Сказка шумелка друзья. Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дошкольное детство - пора игр и активного изучения окружающей действительности. Собственно, во многом именно через игры дошколята эту самую действительность и познают.

  • Игры позволяют знакомить карапузов с буквами и цифрами, с формой и цветом.
  • Они учат дружить, фантазировать, творить.
  • Помогают развивать речь, физические способности и музыкальный слух.

Особый восторг у малышей вызывают шумные развлечения: всё, что связано с топаньем, хлопаньем, стуками, кричалками и шепталками. В общем, извлечение звуков всевозможными способами - занятие очень увлекательное. Но и польза его для развития дошкольника огромна. Как раз об этом наш новый материал.

Польза шумелок

Игры-шумелки - это разыгрываемые с детьми истории: стишки, сказки, сценки. Они сопровождаются шумовым оформлением различного типа. Их часто используют воспитатели и музыкальные работники в детском саду или в развивающих центрах, но ничто не мешает провести такое занятие дома своими силами. Главное - понять, как это устроено, для чего оно нужно и, конечно, найти или придумать несколько историй, подходящих для шумелок.

При умелом обращении игры-шумелки - эффективный инструмент развития дошкольника. Почему? Рассказываем:

  • Потопать за мышку можно пальчиками, а вот за слона придётся топать кулачками. Можно постучать по стеклянной банке, а если этой же палочкой постучать по картонной коробке, то звук получится совсем иным. Шумелки учат приёмам извлечения звуков.
  • Для игр можно использовать собственное тело (шепчем, поём, стучим, хлопаем в ладоши), подручные материалы или специализированный инвентарь: колокольчики, треугольники, молотки-пищалки, бубны и барабаны… Ребёнку предстоит увлекательное знакомство с шумовыми музыкальными инструментами.
  • Чтобы играть по правилам, придётся дифференцировать звуки по разным критериям: громкости, тональности, длительности звучания. Это отлично развивает слух.
  • Чтобы вовремя издать нужный звук, надо внимательно следить за происходящим (произносимым), что превосходно тренирует память, внимательность и усидчивость.
  • Когда заготовленные истории наскучат, можно придумывать сказки самостоятельно, а это не что иное, как развитие творческого потенциала.
  • Разыгрывая сценки для шумелок, дитя проводит время с родителями. А повод побыть вместе никогда не может быть лишним.
  • Пригласите в свои шумные забавы друзей своего малыша. Игра станет интереснее, а ребёнок получит дополнительные баллы к своим коммуникативным способностям.

Как играть в шумелки

Шуметь, конечно, просто (вот не шуметь порой непросто, уж простите за каламбур J). Но шуметь с пользой - дело другое. Хотя, как вы сейчас убедитесь, и тут нет ну совершенно ничего сложного.

  1. Запаситесь инвентарём: инструментами и бытовыми предметами, способными издавать разнообразные звуки. К примеру, надутый шарик забавно скрипит, бумага шелестит, а пакет шуршит. К игре можно приспособить многое: деревянные ложки, расчёску, молнии и липучку, посудку пластмассовую и обычную вашу посуду…
  2. Подберите истории, которые будут соответствовать возрасту и интересам ребёнка, но при этом удобны для звукового оформления.
  3. Большое значение имеет атмосфера. Крайне желательно, чтобы все посторонние звуки были сведены к минимуму. Можно украсить комнату для занятий (читай: продумать декорации) и себя с ребёнком (то есть придумать сценические костюмы).
  4. Почётная роль чтеца отводится взрослому. Используйте свою артистичность, чтобы сделать сказку-шумелку максимально интересной. Не забывайте выдерживать паузы, подкреплять свои слова мимикой и жестами.
  5. Шумовые эффекты должны органично дополнять текст, заполняя предусмотрительно оставленные паузы. Маленьким детям можно и даже нужно подсказывать, когда, чем и как шуметь. Ребятам постарше предлагайте искать звуковые решения самостоятельно.
  6. Конечно, важно правильно выбрать время для игры. Малыш должен быть бодр и весел. К тому же учитывайте, что шумные развлечения будоражат детей, а потому не планируйте их непосредственно перед отходом ко сну.

Готовы? Поиграем!

«На вокзале»

  • Когда к станции приближается поезд, необходимо оповестить всех, чтобы были внимательны и осторожны.

Колокольчик или треугольник.

  • Поезд едет издалека. Сначала мы его еле-еле слышим.

Тихий звук, имитирующий стук колёс (барабан, стук по плотной коробке или доске).

  • Но постепенно гул нарастает.

Стук становится громче.

  • И вот наконец поезд приехал.

Ребёнок кричит: «Ту-туууу».

  • Он высадил всех, кто прибыл на место. Собрал новых пассажиров. И отправился дальше.

Имитирующий стук колёс звук сначала громкий, но становится всё тише и тише.

«Весенняя прогулка»

  • Однажды Танечка с мамой пошли гулять.

Шаги.

  • Дело было весной, когда распустились цветы и повсюду щебетали птички.

«Птичек» могут исполнить детская свиристелка, металлофон, треугольник…

Громкие и медленные шаги.

  • Она позвала дочку, и Танечка тоже подошла к цветку.

Тихие и быстрые шаги.

  • А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела.

«Жжжжжж».

  • Но Танечка даже ни капельки не испугалась. Потому что пчёл она перестала бояться ещё в два годика. Тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве.

Пошелестеть бумагой.

  • Ну надо же! - восклинула мама. - Смотри-ка, Татьяна: тут ёжик.

Фыр-фыр-фыр.

  • Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой.

Шаги.

  • По дороге они ещё встретили дятла.

Постучать по дощечке.

  • Но это уже другая история. А пока - конец!

Удар по треугольнику (гонг).

«Парочки»

А ещё можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя - быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке - неважно). Но варьируем его ритм и громкость.

Например, парочка «Мамы и детки». Вы называете взрослых животных и детёнышей, а малыш стучит либо частыми «шажками», либо редкими.

  • Вот пошла слониха-мама.

Медленно.

  • А за ней - её слонёнок.

Быстро.

  • Прошла рядом мама-кошка.

Медленно.

  • А за ней - её котёнок.

Быстро.

  • Пробежал смешной щеночек.

Быстро.

  • А навстречу - папа-пёс.

Медленно.

  • А за ним собака-мама.

Медленно.

  • Собака-бабушка.

Медленно.

  • И маленький братишка-щенок.

Быстро.

Или шумелка-парочка «Далеко-близко»:

  • Далеко проехал трактор.

Тихо.

  • Близко проскочил трамвай.

Громко.

  • Далеко прошёл автобус.

Тихо.

  • А поближе - грузовик.

Громко.

  • А поближе - мотоцикл.
  • И подальше - мотоцикл.

Ещё тише.

«Парочки» прекрасно развивают внимательность, а если играть, что называется, от души, то забава получается невероятно весёлой. Попробуйте и убедитесь лично!

Счастливого, творческого вам родительства! До новых встреч!

Сказки-шумелки - ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Дошколята

Екатерина Железнова


Сказки-шумелки


В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

Картотека

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

Использованиеметодики Е. и С Железновых на музыкальныхзанятиях,

на праздничных выступлениях

На основе материалов можно устраивать мини- музыкальные спектакли для детей младшего дошкольного возраста, что учит слушать других, уступать,сопереживать и взаимодействовать.

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
С помощью занимательных сказок – шумелок, дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания: громкость,продолжительность, тембр, ритм.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
ВЫБОР ТЕКСТА
1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму.
2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия.
3. Определите заранее смысловые акценты и паузы.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ
1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность.
3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов,подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей дошкольников, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах.Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу,идеи детей. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, ас 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.

Музыкальное сопровождение к сказкам – шумелкам

Е. и С. Железновых

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (ДУЕМ В БУТЫЛКУ) Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ) Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро ) Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ О ПАЛОЧКУ) Бросился заяц бежать. Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ) Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро) А на берегу, лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - медленно)

3. ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,бубенчиком звенит. (БУБЕНЦЫ) Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани (БАРАБАН) а сам пошёл впереди (ШЛЕПКИ ПО КОЛЕНЯМ) Лошадка бежит, колокольчиком звенит (БУБЕНЦЫ) А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (КСИЛОФОН ГЛИССАНДО) Выбросила всю рыбку и сама убежала

4. ЗИМА В ЛЕСУ Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. (ТРЕЩОТКА) Белочки прыгали по веткам, собирая орешки. (ЛОЖКИ) И вот с неба стали падать снежинки. (МЕТАЛЛОФОН) Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. (ТРЕУГОЛЬНИК) Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы. (ШУРШАТЬ БУМАГОЙ) У всех было много еды. Белки грызли орешки, (КСИЛОФОН) Мышки грызли зёрнышки (РУБЕЛЬ) В лесу шумел холодный зимний ветер. (ДУТЬ) Но белочкам было тепло в гнёздах, (ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ) И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. (ПИЩАТЬ)

5. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА
Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
(ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ)
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
(ДУТЬ В БУТЫЛОЧКУ)
- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ) Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду. (« БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ») Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала. (КОЛОКОЛЬЧИКИ) Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан. - Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка. Посижу - ка я на ней, отдохну. Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! (ТАРЕЛКА) Уж лисичка его царапала – царапала, (СКРЕСТИ ПО БАРАБАНУ) стучала – стучала. (СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ) Еле вырвалась! И скорей домой побежала. (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79

Детский сад «Садко»

Мастер-класс для педагогов:

"Сказки - шумелки"

Музыкальный руководитель

г. Сургут.

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Развивающие задачи:

Ø Способствовать развитию метроритмического чувства, мелкой моторики рук.

Ø Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Ø Способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Образовательные задачи:

Ø Знакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

Ø Формировать представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.

Ø Способствовать пробуждению интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

Воспитательные задачи:

Ø Воспитывать любовь к музыкальному искусству посредством игры на музыкальных инструментах.

Ø Воспитывать в детях чувство понимания прекрасного через музыкальное искусство.

Формы работы с шумовыми инструментами

§ Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

§ Сказки-шумелки.

Музыкальный руководитель :

Сегодня мы познакомимся с шумовыми музыкальными инструментами и способах игры на них, так как они наиболее доступны и могут быть изготовлены своими руками из бросового материала.

Так что же такое шум?
Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

Ответы педагогов.

М. Р.: К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы .

Преимущества игры на шумовых инструментах :

1. совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой);

2. совершенствуется навык коллективного исполнительства, чувство ансамбля;

3. развивается способность различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

«Звучащие ключи».
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

«Звонкие кольца»
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.

«Чудо-кастаньеты»
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка «Гармошка»
Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Цель : Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

«Шейкер».
Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

«Шуршунчик» .
Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.

«Шуршик».
Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.
Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Для чего используется : Воспроизведение метрической пульсации и ритмического рисунка. Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

§ Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

§ Импровизация звуковых картин на заданную тему.

§ Звуковая иллюстрация стихов.

§ Сказки-шумелки.

Давайте немного поиграем.

Игра «Звуковой бутерброд».

Выбираем музыкальные инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструм.

А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса - только шумовые

Съела и колбасу - шумовые замолкают .

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

Игра с раздаточным материалом : «Определи по ритму».

Каждый ребёнок загадывает свой образ: весенняя капель, завывание ветра, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Педагоги отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.

Когда дети познакомятся с инструментами можно применить следующие формы работы: запишите звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать воспитатели без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз детям дается возможность что-либо изобразить шумом.

И все же, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов: из чего он сделан, для чего нужен и как на нем играть.

«Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму .
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки .
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок .
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки
,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

Грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки .
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками .
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках
.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

«Трусливый заяц».
Инструменты для озвучивания : кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)
Побежал заяц из леса к речке. (6)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9)

Способы исполнения :

1 - шуршим пакетом
2, 4, 6 - быстро встряхиваем кастаньеты ("заяц бежит")
3 - стучим ложками
5 - шлёпаем руками по ногам
7 - проводим палочкой по рубелю
8 - проводим палочкой по металлофону
9 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто