Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».
Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?
Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.
Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.
Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).
Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.
Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.
При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.
Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.
Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.
Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.
Вам понадобится
- - театр игрушки;
- - театр картинок;
- - теневой театр;
- - пальчиковый театр;
- - театр перчаточных кукол;
- - ширма;
- - стол;
- - компьютер;
- - мультимедийное оборудование;
- - «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;
- - звуковое оборудование;
- - костюмы;
- - декорации;
- - сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.
Инструкция проведения:
- 1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.
- 2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.
- 3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.
- 4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.
- 5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.
Роль воспитателя в проведении и организации
подготовки праздников и досугов для детей
Консультация для воспитателей
План
- Роль праздников и развлечений в музыкальном развитии ребенка.
- Подготовка взрослых к празднику.
- День праздника.
- Взаимодействие с родителями в связи с организацией и проведением праздников и досугов
- Подарки.
- Костюмы.
- Оформление помещения
- Закрепление праздничных впечатлений
Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связана радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности.
Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. И поэтому праздники и развлечения в детском саду являются одним из важных звеньев в общей цепи эстетического воспитания.
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Роль праздников и развлечений в развитии ребенка.
» Создание чувства радости, желание участвовать в праздничных мероприятиях.
» Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего, красочность оформления, костюмы – все это оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка
Они обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор.
Дети приобретают новые знания, а также закрепляют уже имеющиеся у них.
У детей развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности, воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи, а также решаются задачи по гендерному воспитанию детей (пригласить на танец, проводить по окончанию).
Совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей, сближают с воспитателем и с музыкальным руководителем
» В играх, танцах, театрализации выявляются и развиваются творческие способности детей.
» Проводятся досуги – 4 раза в месяц, досуги специально не готовятся. В тот месяц, когда проводятся праздники, досуги автоматом работают на праздник.
Основные праздники, которые отмечаются с особой торжественностью, требуют предварительной подготовки.
Очень нравится детям, когда в сценарии праздника включены сюрпризные моменты, угощения.
Роль воспитателя в подготовке и организации проведения праздников и досугов.
Воспитательная работа в связи с наступающим праздником должна быть четко спланирована.
Воспитателю необходимо помнить, что подготовка к празднику, сам праздник и послепраздничные дни - это звенья одной неразрывной цепи.
Подготовка к празднику должна начаться своевременно, проводиться планово, без спешки, чтобы дети имели возможность постепенно усваивать материал. Это касается и детей и воспитателей. Однако нельзя начинать подготовку и слишком рано, чтобы у детей не пропал интерес к празднику. Важным условием является доступность праздничного материала: если материал дается детям по их силам и возможностям, то и не потребуется длительной подготовки.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
При составлении праздничной программы очень важно предусмотреть участие всех детей - каждый должен себя чувствовать активным членом коллектива. Бывают, однако, случаи, когда наиболее способных детей перегружают, а отстающих совсем отстраняют от выступлений. Это оказывает дурное влияние, как на тех, так и на других. У первых развивается зазнайство, самомнение, у других теряется интерес и появляется неуверенность в своих силах и возможностях в выполнении тех или иных заданий. Необходимо при распределении ролей между детьми учитывать их индивидуальные способности, склонности и интересы.
Предпраздничная работа взрослых должна быть также четко спланирована.
Между всеми членами коллектива распределяются обязанности - каждому поручается определенный участок работы, за который тот отвечает перед праздником и во время проведения его. Одному из воспитателей поручается ведение праздника.
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий - это лицо, которое руководит праздником, объединяет в органическое целое части праздника, поясняет детям происходящее действие, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроенность детей на праздничном утреннике, заинтересованность исполняемой программой.
Очень важно, чтобы ведущий держался непринужденно, вел утренник эмоционально, говорил просто, но литературным языком. Ведущий должен быть находчивым, ведь на утреннике случаются и непредвиденные моменты, например, паузы из-за того, что дети не успели переодеться или состав исполнителей изменился, и они не знают, какое место занять и т. д. Ведущий должен найти способ, как урегулировать неполадку (заменить или переставить последовательность выступлений, включить чтение стихов, чтобы заполнить паузу и т. д.). нежелательно, чтобы музыкальный руководитель вел программу праздника
Не только ведущий, но и воспитатели должны хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный им участок работы (например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы и т. д.).
Воспитатель должен быть особо внимателен ко всем обстоятельствам на празднике, приводящим к опасности жизни детей (электрогирлянды, стеклянные игрушки, мольберт, ширма, туфельки на каблуках, длинные платья)
часто встречающиеся ошибки в процессе проведения праздника
Не следует всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного, кроме хоровода. (относительно младших детей;
Стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на празднике справа или слева;
Все стихи обговариваются, если в этом есть затруднения, обратиться старшему воспитателю;
Не допустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать стихи хотят все)
Не используем в речи слово «стишок», говорим – прочитает стихотворение
Неудачное выражение, которое может привести к сутолоке около ёлки, особенно, для малышей - «подойдите к ёлке», нужно предложить детям взяться за руки и встать вокруг ёлки;
Перед праздником проверить количество стульчиков, атрибутики, музыкальных инструментов соответственно количеству детей на празднике.
Дед Мороз не должен относить свой «трон» от ёлки во время детских выступлений, удачнее поручить это кому-то.
Если предлагаете подарки ли угощения в зале, значит отдайте их детям, именно в зале.
Перед выходом в зал детей не должно быть томительного длительного ожидания. Чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные атрибуты и когда приготовиться к выходу.
Взаимодействие воспитателей и родителей в связи проведения и организации праздников и досугов .
Родители - желанные гости на празднике, заведующая детским садом и выделенный ей в помощь воспитатель или кто-либо из родителей приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Если помещение мало и не может вместить всех гостей, то на каждый праздник выделяется группа родителей, которые приходят с пригласительными билетами. Родители также могут принять участие в подготовительной работе к празднику. Они помогают в украшении помещения, в оформлении стенной газеты, в изготовлении костюмов и т. д. Всю подготовку следует полностью закончить до наступления праздника.
Предупредить родителей, чтобы детей приводили не перед самым праздником, а как в обычный день.
Корректно советовать родителям, как себя вести на празднике.
Заранее обсуждать с родительским комитетом по поводу подарков (новый год). Подарки должны быть все одинаковыми, неименными и небольшими по размеру.
Своевременно информировать о дате проведения, заранее оговаривать форму одежды и обуви. Подготовить праздничную одежду за 1 день до праздника.
Закрепление праздничных впечатлений
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, в рисунках, в лепке. Чтобы углубить эти впечатления и продлить радость, полученную на празднике, воспитатели дают детям для игр праздничные атрибуты, части костюмов, включают в записи музыку, используемую в празднике. Музыкальный руководитель повторяет на занятиях по желанию детей некоторые праздничные песни, игры, танцы, инсценировки. Часто дети, не участвовавшие на празднике в каком-нибудь номере, изъявляют желание включиться в него; повторение праздника проходит почти полностью, а гостями бывают сотрудники детского сада. Нередко воспитанники детского сада по прошествии многих лет вспоминают о праздниках в детском саду и о своем участии в них.
За своевременным исполнением заданий, порученных всем членам коллектива, следит заведующая детским садом и старший воспитатель .
Используемая литература.
- Л. Михайлова, О. Соловьева, С. Чешева. «Праздники в детском саду». Учпедгиз. М., 1961
- Я.Михайлова. Н. Метлов. «Праздничные утренники в детском саду». «Музыка», М., 1966; «Музыка», 1966
- Т.Э. Тютюнникова ст. «Группа или труппа» - Д/в № 1- 2000 года
- Т.Э. Тютюнникова ст. «Праздник – это чудо общения» Д/в 5-2001 г.
- А.И. Буренина «Рекомендации по проведению праздников и развлечений» журнал «Музыкальная палитра» № 1 / 1999 года
- С.И. Бекина «Праздник. Каким он должен быть?» Обруч № 3 1999 г.
автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 9 «Черепашка»
6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7. Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Воспитатель должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
8. Воспитатель, который выполняет, роль ведущего на музыкальном развлечении, руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. На утреннике воспитатель должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя, уместная шутка, вопрос к детям, к гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?). Ведущему необходимо произносить текст эмоционально, громко, отчетливо, внятно, выразительно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят
1. Воспитатель должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
2. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
3. Во время исполнения детьми (особенно, малышами) танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
4. Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант, например, новогодний праздник, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).) т. е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям
5. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
6. Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
7. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов».
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Методика музыкального воспитания в детском саду».
2. «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении».
3. «Музыкальное воспитание детей раннего возраста».
4. «Первые уроки музыки и творчества».
5. , «Музыка и движение».
6. Журнал «Справочник музыкального руководителя».
7. «Музыкальное воспитание в детском саду».
8. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду».
Цель: Формирование жизненных ценностей, основанных на идеях взаимопомощи и сопереживания. Развитие психических процессов и обеспечение положительной эмоциональной обстановки через режимные моменты
Задачи: активизация речемыслительных процессов, внимания, памяти
Формирование творческих способностей, воображения, творческого мышления
Стимуляция двигательной активности
Совершенствование общей и мелкой моторики
Способность распознавать и на невербальном уровне выражать основные эмоциональные состояния
Оборудование: музыкальные инструменты(ложки, копытце, бубен, трещотка, бубенцы, треугольник), мольберт- 2шт, краски «Гуашь»- 2шт, кисточки - 8 шт, лист бумаги формата А3 - 2шт, канат, салфетки бумажные белые, стулья - 4шт, веревочка (6м) - 2 шт, бумажный кулечик - 2шт, мяч каучуковый (по количеству участников), детская одежда, распечатанный текст песни (по количеству участников), атрибуты для театрализации (маски: кот, петух, бык, баран,свинья,волк; строй.инструменты игрушечные; мягкие модули; стол с чайным сервизом (игрушечный)), аудиопроигрыватель.
Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня мы с ребятами пригласили вас к себе в гости, чтобы показать, как мы живем в детском саду. Приглашаем вас принять активное участие в нашей жизни.
Наш день начинается с утренней гимнастики. И дети с удовольствием ее делают под музыку, дети приглашайте своих родителей и рассыпаемся как «горошинки» по всему залу.
Муз.сопровождение «Солнышко лучистое»
(дети и их родители выполняют движения по показу).
Молодцы, все зарядились энергией, и теперь мы можем перейти к занятиям.
Первое занятие - это музыкальное занятие. Сегодня мы будем отгадывать музыкальные загадки. Сначала для детей, а затем для родителей. Вам надо отгадать на каком музыкальном инструменте я буду играть за ширмой. Будьте внимательны.
Игра на музыкальных инструментах (ложки, копытце, бубен, трещотка, бубенцы, треугольник).
Молодцы, все постарались, все загадки отгадали.
Второе занятие - это рисование. Скажите, какое время года сейчас на дворе (Зима).
Что происходит зимой? (Идет снег, холодно, люди одеваются в теплые одежды).
Какие зимние забавы вы знаете? (Катание с горок на санках, катание на лыжах и коньках, игра в снежки, лепка снежной бабы и ледяных крепостей)
И сегодня мы вам предлагаем нарисовать картину на тему «Зимняя сказка». Родители будут рисовать на мольберте около окна, а дети ближе к двери. Перед вами лист бумаги, краски, кисти. Вы посовещайтесь, что будете рисовать, и начинаем рисовать.
Рисование картины «Зимняя сказка».
Молодцы, справились с заданием, давайте теперь покажем, что получилось у детей, и родителей, и попросим их рассказать о своих картинах. Эти замечательные работы, так же будут находиться, на нашей выставке рисунков и поделок «Зимняя сказка» в группе.
А теперь нам пора собираться на прогулку, предлагаем родителям одеть своих детей на прогулку. Приглашаем двух родителей, вот на этих стульчиках одежда ваших детей (все вещи вывернуты наизнанку) и приглашаем двух детей, они будут одеваться самостоятельно, а мы посмотрим, кто справится быстрей родители или дети.
Конкурс «Оденемся на прогулку».
Мы готовы к прогулке, а на улице так много намело, что дети захотели поиграть в снежки.
Попросим родителей встать с одной стороны каната, а детей с другой стороны. Я всем раздам по одной салфетки белого цвета, и вам по моему сигналу (начало музыки) надо сделать из нее снежок (комочек) и перебросить через канат на сторону соперников, надо постараться, чтоб на вашей стороне было как можно меньше «снежков», как закончится музыка, подведем итоги, кто победил.
Конкурс «Перекинь снежок»
Молодцы, как много снежков, давайте посчитаем у кого сколько снежков (счет хором).
Да, постарались вы на славу, а победила дружба.
