Проект на тему«Народные фольклорные праздники в жизни малышей. Педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Используя фольклорные средства в работе, поставила перед собой цель: создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

  • познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
  • развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;
  • прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;
  • Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
  • воспитывать патриотические чувства.

Изучив и систематизировав имеющийся материал, стало понятно, что начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

Развивающую предметно-пространственную среду я построила так, чтобы каждый ребенок мог эффективно развиваться с учетом его склонностей, интересов, уровня активности: оборудовала книжный уголок; создала игротеку с малыми фольклорными формами; пополнила аудиотеку сказками, фольклорным песенным материалом; в музыкально-театральном центре есть звучащие игрушки, костюмы в народном стиле, разные виды театров.

Прогулочный участок оборудован (частично) в русском народном стиле.

Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм: потешек, закличек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, игр.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором, включаю их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Уже в младших группах малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Постепенно привлекаю детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, играя с зонтиками, рисуем зонтики, вспоминаем потешку «Дождик, дождик, пуще», изготавливая аппликационную работу «Котик», вспомнили потешку «Пошел котик на Торжок»; заучивая потешку «Ешь, собачка, ам, ам!» мои воспитанники предложили вылепить собачек. Даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения.

Использую дидактические игры, например «Узнай потешку», «Собери сказку», «Я начну, а ты закончи», «Чья песенка?». С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности речи, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Использую забавные игры («Коза рогатая», «Ивану-большому – дрова рубить», «Идет кисонька из кухни»), которые побуждают детей к импровизации. На начальном этапе показываю детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Игры способствуют развитию у детей чувства юмора и воображения, желания сопереживать герою и друг другу. Через народное творчество учу детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Бабочки», «Хлоп, хлоп, убегай», водящего выбираем при помощи считалок.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые по содержанию и форме («Теремок», «Репка»), и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от игровых потешек к поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.

Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Строю воспитательный процесс на основе принципов интеграции: изготавливаем коллективные поделки - беседуем о сказках, ее особенностях, героях, рассматриваем иллюстрации;

Знакомимся с закличкой «Мороз, мороз…бабу снежную принес…» - лепим снеговиков; зовем в гости солнышко «Солнышко-вёдрышко, взойди поскорей» - а вот и оно.

Для знакомства детей с культурой русского народа слушаем музыкальные произведения, сказки в аудиозаписях; играем на музыкальных инструментах; рассматриваем народные игрушки, изделия народно-прикладного искусства; в различные мероприятия включаем элементы фольклора

Традиционным стал праздник Масленицы как для малышей, так и для детей постарше. Рассказывая сказку о дочери Деда Мороза создаю условия для знакомства с праздником, символами которого являются – чучело, карусель, круг, народные гуляния, ну и, конечно, блины.

Работая над проектом, параллельно появляются вспомогательные проекты. Много потешек, поговорок, песенок существует про домашних животных, в результате родился проект «В гостях у Матроскина» для расширения представлений о домашних питомцах.

Семейный фольклор натолкнул меня на проект «Это важное слово – семья». Воспитанники познакомились с родословной, традициями своей семьи, узнали, что человек силен своей семьей.

Идея о создании мини-музея «Чудо-ложки» появилась во время работы над фольклором речевых ситуаций. Детям интересно было узнать что ложкой «не только щи хлебают и шалунов усмиряют, но и на пиру людей развлекают». Оформили картинную галерею, выставочную композицию разных видов ложек.

Проект «Сказка – кладовая мудрости народа» также осуществлялся с учетом дифференцированного подхода и ФГОС, включал в себя разнообразные формы и методы работы - выставка рисунков, изготовление различных видов театров, дидактических игр, тематических альбомов, заключительным мероприятием стала литературная викторина «В гостях у сказки».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта о своем родном крае, поэтому знакомлю малышей с Орловским фольклором. Воспитанники с удовольствием познакомились с пословицами о городах нашей области: «В названье «Мценск» есть меда блеск», «Наш Болхов тем гордится, что он церквей столица»; поют колыбельные песни, используют считалки, приговоры-зазывалки, как способ сбора на игру.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не взаимодействие с родителями. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Они – активные участники деятельности ДОУ: посещают «Дни открытых дверей»; играют роли на досуговых мероприятиях; участвуют в конкурсах и многое другое.

Деятельность в выбранном мною направлении дает свои положительные результаты: у детей сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств; обогащен и активизирован словарный запас; появился интерес к народным традициям родного края, который проявляется в развитии способности к применению в игровой деятельности. В дальнейшем планирую работу над проектом «Богатство и самобытность русского фольклора», чтобы выяснить зачем сохранять традиции.

У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни. И у всякого народа есть корни - это его история. Сквозь сито веков просеял народ свое

культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре.

Мой опыт работы убедительно доказывает, что знакомство дошкольников с фольклором способствует познавательному, художественно

Эстетическому, духовно-нравственному и эмоциональному развитию.


Шевчук Надежда Николаевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №16 «Березка» , Музыкальный руководитель, Д. Зарудня Коломенского муниципального района Московской области

Теоретические основы формирования нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

1. 1 Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

1. 2 Роль народной культуры и фольклорных традиций в формировании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

Практика работы с детьми.

2. 1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников посредством ознакомления их с историей и культурой русского народа.

2. 2 Методика формирования нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры и фольклорных традиций.

3. Библиографический список.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ нравственного поведения и здорового образа жизни.

1. 1 Дошкольная педагогика и психология делает выводы о том, что к старшему дошкольному возрасту появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я» , но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи:

1)все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, 2) их оценочную сторону и 3)эмоциональное к ним отношение. В общении со взрослым ребенок усваивает моральные понятия вначале в форме категории, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. Старший дошкольник 6–7 лет способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо - плохо» , по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, окружающим ребенка и живущим рядом с ним. Следовательно, основным содержанием работы по воспитанию чувства патриотизма является изучение истории, культуры своей страны, «малой Родины» , а также сохранению культурного наследия своего региона.

Таким образом, необходимо сделать выводы:

1)социально-нравственное развитие дошкольника предполагает широкое задействование возрастных, индивидуальных и личностных качеств ребенка. В связи с этим педагогическая деятельность рассматривается как диалог культур взрослого и ребенка, как особая форма взаимодействия, сотрудничества и содружества;

2) общение ребенка со взрослыми и сверстниками и разнообразные виды детской деятельности – главные условия усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания, чувства патриотизма.

1. 2 Определяя роль народной культуры и фольклорных традиций в нравственно - патриотическом воспитании старших дошкольников, важно озвучить точку зрения великих педагогов:

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова» .

Ключевский В.О.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа» (Зеньковский В.В.)

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Сухомлинский В.А.

По единодушному мнению педагогов-классиков, музыкальный фольклор является совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей. Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке нравственных качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма.

Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции показаны так ярко, что по ним можно восстановить прошлое отдельных времен и народов. Произведения народного искусства отшлифовались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое. Поэтому важными особенностями фольклора является совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности.

Фольклор – коллективное художественное народное искусство и творчество, где народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир нравственных образов. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Народная музыка - музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно песенное) , инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Его основу составляет музыка крестьянства, это песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки) , инструментальные пьесы и наигрыши. Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни) , полевые работы (покосные, жатвенные песни) , рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и т.п..

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. Именно от педагога и сформированной им развивающей фольклорной среды зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде, воспитают в нем нравственное начало, привьют любовь к родному краю и желание сделать его более красивым и успешным.

Глава 2.Практика работы с детьми.

2. 1 Учитывая то, что все народные песни и мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, я как педагог-музыкант, стараюсь в своей работе использовать как можно больше фольклорных произведений во всех разделах музыкального воспитания и видах деятельности детей. Посредством народной музыки знакомлю их с жизнью и бытом русского народа, с лучшими образцами народного музыкального творчества.

«Каравай» , «Горелки» , «Теремок» – лучшие игровые песни, «Земелющка-чернозем» , «Во поле береза стояла» , «Калина» – старые обрядовые хороводы. Тематика игр, песен, хороводов очень разнообразная, как разнообразен и характер самой музыки. Знакомя детей с веселой плясовой мелодией, предлагаю такие, как «Ах ты, береза» , «Ах вы, сени» , «Как у наших у ворот» , «Из-под дуба» и т.д. Спокойным характером отмечены такие народные песни, как «Возле речки» , «По улице мостовой» , «Прялица» . Под русские народные мелодии детям хочется не только подвигаться, но и показать движение красиво, эмоционально, таким образом атмосфера увлеченности народными песнями, играми создает условия для зарождения в душе ребенка любви к народному искусству, для проявления у детей творческого начала, воспитывает у дошкольников нравственные начала, способствует приобретению первого социального опыта.

Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольника является игра, что именно через нее он познает мир, я стараюсь с помощью фольклора обогатить детские игры новым содержанием. Здесь на помощь приходят игры со словом.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество приговорок, потешек, прибауток, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений, в приятной для ребенка форме обучить его тому или иному навыку, воспитать в нем трудолюбие и доброту, привить любовь к ближнему, ко всему живому, научиться видеть красоту в окружающем мире. Поэтому в работе с детьми я стараюсь использовать игры со словом на сельскую тематику. «Скок-скок-поскок» , «Трактора» , «Барашеньки-крутороженьки» – эти игры вызывают особый интерес у детей. Они очень ритмичны и оригинальны в текстовом плане. Получая жизнь на музыкальных занятиях, игры со словом затем находят свое применение на вечерах развлечений, при постановке календарно-обрядовых праздников, в повседневной жизни детского сада, в быту.

Естественным продолжением моей работы с народным творчеством является самостоятельная деятельность детей в свободное от занятий время, для успешного прохождения которой вместе с воспитателями мы оборудовали педагогически – развивающую среду, где ребята с удовольствием поют задушевные русские народные песни, водят самостоятельно хороводы, играют и забавляются.

Выполняя требования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2015 года, которая дает целевые ориентиры в воспитании старших дошкольников, а именно:

1)Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

2) Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения…имеет представления о важнейших исторических событиях;

а также для оценки индивидуального развития, повышения эффективности своих педагогических действий и более целесообразного планирования, я использую педагогическую диагностику. Проводя ее в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности, в специальную карту наблюдений детского развития заношу данные по каждому ребенку, что позволяет видеть индивидуальную динамику и его перспективы развития. Эта методика разработана и предложена для практики методистом дошкольного музыкального воспитания С.И. Мерзляковой.

2. 2 Известное высказывание В.А. Сухомлинского говорит, что «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетья…» Понимая огромное значение фольклора и пропагандируя в жизни детского сада народное творчество, я пытаюсь в сегодняшнее время снова возродить традиции русской деревни, дать второе рождение календарно-обрядовым праздникам, обычаям, обрядам.

Для планомерной, наиболее углубленной работы я адаптировала парциальную программу авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, а также разработала перспективное планирование занятий на весь учебный год. Приведу пример нескольких тем:

  1. «Кто мы, откуда, где наши корни»
  2. «Путешествие в прошлое России»
  3. «С чего начинается Родина?»
  4. «Восенушка-осень - сноп последний косим»
  5. «Покров день. Посиделки после сбора урожая»
  6. «Дом, дом! Открой свою тайну!»
  7. «Русская народная песня в детском саду»
  8. «Новый год на Руси»
  9. «Потешки-прибаутки»
  10. «Проводы Русской Зимы. Масленица» .
  11. «Пасха Христова. Торжество Торжеств» .
  12. «Береза моя, березонька. Береза кудрявая»

Объясняю детям, что наши далекие предки жили по природному календарю земледельца, который вырабатывался веками и передавался из поколения в поколение. С принятием в 10 веке на Руси христианства вошел в употребление церковный месяцеслов. Единый календарь, которого на Руси ранее не было, объединил людей, внес порядок в общественную жизнь. Многие церковные праздники приурочены к народным: Рождество и Крещение совпали с Новогодними Святками, Троица - с Зелеными Святками и т.д. Таким образом, в результате наложения христианского календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не исчезли, они продолжали жить, потому что были накрепко связаны с сельским укладом. С ранних лет крестьянские дети знали, как тяжело достается людям хлеб, помогали взрослым в полевых работах: пахать и сеять, косить и жать, убирать урожай. Помогали и по дому: ухаживали за скотиной, нянчили младших братьев и сестер. Мальчики с малолетства обучались мужским ремеслам, плотницкому и столярному делу, а девочки осваивали женские работы: прядение, шитье, вышивание, ткачество. Дети вместе с родителями ходили в храм, знали все главные православные праздники. Христианские заповеди становились с детства нормой поведения.

Увидев в этих традициях основу для нравственно - патриотического воспитания современных дошкольников, в своей работе я стала более подробно знакомить детей с различными событиями в жизни сельской православной общины. Ребята с удовольствием участвуют во всех календарных праздниках и обрядах: на Святках дети кликают коляду, славят Рождество, потом встречают «широкую гостью Масленицу» , закликают весну с жаворонками, на Троицу завивают березку. Весь народный календарь пересыпан ребячьими песенками, обрядовыми играми и забавами. Традиции всегда переходили из поколения в поколение, от подраставших к младшим. Это дает возможность воспитывать у дошкольников чувство любви и уважения к человеку-труженику, к родной природе, к деревне. Важно и то, что произведения детского фольклора открывают целый мир яркого поэтического творчества, который учит ребят видеть и понимать красоту, окружающую их.

В последнее время все чаще в педагогике встает вопрос: что такое «патриотизм» . Как развить нравственное начало и патриотические чувства у подрастающего поколения? Как воспитать человека-гражданина?

Совершенно ясно, что самой главной конечной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование у него социально-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Важную роль в решении этих задач играет народное творчество, родная культура, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка, тем самым началом, которое порождает личность.

Идеал русского человека, особенно его быта и духовного мира, воссоздают произведения фольклора, основной чертой которого является теснейшая связь с окружающей жизнью. Совершенство формы, яркость средств музыкальной выразительности позволяют привлечь внимание ребенка к народным творениям, а от них перейти к воссозданию жизни русского народа, его обычаев, традиций, преломленных во времени. Разрабатывая перспективное планирование музыкальных занятий, я стараюсь вводить в детский репертуар наиболее яркие, образные и разнообразные по содержанию фольклорные произведения, те, которые оживляли, заинтересовывали детей, побуждали их к творческой деятельности. Мое желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну достигается именно с помощью различных жанров и направлений фольклора, что в свою очередь создает у ребенка более целостное восприятие мира, обращает его к глубинным истокам человеческого бытия, а значит, и к культурному наследию. Именно эта философская связь помогает развить у ребенка чувство цельности, гармонии, красоты, а следовательно, углубить его морально-нравственный облик.

Итак, приобщение к фольклорному музыкальному наследию и традициям детей старшего дошкольного возраста влечет за собой появление у ребенка желания не только создать свой положительный музыкальный образ, но и воспитывает в нем лучшие человеческие качества.

3. Библиографический список.

  1. «Дошкольная педагогика» авт. Т.М. Бабунова, М., «Сфера» , 2007
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика Синтез» , 2015
  3. «Дети, взрослые и мир вокруг» авт.Н. А. Виноградова, М., «Просвещение» , 1993
  4. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, С.-П., Детство Пресс, 2008
  5. «Педагогика» учебник авт. Л.П. Крившенко и др., М.,» Проспект», 2009
  6. «Возрастная психология» авт. И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, М.,» Сфера», 2008
  7. «Концепция дошкольного воспитания» 1989г.
  8. «Народная культура и традиции» авт. В. Н. Косарева, М., «Учитель» , 2013
  9. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» авт. С. А. Козлова, М., «Педагогика» , 1998
  10. «Воспитание детей на традициях русской культуры» Г.В. Лунина, М.,» Воспитание человека», 2005
  11. «Педагогика» авт. П.И. Пидкасистый, М. «Высшее образование» , 2008
  12. «Стратегия воспитания в России до 2025 года» (интернет – ресурс)
  13. «Духовное краеведение Подмосковья» , Л.Л. Шевченко, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010
  14. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, М., 1991

Ольга Порозова
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»

Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей »

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 85 «БЕРЕЗКА»

ПОРОЗОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;

создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные

наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Актуальность темы : С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали , как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников , что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору . Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт , духовный мир, чувства наших предков.

Цель опыта : установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщить детей к миру народной культуры, развить

познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность моего опыта заключается в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отечеству.

НОВИЗНА ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :

Использование метода мнемотехники при разучивании подвижных игр

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации материала

В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи :

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору ;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей я провожу досуги для детей , театрализованные представления и праздники, имеющие социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и посиделок.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир.

В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения .

Наталья Келлер
Педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

1. Актуальность…. 2 стр.

2. Цель, задачи…4 стр.

3. Стратегия, методы и механизм реализации проекта… . 5 стр.

4. Литература…. 6 стр.

5. Этапы реализации проекта…7 стр .

6. Тематический план ОД в мини-музее…. 8 стр.

7. Дальнейшее развитие …10 стр.

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены : обновляется содержание образования и воспитания детей . Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности , уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Патриотизм -это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом , сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам , традициям, фольклору , художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках , посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека , а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения , почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях . А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие : с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Цель проекта :

создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;

Задачи проекта :

Познакомить детей с особенностями фольклора , культурой русского народа;

Развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников , привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;

Обогащать и активизировать словарный запас детей ;

Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;

Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства ;

Стратегия, методы и механизм реализации проекта .

Участники проекта : дети, воспитатели , музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации : долгосрочный (сентябрь - май)

Предполагаемый продукт :

1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств .

2)Обогащен и активизирован словарный запас

3)Создан мини-музей «Русский быт» .

Формы и виды работы с детьми.

Чтение художественной литературы

Экскурсии

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста . Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов . -СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» . 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника . // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк . возраста : // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании . // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику . //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования . Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

Этапы реализации проекта .

Подготовительный этап.

1)Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» Сентябрь.

2)Проведение бесед с родителями о создании музея в группе.

3)Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.

Практический этап.

1)Создание мини-музея в группе. Октябрь-ноябрь.

2)Сбор экспонатов для музея.

3)Разработка экскурсий и мероприятий.

4)Пополнение музея экспонатами. В течение года.

Внедренческий этап.

1)Торжественное открытие мини-музея. Декабрь.

2)Экскурсии.

3)Приглашение гостей.

4)Проведение образовательной деятельности в музее.

5)Создание презентации и альбома мини-музея. Апрель-май.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.

Тема Образ. области Цель образовательной деятельности Сроки

«Знакомство с русской избой» Социально-коммуникат. ,

Речевое. Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами : изба, горница, каравай.

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое, познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

«Народная игрушка – матрешка» Познавательное, речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства.

«Волшебная дудочка» Речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу : ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.

«Эх, лапти мои, лапти липовые…» Физическое, речевое, познавательное,худ. -эстетич. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

«Госпожа честная Масленица» Речевое, познавательное, худож. -эстетич., физическое, социально-коммуникативное. Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица» . Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

«Великий праздник Пасха» Речевое, познавательное, худож. -эстетич. социально-коммуникативное. Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

«Народная игрушка кукла-самоделка» Познавательное, худож. -эстетич, речевое. Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

«Наша изба – на славу хороша» (посиделки, развлечение) Худож. -эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Дальнейшее развитие проекта .

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно , духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма . Так же хорошо развивается разговорная речь детей , расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

  1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
    • к семье, поселку, стране;
    • к природе родного края;
    • к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
  3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
  4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

1. Проблема

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Цель: формирование у воспитанников интереса к русскому - народному творчеству, народной культуре. Осуществление патриотического и нравственного воспитания.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
  • воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
  • воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • дать возможность детям ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка.
  • создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Участники педагогического проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники группы и их родители, сотрудники ДК «Колос».

2. Планируемые результаты

  • дети познакомятся с русской народной игрушкой Матрешкой, историей ее создания;
  • совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей;
  • создание мини-музея «Матрешка».

3. Рабочий план реализации проекта

Средства реализации проекта:

  1. Опрос детей.
  2. Консультация для родителей
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Выставка детских рисунков «Наши матрешки».
  5. Дидактические игры «Подбери заплатку», «Расставь по росту»
  6. Мастер-класс для родителей «Игры и занятия с матрешками».
  7. Беседа.
  8. Кружковая работа.

Этапы реализации педагогического проекта

Организационный:

  1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
  2. Составление плана реализации проекта.
  3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
  4. Подбор детской литературы, изготовление дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
  5. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, т.д.).
  6. Подготовка консультаций, рекомендаций родителей.
  7. Оснащение развивающей среды.
  8. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  9. Обсуждение сценария развлечения с работниками Д/к «Колос».

Основной:

Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
Работа с детьми
1 декабря Групповая комната Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела. Воспитатели
2 декабря Муз.зал Просмотр презентаций: «История матрешки», «Русская матрешка». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Чтение и обсуждение литературных произведений стихотворений, рассказов о матрешке
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната, муз.зал Заучивание стихов, потешек, песенок о матрешке Воспитатели, муз.руководитель
3-5 декабря Групповая комната НОД: «Красавица-матрешка», «Наряды для матрешки». Воспитатели
4 декабря Групповая комната Аппликация «Матрешка в подарок»(кружковая работа) Воспитатели
4-5 декабря Муз.зал Прослушивание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова муз.руководитель
2 декабря Групповая комната Разучивание физ. минутки «Матрешки» Воспитатели
3 декабря Спорт.зал Подвижная игра: «Матрешки» Физ.инструктор
1-5 декабря Групповая комната Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек»
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Дидактические игры: «Расставь по росту», «Найди матрешку», «Собери матрешку», «Подбери по цвету». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Рассматривание иллюстраций Воспитатели
Работа с родителями
1 декабря Групповая комната Консультация для родителей «Матрешка» Воспитатели
5 декабря Групповая комната Проведение мастер-класса для родителей «Игры и занятия с матрешками». Воспитатели
1-5 декабря Изготовление семейной матрешки. Воспитатели и родители
1-5 декабря Групповая комната Организация мини-музея Воспитатели, родители и дети

Заключительный:

Подведение итогов в реализации проекта

Развлечение «Матрешенька», организованное совместно с сотрудниками Д/К «Колос».

4. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

  • дидактические и наглядные пособия;
  • методическая литература;
  • иллюстрации с различными видами матрешек;
  • детская художественная литература;
  • аудиозаписи «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В. Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. и сл. Чурилова

Список используемых источников:

  1. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru 2.Матрешка: история русской любимой куклы www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
  2. Матрешка – русская игрушка pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
  4. Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Изд. «Проспект», 2013.
  5. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» вторая младшая группа. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2014.
  6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа – М.: Изд. «Карапуз-Дидактика», 2010.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто