей :
контролировать поведения своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;
принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
на протяжении всей встречи выступать в разных ролях : партнер, помощник;
быть естественными, открытыми, раскрепощенными.
Также определена периодичность проведения встреч : 1 раз в квартал, во второй половине дня. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам , так и для родителей .
подбиралось по запросам семей и в рамках темы инновационной
деятельности ДОУ, а также согласно целям и задачам, и нашло
отражение в разнообразии форм и методов работы семейного клуба .
Народные игры
Мастер- классы
Презентации и слайд-шоу
Фольклорные праздники
Совместные акции
Выставки
Творческие конкурсы
Консультации
Использование таких разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч.
В нашем клубе родители имеют возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности. Работа с родителями , направленная на максимальную результативность встреч для всех его участников, строится поэтапно, исходя из таких принципов, как :
участие в работе клуба на добровольной основе;
общение строится на взаимопонимании , взаимоуважении , на принципах симпатии, толерантности;
проявление деликатности, такта, учета мнений каждого.
Соблюдение этих принципов позволяет приобщить родителей к активной работе во всех вопросах этнокультурного воспитания детей.
Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей . Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. В эти игры потом можно играть в свободное время, на прогулке, в транспорте. Да, музыкально-спортивный зал имеет свои преимущества. Здесь можно в парных упражнениях помериться силой с папой, и перетянуть на свою сторону маму.
Массаж – прекрасный способ тактильного взаимодействия . На занятии в семейном клубе медицинский работник обучает родителей расслабляющему массажу, который в нужное время и успокаивает расшалившегося малыша и окажет поддержку ребёнку неуверенному в себе.
Подвижная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый двигательный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Хотя дети любят больше соревновательные игры, в семейном клубе больше приветствуются объединяющие игры. Как уверенно и радостно чувствует себя ребенок, когда его ладонь лежит в сильной руке взрослого.
Вот темы, которые звучали на встречах в семейном клубе :
Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
Первые книжки ребенка.
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
Такие темы позволили не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей , сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Такие встречи сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей .
И темы, которые мы планируем провести :
Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
Фотографии нашего детства.
Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Активная форма , используемая в работе семейного клуба - это родительский тренинг . Он проводится с теми родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование с педагогом и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
На заседаниях клуба возникли темы некоторых проектов. А разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего детского сада. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица» , «Помоги птицам» , «Мой папа самый лучший» . Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей .
Вывод :
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутри семейная , но и меж семейная дружеская атмосфера , что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Вся деятельность нашего клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей . Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.
Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине .
В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы – родительский клуб.
Это очень трудоемкая, но интересная работа.
Родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.
Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Работа родительского клуба направлена на проведение мероприятий которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Родительский клуб создается с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами, руководствуются принципами:
Добровольности,
Открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Компетентности;
Соблюдения педагогической этики;
Взаимоуважения и взаимопонимания;
Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского Клуба на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка;
Вариативностьсодержания форм и методов образования родителей;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);.
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
При организации родительского клуба ставятся следующие основные задачи:
Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Родители – участники Клубаимеют право: на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей; давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам; участвовать в планировании работы Клуба, а так же обязаны: уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей; соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба; принимать активное участие в заседаниях Клуба.
ДОУ в свою очередь имеет право: на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
В обязанности ДОУ входит: планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста; предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям; соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Работа Клуба обычно осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование), годовыми задачами ДОУ и рекомендациям педагога-психолога. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы. К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители. На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач, например:
круглый стол;
психологические тренинги;
практикумы;
решение педагогических ситуаций;
обсуждение и распространение опыта семейного воспитания;
видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;
организация совместной деятельности детей и родителей и т.п.
В рамках работы родительского клуба осуществляется административная поддержка деятельности педагогов - организаторов:
Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Таким образом педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.
Выводы по главе I
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знании», и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: насоветовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли и выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А итог был один детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителӗ и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует родительский клуб как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Марина Козлова
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей
Родительский клуб как эффективная форма
взаимодействия ДОУ с семьей .
Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически одинаковыми : одно расписание, одни и те же занятия. Семья рассматривалась как типичная «ячейка общества» . Считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Взаимодействие с родителями было достаточно скромным : родительские собрания , утренники, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья » . Сегодня же семья стремительно меняется . Соответственно меняются и появляются новые формы взаимодействия ДОУ с родителями .
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества , при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников .
В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями : коллективные и индивидуальные, внутри детского сада и за его пределами, традиционные и инновационные.
Интерес вызывают нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников .
Изученная литература и опыт работы детских садов России позволил нам выявить такую эффективную форму работы детского сада с семьей , как родительский клуб .
Родительский клуб – это место , где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.
Нами была разработана модель деятельности родительского клуба .
Анализ научной литературы и передового педагогического опыта позволил определить основные задачи родительского клуба :
осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в МДОАУ;
создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;
создание системы взаимодействия семьи и ДОУ , ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив ; возрождение семейных традиций;
повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей .
Принципы работы родительского клуба :
участвовать в работе клуба на добровольной основе;
учитывать пожелания и предложения участников клуба ;
строить общение на основе взаимопонимания , взаимоуважения , эмпатии, толерантности;
творчески подходить к работе клуба .
Основные формы работы родительского клуба :
Родительское собрание
Практикум
Круглый стол
Развлечения
Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует набор информационных материалов , которые раздаются родителям .
План занятий родительского клуба «Моё солнышко»
на 2014-2015 учебный год
Сентябрь Составление программы работы клуба для родителей .
Анкетирование родителей .
Оповещение и приглашение родителей .
Октябрь 1-я встреча : «Знакомьтесь : это моя семья !»
Ноябрь Выставка семейных гербов
Декабрь 2-я встреча : «Учимся полезно играть с детьми» ; «Новый год – что он нам принесет?»
Январь Фотогазета «Новогодние каникулы»
Февраль 3-я встреча : «Готовим вместе с мамой»
Март Оформление книги кулинарных рецептов с фотографиями
Апрель 4-я встреча : «Умелые руки не знают скуки»
Май Папы и мамы, пора подвести итоги.
Анкетирование и опросы с целью выявления уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей
Июнь Индивидуальные консультации для родителей «Проведем лето вместе» , подготовка памяток для родителей .
Планирование осуществлено так, что родителям не требуется ежемесячного посещения клуба . Работа основана как на коллективной деятельности родителей с педагогом , так и на индивидуальной.
Результативность :
Опрос родителей на данном этапе работы показал : удовлетворенность работой родительского клуба составила 95% , необходимость продолжения работы – 90 %. Результаты оценки родителями работы родительского клуба отражены на диаграмме № 1.
Диаграмма № 1
Оценка работы родительского клуба «Моё солнышко»
Но наряду с высоким педагогическим потенциалом такой формы взаимодействия с родителями как «родительский клуб » мы с толкнулись и с определенными трудностями. Они заключались в организации первых встреч с родителями . Но все трудности можно ликвидировать за счет популяризации данной формы работы с семьей и приданию взаимодействию родителей с ДОУ статус сотрудничества.
Список использованной литературы :
1. Детский сад. Книга для заведующих//Под ред. Л. П. Тарасовой. - М., 1982.
2. Дядюнова И. А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба : Автореферат. - Нижний Новгород, 2008.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Современный ребенок : семья плюс детский сад//Обруч. -2008, -№1.-с. 3-6.
Публикации по теме:
«Спортивные праздники и физкультурные развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей дошкольного.
Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Представляю вашему вниманию опыт работы в рамках.
"Три С" это Спорт-Семья-Счастье! Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому многие дошкольные учреждения и, наше.
Детский сад строит работу с родителями разными формами,которые не буду перечислять,так как всем это знакомо и не ново. Работа клуба для родителей.
Родительский клуб "Семейный очаг"
Перспективный план-программа работы родительского клуба «Семейный очаг» на 2016 – 2017 учебный год
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.
2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.
3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.
Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг»:
1. Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
2. В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.
3. Руководит работой клуба педагог-психолог.
4. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе, в музыкальном или спортивном зале.
5. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.
6. Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.
Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается:
- на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
- на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
- на возможности дифференцированного подхода к семье;
- на добровольном участии родителей;
- на активной позиции родителей;
- на планомерности и последовательности проведения мероприятий.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.
2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Месяц / неделя | Тема занятия | Ответственный | Контингент участников | Задачи | Материал |
|
Сентябрь 3 неделя | Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год | Воспитатель | Родительский комитет, специалисты ДОУ, воспитатели | 1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей. 2.Познакомить с планом работы родительского клуба на год. 3. Обсудить тематические запросы родителей. | 1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»). 2. Игра «Хвастовство». 3. Ознакомление с планом работы на год. 4. Анкетирование 5.Игра «Я ребенок». 6.Игра «Чемоданчик». 7. Памятка «Ваши ожидания» 8. Игра «Волшебный клубочек». 9. Коллаж «Что мне понравилось?» | 1. Анкеты 2. Памятки «Ваши ожидания» 3. Клубочек 4. Ватман, фломастеры |
Октябрь 3 неделя | Круглый стол «Ребенок имеет право» | Педагог- психолог | Родители семей «группы риска» | 1.Воспитывать уважение к человеческой личности. 2.Способствовать воспитанию чувства уважения к семье. 3.Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка. 4.Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества. 5.Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей. 6.Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона. | 1.Игра с мячом «Лови – бросай, права называй» 2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка «Лист бумаги» 3. Презентация «Ребенок имеет право…» 4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах 5.Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье» 6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок 7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность родителей» (заполнение «ромашки») 8. Подведение итогов, распространение буклетов | 1.Анкеты «Знаете ли вы права своего ребенка?» 2.Буклеты «Ребенок имеет право» 3. Книги со сказками «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др. 4. Карточки с ситуациями и высказываниями 5. Ромашки «Право ребенка – обязанность родителей» |
Ноябрь 2 неделя | Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства» | Старший воспитатель, муз. руководитель, логопед | 1.Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей 2.Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения 3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД | 1. Выступление агитбригады «Светофорик»: «Правила дорожные – правила надежные!» 2. Блиц-опрос «Правила знаю и соблюдаю» 3.Презентация «Безопасная дорога детства» 4. Практикум «Дорожные ловушки» 5. Анкетирование «Грамотный пешеход» 6. Выставка дидактических игр и пособий по ПДД, детской художественной литературы по теме, плакатов 7. Распространение буклетов «Правила движения достойны уважения!» | 1.Афиши 2.Подготовка презентации 3.Карточки «Дорожные ловушки» 4.Анкеты «Грамотный пешеход» 5.Буклеты «Правила движения достойны уважения!» 6.Игры, пособия и литература по ПДД |
|
Декабрь 1 неделя | Устный журнал «Этика семейных отношений» | Педагог- психолог | Родители групп дошкольного возраста, воспитатели | 1.Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений. 2.Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье. 3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений. | 1.Игра «Знакомство». 2.Коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей. 3.Распространение буклетов-памяток. 4. Тестирование « Я конфликтный?» 5. Сообщение «Манипуляция в семье» 6. Подведение итогов | 1.Памятки для родителей: Мама может… Папа может… Бабушка и Дедушка могут…. 2. Тест |
Январь 3 неделя | Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье» | Воспитатель | Родители семей «группы риска», психолог, соц. педагог | 1. Дать родителям представление о понятии «депривация». 2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка. | 1. Игра в кругу «Общение: хорошо - плохо» 2. Сообщение по теме на основе презентации 3. Игра с клубочком «Важным для меня стало…» (обратная связь) | 1. Презентация 2. Клубочек |
Февраль 4 неделя | Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы» | Педагог- психолог, воспитатели группы | Родители и воспитатели подготовительной группы | 1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе. 2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе. 3.Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе. 4.Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу | 1.Открытый показ образовательной деятельности. 2. Опросник «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе» 3. Дискуссия «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе» 4. Сообщение «Параметры готовности к школьному обучению» 5.Игра « Я боюсь, что в школе….»(игра - рисование, цветовые карточки – определение степени беспокойства родителей в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка) 6. Практикум «Родительские установки и школьные трудности» 7. Выступление учителя начальных классов «Современная школа – какая она?» 8.Распространение памятки «Параметры готовности ребенка к школе», буклетов «Родителям будущих первоклассников» | 1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе» 2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников» 3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе» 4. Цветовые карточки 5.Ватман, карандаши 6. Карточки с родительскими высказываниями |
Март 2 неделя | Семинар-практикум «Театр делаем сами» | Муз. рук., логопед | Родители групп дошкольного возраста, воспитатели | 1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников 2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования 3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала | 1. Игра «Театр – это…» 2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников» 3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками» 4. Игра «Теремок» 5. Практикум «Изготовление театра своими руками» 6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами» | 1. Разные виды самодельных театров 2. Материал для изготовления театров 3. Буклеты «Театр делаем сами» |
Апрель 1 неделя | Тренинг «Портрет моего ребенка» | Педагог- Психолог, воспитатели | Родители и воспитатели всех возрастных групп | 1.Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями. 2.Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка. 3.Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители. 4.Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье. | 1.Игра «Знакомство». 2.Проективный тест «Портрет моего ребенка» 3. Мой ребенок глазами других родителей 4.Игра «А нужен ли тебе кружок?» 5.Игра «Пожалей и поругай» 6.Тест «Портрет моего ребенка» | |
Май 2 неделя | Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год | Педагог-психолог, воспитатели | Родительский комитет, воспитатели и специалисты ДОУ | 2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба. 3.Определить тематические запросы родителей на следующий год. | 1.Прзентация «Работа родительского клуба «Семейный очаг» в2016-2017 году» 2. «Что дал мне родительский клуб?» - рисуночный тест. 3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра. 4.Чаепитие: «А мне понравилось!» | 1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток. 2. Презентация 3. Атрибуты для чаепития |