Скажите, на улице зимой холодно? (Да). А ветер какой? (Сильный, холодный, ледяной, морозный). Правильно. И сейчас мы с вами посоревнуемся, у кого из вас, у родителей или детей самое морозное дыхание.
Перед вами стулья (расстояние примерно 5 метров между ними), к их спинкам привязана тонкая веревочка, а на веревочку продет кулечек из бумаги, вам надо без помощи рук, а только при помощи дыхания, передвинуть кулечек на другую сторону, кто быстрее, у того и самое морозное дыхание.
Конкурс «Морозное дыхание» (играем 3 раза)
Молодцы, и с этим заданием справились. Ну, а теперь нам пора возвращаться с прогулки. Мы разделись, помыли руки и лицо. И сели на стульчики. Приготовьте ваши ручки, мы их немного погреем.
Точечный самомассаж. (выполняют дети и родители)
Ручки домиком, соединяем все пальчики по очереди «пальчики здороваются»
Взять мячик двумя пальцами (каучуковые мячики, диаметр 3см) и делаем круговые движения.
Пальцы за ушки и делаем круговые движения.
Теперь пальцы у крыльев носа и так же делаем круговые движения.
Посмотрим на право - подмигнули, на лево - удивились, и вперед - улыбнулись.
День у нас был очень насыщенный, дети устали, и теперь мы будем готовиться к тихому часу. Дети закрывают глазки, а родители, чтобы сон детей был сладким, спокойным споют колыбельную
Родители поют «Колыбельную медведицы» (под фонограмму, текст песен выдает воспитатель).
Спасибо, большой вам дорогие родители, дети наши проснулись
Вот так и приходит у нас день, дети занимаются, гуляют, слушают сказки, и т.д, мы вам показали некоторые моменты нашей жизни в детском саду. Любите своих детей, жалейте их по чаще, ведь они, так же как и вы живут полноценной жизнью и часто устают.
Большое спасибо, всем за участие в нашем мероприятие. До свидания.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРОВ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Вечера развлечений требуют определенной подготовки как музыкального руководителя, так и всего педагогического коллектива.
Тщательно разучиваются песни, пляски; подбираются сценки для настольного театра игрушек, теневого, кукольного театра; изготавливаются необходимые декорации и костюмы.
Эти вечера должны проводиться систематически в вечернее время. Обычно они устраиваются в зале, где есть фортепиано, но можно проводить их и в групповых комнатах, на участке детского сада, лесной полянке, даче.
Очень важно, чтобы в вечерах развлечений принимали участие все дети, включая тех, кто не является исполнителем номеров, ролей. Воспитатель должен найти возможность всем детям спеть песню, поплясать. Например, при инсценировании в настольном театре игрушек песни М. Красева «Баю-баю» воспитатель показывает действия с игрушкой, а дети поют песню. В инсценировке по музыкальному произведению М. Красева «Катя и Алена» куклы приглашают детей-зрителей поиграть с флажками и т. д.
На вечерах развлечений дети могут выступать как индивидуально, так и небольшими группами или всем коллективом. Дети старших возрастных групп с удовольствием самостоятельно устраивают представления теневого, кукольного, настольного театров для своих младших товарищей и выступают перед ними с концертами.
Рассмотрим каждую из форм развлечений в детском саду подробнее.
Кукольный театр более, чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Когда «ожившие» куклы начинают двигаться, они «переносят» детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и все необыкновенно. Кукольный театр легко организовать в каждом детском саду: почти все куклы можно купить в магазине игрушек, сделать своими руками, а ширму изготовить при помощи столяра или родителей. Музыка предшествует представлению или служит оформлением его отдельных моментов. Редкий спектакль проходит без пения и плясок кукол. Малыши могут ритмично хлопать под музыку, сопровождающую пляску, дети средней группы - подпевать исполнителям знакомые песни. Старшие дети должны не только петь общие песни, но и напевать сольные партии вместе с героями представления или по их просьбе.
Теневой театр - своеобразный вид кукольного театра. В нем играют не объемные куклы, а куклы-силуэты. Дети очень любят подпевать исполнителям знакомые песни, смотреть, как движутся темные фигурки людей, животных, птиц, зверей на ярко освещенном экране. Музыкальные спектакли этого театра могут либо идти целиком под пение детей, либо под поочередное пение солиста и хора, либо под пение взрослого. В подготовительной группе дети иногда сами показывают представления этого театра, а воспитатель выступает в роли автора. Репертуар кукольного и теневого театров обычно включает народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен, небольшие сценки.
Театр теней - это показ сценки, стихотворения, небольшой сказки через отражение тени манипуляций пальцев рук на стене или белом экране.
Настольный театр игрушек. Для него обычно используются обычные объемные игрушки или фигурки из картона, фанеры. Воспитатель руками манипулирует игрушками. Чаще всего представления настольного театра устраивают в младших группах. Чтобы детям было все хорошо видно, их усаживают полукругом перед столом - сценой. Инсценируются обычно знакомые детям сказки, рассказы, потешки, стихотворения. В старших группах представления зачастую устраивают сами дети.
Текст инсценировки должен быть хорошо выучен «актерами». Музыкальным материалом для представлений настольного театра служат небольшие песни, прибаутки. Иногда показывают, с использованием грамзаписи, только отдельные движения: зайцы прыгают, кошки умываются, куклы пляшут.
Спектакли театра игрушек, несмотря на их простоту, не лишены театральности. И малыши, и дети старших групп с большим интересом и удовольствием смотрят их. Воспитатели без большой предварительной подготовки могут разыгрывать несложные сценки. Необходимо только помнить, что для показа нужно брать сценки предельно простые по содержанию и без трудных для игрушек действий и движений. Этот театр поднимает интерес детей к игрушке, дает толчок для создания творческих игр.
Для театра пальчиков (би-ба-бо) не требуется специального оборудования: высокой ширмы, декорации, занавеса и т. д. Показывать его можно из-за простой настольной ширмы или даже стула с высокой спинкой. Годится также стол или табурет, поставленный на стол и прикрытый скатертью. Главное в этом театре - головки кукол, с которыми нужно тщательно отрепетировать сценки или пьески, отобранные для показа. Театр би-ба-бо можно приобрести в магазине или сделать головки кукол самим из бумаги, папье-маше, картофеля, материи, шариков от настольного тенниса и т. д.
С успехом применяется в детском саду инсценирование на фланелеграфе. Сделать его не трудно. Для этого необходимо фанерную доску-стенд размером 90x60 см обтянуть гладкой фланелью голубого или бледно-зеленого цвета и на тыльной стороне приделать подставку. Доска ставится на детский стол, покрытый красивой скатертью. На фигурки для показа также наклеивается фланель ворсом наружу, благодаря чему они держатся на доске и легко перемещаются. Перед показом все фигурки раскладываются за доской в последовательности их показа. При помощи фланелеграфа рекомендуется инсценировать любые сказки с не слишком динамичным действием, рассказы о природе - цветах, деревьях, птицах, животных. Представление можно сопровождать соответствующей его содержанию музыкой. Фланелеграф применим во всех без исключения группах.
В младших - показ проводит воспитатель, в старших - сами дети.
Слушание радиопередач широко не практикуется в детском саду, так как предполагает заблаговременное ознакомление с программами радиовещания. Между тем слушание сказок, рассказов, музыкальных произведений может сыграть большую роль в эстетическом развитии детей. Восприятие радиопередач осложняется отсутствием зрительно-конкретных образов, потому взрослые должны разъяснять детям, кто говорит. После передачи необходимо обменяться с детьми впечатлениями, чтобы узнать, как они поняли ее содержание. Следует воспитывать культуру поведения: приучать детей слушать внимательно, не мешая товарищам.
Не очень распространены в детских садах и просмотры телепередач, прежде всего потому, что слишком позднее время отводят телеканалы для дошкольников. В основном, телепередачи можно смотреть с детьми ночных групп в вечерние часы.
Очень хорошим развлечением для детей является показ диафильмов. Его проводит сам воспитатель, который может задержать на экране какой-либо кадр, обратить внимание детей на наиболее интересные ей детали. В процессе просмотра воспитатель помогает детям понять содержание диафильма, сформировать определенное отношение к поступкам героев. В последнее время стали выпускаться диафильмы с пластинками, что еще больше повышает эффективность показа.
Концерты устраиваются силами приглашенных артистов, бывших воспитанников детского сада, учеников музыкальных школ, взрослых, а также детей, посещающих детский сад. В концертах могут быть представлены различные виды искусств - художественное слово, музыка, танец. Иногда концерты состоят только из музыкальных произведений. При знакомстве, например, с теми или иными музыкальными инструментами - домрой, баяном, балалайкой, скрипкой и т. д. - можно сыграть на них музыкальные произведения, спеть под их сопровождение. Наиболее распространенными являются концерты, включающие отдельные номера, объединенные одной темой, к примеру, «Наша Родина», «Наш детский сад», «Времена года», «Дружба народов», «Наш любимый композитор», «Наши любимые песни», «Радуга-дуга», «Жанры музыкального искусства», «Творчество А.С. Пушкина» и т. д.
При составлении программы концерта необходимо учитывать особенности восприятия музыки детьми того или иного возраста, избегать однообразия звучащих произведений, всемерно поддерживать интерес детей к исполняемому.
Вечера детской самодеятельности пользуются большой популярностью среди детей, так как целиком строятся на выступлениях их самих. Вечера носят характер домашнего концертного празднования. Они не требуют особой подготовки детей, поскольку включают песни, пляски, стихи, игры, разученные на повседневных занятиях. Дети могут выступать индивидуально, группами по несколько человек, а также, по их желанию, все вместе. Воспитатель лишь компонует последовательность выступлений детей с учетом смены видов музыкальной и литературной деятельности.
Вечера спортивных игр и развлечений могут состоять из любимых детьми несюжетных музыкальных игр; игр-аттракционов; спортивных игр с заданиями, развивающими ловкость, смекалку; подвижных игр с соревнованиями. В программу этих вечеров часто включают песни и марши спортивной тематики. Например, игра «Соревнование», музыка Ф. Гершовой, состоит из маршировки, бега, упражнений для рук, приседаний, игры с воображаемым мячом, прыжков через воображаемую скакалку, спокойной ходьбы.
Празднования дней рождения детей проводятся обычно в кругу своей группы, но иногда и в зале. Можно детей, родившихся в одном месяце, из групп, близких по возрасту, собирать с товарищами один раз в месяц, выбрав для этого наиболее удобный день. На этих вечерах дети поют по желанию виновников празднования песни, исполняют их любимые танцы, играют в игры, рассказывают стихотворения. Обычно в конце вечера виновникам торжества дети дарят подарки, сделанные своими руками, а затем уходят в группы, где всех ждут сервированные столы. Однако более значимым для каждого ребенка является его настоящий день рождения. Обычно ребенка приводят в сад нарядно одетым, а дома его уже поздравили родители. В момент прихода его обязательно нужно поздравить, вручить заблаговременно приготовленные подарки (лучшие рисунки, работы по лепке, аппликации, конструированию). В этот день он ведет детей на зарядку, к нему чаще обращаются с вопросами на занятиях, по его желанию организуют игру на прогулке, а вечером ему поют песню о дне рождения, играют в его любимые игры, читают стихи, танцуют. В полдник по возможности организуется угощение.
Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений, театрализованные представления предполагают постепенное усвоение детьми материала. Эти виды развлечений очень хорошо сочетаются с творческой игрой, в которой ребенок быстрее овладевает особенностями движений отдельных персонажей, запоминает текст. Дети любят разучивать сказки, песни, рассказы и выступать с «театральным представлением» перед «зрителями». Есть специальные музыкальные оперы-сказки, написанные для детей.
Вечера игр, забав, аттракционов. Загадки, веселые юмористические стихи, частушки, потешки и скороговорки, несложные аттракционы («Костер», «Кто быстрее повяжет платок.сестренке», «Накрой на стол» и др.) приносят детям огромную радость и несказанное удовольствие. Эти вечера можно проводить и в виде увлекательной игры. Например, «Путешествие в страну смеха», «Королевство кривых зеркал», «Наш цирк», «Сказки-загадки» и т. д.
При составлении программы вечеров развлечений следует учитывать нагрузку детей, умело чередовать зрелищные моменты с играми, задания, которые необходимо обдумывать, с танцами, аттракционами.
Вечера развлечений должны быть представлены в перспективном плане музыкального руководителя и в календарном - воспитателя. Проводятся они раз в 7-10 дней, 3-4 раза в месяц. Летом -еженедельно. Продолжительность их может быть разной: от 5-7 до 30-45 минут, в зависимости от возраста детей, содержания материала. Очень важно, чтобы в течение года проводились вечера развлечений разных видов и на них все дети побывали и в роли актеров, и в роли зрителей.