Наука генеалогия, происхождение фамилии. Генеалогия - наука о родословной

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Без знания прошлого нет пути в будущее. Известный и расхожий термин, который применяется в современной литературе - генеалогия - это составление родового дерева и поиск своих предков. На самом деле все не так просто. Генеалогия - это учение со своими законами и постулатами, которые довольно сложны для сознания обывателя.

Немного терминологии

Генеалогия - это вспомогательная историческая дисциплина, которая ставит цель - изучение происхождения родов и взаимных связей между ними. Составление родовой истории своей семьи - также одна из задач генеалогии. Происходит слово от греческого genealogia, которое образовано словами "рождение", "род" и "слово". Генеалогия - это не только узконаправленное составление родового древа, а и анализ историко-культурного развития любой группы.

Задачи и предмет

Задачи генеалогии как науки - это анализ места и значения того или иного рода в культурной среды групп людей в историческом периоде, выявление генетически закрепленных закономерностей, решение других антропологических, демографических и этнографических задач. Предмет изучения науки генеалогии - истории отдельных семей и родов (в том числе княжеских и боярских).

Немного истории

История практической генеалогии на Руси начинается в XI веке с родословий, сохранившихся в летописях. Содержали эти родословия в основном информацию о семьях бояр и слуг, которые многие поколения служили у них. С XVI века ведение родословных становится систематическим, при этом ведется опись только потомков мужского рода. Позже в родословные вводятся и жены как наследники наделов и имущества наравне с детьми. Петр Первый учредил Герольдмейстерскую контору, которая фиксировала и вела генеалогические документы происхождения семей знати. Именно с этого времени родословная приобретает ценность как показатель привилегированности рода.

Наука генеалогия XIX-XX веков

Если рассматривать тему статьи как научную дисциплину, стоит вспомнить ученых, которым она обязана своим развитием. В конце XIX и начале XX века генеалогия - это летописи, представленные трудами Феофана Прокоповича «Родословная роспись Великих князей и Царей России» (1719), книгами М. М. Щербатова, А. Е. Князева и других. С 1797 года издается Общий Гербовник, а в 1855 году выходит издание князя П. В. Долгорукого «Российская родословная книга», а книги А. Б. Лобанова-Ростовского и В. В. Руммеля дополняют сведениями это издание. После революции 1917 года генеалогия в России предана забвению, и лишь в конце 90-х годов прошлого столетия интерес к родословным начинает расти.

ДНК-генеалогия

Молекулярная генетика, как сегодня еще называют генеалогические исследования, основанные на анализе структуры ДНК, в широком понимании занимается изучением и анализом динамики накопления мутаций в ДНК человека. Термин "ДНК-генеалогия" получил широкое распространение в 1992 году в период активного изучения молекулярными генетиками митохондриальной ДНК. Именно эта ДНК передается от матери ребенку в неизменном виде, и анализ динамики мутаций в сочетании с особенностями структуры может дать информацию о родстве всех жителей планеты и общности происхождения человека как биологического вида. Теория о единой «праматери Еве» получила широкий резонанс в последнее десятилетие, и основана она именно на изучении строения митохондриальных ДНК жителей различных уголков планеты.

Интерес к своим корням и истокам рода был присущ человеку всегда. В определенные периоды именно происхождение рода, летопись его героев определяли социальный статус человека и его принадлежность к определенной классовой группе. Сегодня все большее количество россиян интересуется истоками своих родов и историями далеких предков. И хотя эти знания не являются определяющими для индивидуума в социуме, но они дают понимание истоков и служат предметом гордости.

греч. genealogia - родословная, от genea - род, рождение и logos - слово, наука) - вспомогат. историч. дисциплина, занимающаяся изучением происхождения родов, фамилий и отд. лиц, родственными связями, составлением родословий. Тесно связанная с геральдикой и др. ист. дисциплинами, Г. доставляет сведения биографич. характера, помогает разбираться в имуществ., социальных и политич. отношениях. Родословия царей, правителей, мифич. героев составлялись уже у др. египтян, иудеев, др. греков, римлян и носили в значит. мере легендарный характер; большое развитие получила библейская Г. Особое значение Г. приобрела в ср. века, когда все обществ. отношения были связаны с происхождением, родовитостью, наследств. правами и т. д. Первоначально герольдии (см. в ст. Геральдика) и др. учреждения, ведавшие вопросами Г., занимались практич. деятельностью по составлению родословий в виде генеалогич. древа или таблиц. В результате деятельности генеалогич. учреждений накопились значит. материалы по Г., требующие, однако, весьма критич. подхода (источники получения сведений по Г. не всегда достоверны; имела место и заведомая фальсификация родословий). Теоретич. интерес к Г. и превращение ее в спец. дисциплину начинается приблизительно с 17-18 вв. (А. Дюшен (Duchesne), П. Ансельм (Anselme), семья Озье (Hozier) и др. - во Франции, Дж. Дагдейл (Dugdale) - в Англии, Н. Риттерсхаузен (Rittershausen), К. М. Шпенер (Spener), Я. В. Имхоф (Imhof), И. Гаттерер (Gatterer), И. Хюбнер (H?bner) - в Германии и др.). С кон. 18 в. в ряде европ. гос-в вводится преподавание Г. Издаются родословные книги и генеалогич. справочники королев., княж. и др. дворянских родов (одно из наиболее крупных изданий - т. н. "Готский альманах" - "Gothaischer Kalender", "Almanach de Gotha", выходивший до 1943 пятью выпусками (1-й - "Hofkalender" - с 1763); фактич. продолжение его - с 1951, в ФРГ - "Genealogisches Handbuch des Adels" (до 1963 вышло 28 вып.)); позднее появились родословия и бурж. фамилий (напр., в Германии - "Genealogisches Handbuch b?rgerlicher Familien", 1889-1911). С прогрессом в развитии др. вспомогат. ист. дисциплин с 19 в. в Г. стало возможным применение строго науч. методов, использование данных, проверенных ист. критикой. В то же время особое внимание к Г. в бурж. гос-вах 19-20 вв. (имеется большое число генеалогич. об-в (основные приведены при ст. геральдика), издаются спец. генеалогич. журналы и т. д.) определяется во мн. случаях реакц. тенденциями (культивирование дворянско-монархич. связей, использование Г. при фашизме в расистских целях и др.). В России Г. сначала также была практической. В сер. 16 в. был составлен "Государев родословец", в 16-17 вв. появилось много частных родословных книг, а в 1687 составлена Бархатная книга. В 1682 была осн. Родословных дел палата (существовала до 1700). Попытки систематизации родословных книг предпринимались при Петре I (издание "Родословной росписи великих князей и царей российских"), при Екатерине II выходят таблицы княж. родов, составленные М. М. Щербатовым, появились исследования А. Т. Князева, Г. Ф. Миллера, издавшего в 1790 "Известия о дворянах российских, их древнем происхождении...". Дальнейшая разработка рус. Г. принадлежит Н. И. Новикову, Н. М. Карамзину, П. M. Строеву, П. В. Долгорукову, А. Б. Лобанову-Ростовскому, В. В. Руммелю. А. П. Барсукову, Н. П. Лихачеву, Л. М. Савелову, Г. А. Власьеву, В. Л. Модзалевскому, H. H. Кашкину, С. Б. Веселовскому. В 1897 было осн. Рус. генеалогич. об-во, в 1905 - Историко-родословное об-во в Москве; в 1906 преподавание Г. было введено в Моск. археол. ин-те (лекции Л. М. Савелова). Лит.: Савелов Л. М., Лекции по рус. генеалогии, М., 1908-1909; его же, Библиографич. указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897; Хронологич. и генеалогич. таблицы по всеобщей и рус. истории, сост. А. С. Резанов, СПБ, 1910; Долгоруков П. В., Российская родословная книга, т. 1-4, СПБ, 1854-57; Руммель В. В., Голубцов В. В., Родословный сборник, т. 1-2, СПБ, 1886-87; Фриде Е. Н., Генеалогич. таблицы главнейших ср.-век. династий и царственных домов, СПБ, 1913; Forst-Battaglia O., Wissenschaftliche Genealogie, Bern. 1948; Lorenz O., Lehrbuch der gesammten wissenschaftlichen Genealogie, В., 1898; его же, Genealogisches Handbuch der europ?ischen Staatengeschichte, Stuttg., 1908; Isenburg W. K., Stammtafeln zur Geschichte der europ?ischen Staaten, в кн.: Europ?ische Stammtafeln, Bd 1-2, Marburg, 1953; Durye P., La G?n?alogie, P., 1961; Dworzaczek W., Genealogia, Warsz., 1959. И. З. Тираспольская. Москва.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Практически каждый человек точно знает, как зовут его родителей, бабушек и дедушек. Продолжить эту родословную дальше уже сложнее. Восполнить пробел помогут только знания генеалогии. Это наука, изучающая историю происхождения фамилии. О ней и пойдет речь в статье.

Генеалогия как область науки

Генеалогия - это наука, изучающая сословия людей. Она позволяет узнать человеку, кем были его предки, какие имели профессии и где проживали. Соответственно её можно отнести к разновидности исторической дисциплины.

Впервые она появилась в Древней Греции. В России её изучение стало необходимым во времена правления царей. Человеку очень важно было доказать то, от какого рода он произошёл. Сначала эти знания имели поверхностный характер. Затем появилась генеалогия как наука. С какого периода она приобрела официальный характер не установлено.

Основные цели

Стало известно, чем занимается наука генеалогия. Теперь, стоит сказать несколько слов о том, для чего необходимы эти знания. Всего можно выделить четыре основные цели:

  • Медицинский аспект. Существует множество болезней, которые могут передаваться от поколения к поколению. Благодаря таким навыкам человек может найти у себя «слабое место». Он будет способен заранее принять профилактические меры для того, чтобы предотвратить появление заболевания.
  • Юридический фактор. Установление родства необходимо в процессе получения наследства.
  • Наследственный аспект. Благодаря изучению истории своего поколения, человек будет точно знать, как возникла его семья, почему он носит именно эту фамилию и кем были его давние предки.
  • Биографический фактор. Социум может получить расширенную информацию о себе и создать объёмное резюме. Многие работодатели приветствуют такие портфолио.

Существует несколько типов семей: малая (родители и дети), средняя (включающая бабушек и внуков) и большая (состоящая из нескольких поколений). Генеалогия - это наука, изучающая третий тип связи.

Как составить дерево самостоятельно?

Генеалогическое дерево представляет собой графическую схему семьи социума. Он располагается посередине. В верхней границе от него находятся те люди, от которых он произошёл. Нижнюю часть занимают те люди, которые произошли от него. Под каждой личностью находится минимальная информация о ней: годы жизни, занимаемый чин и её отношение к объекту изучения. Генеалогия - это наука, позволяющая сделать эту схему максимально расширенной. Подобную цепочку можно создать самостоятельно.

В первую очередь нужно «повесить» на дерево известных человеку родственников. Далее, нужно спросить у бабушки и дедушки о том, кем были их предки, и дополнить эту цепочку. В настоящее время множество информации о каждом человеке хранится в интернете. Необходимо ввести в поисковой строчке фамилию и область проживания человека, возможно, там будут обнаружены дальние родственники.

Сервисные услуги

Наука генеалогия изучает историю возникновения социума. Несомненно, знания в этой области будут интересны каждому человеку. В настоящее время существуют специализированные исторические учреждения, которые помогут восстановить родословную цепочку. Делают они это следующим образом:

  • Как правило, у них есть данные о каждом человеке, проживающим на определённой территории. По ним несложно восстановить хронологический ряд.
  • Специальная лабораторная экспертиза ДНК поможет доказать родство между двумя и более людьми.
  • Существуют программы, изучающие черты лица человека. По ним специалисты выявляют потенциального родственника.

В любом архиве по месту проживания можно получить информацию о родственниках, родившихся после 1917 года. Для получения доступа к нему необходимо предоставить документ, доказывающий сходство фамилий.

Разновидности

Историческая наука подразделяется на три центральных типа. Каждый из них зависит от метода получения информации.

  1. Генетическая генеалогия - это набор знаний, позволяющий восстановить родословную цепочку на генном уровне. Исследования происходят только в специализированных лабораториях. Изначально собирается необходимая информация объекта. Далее набор хромосом сопоставляется с возможными родственниками.
  2. Историческая генеалогия - набор знаний, основанный на информации, хранящейся в архивах.
  3. Метрическая генеалогия - тип исследования по выдающимся признакам личностей.

Самой достоверной является генетическая генеалогия, она позволяет точно доказать или опровергнуть родство.

Где она применяется?

Генеалогия - это наука, изучающая одного социума и его семью. Соответственно, она не имеет широкого применения. В основном, человек её изучает для себя. Ему интересно знать, от какого этнического рода он произошел. Подобные деревья используются в качестве оригинального подарка от одного человеку другому. Нередко в начальных школах просят детей создать минимальную историю о своей семье. Эти знания позволяют определить потенциальные возможности каждого школьника.

Что такое семья? Это определенная группа общества, имеющая большое значение для каждого человека. Для кого-то это - ячейка, состоящая из минимального "набора" людей (родители и дети). Кто-то считает своими родственниками и большую группу личностей. К сожалению, не всегда удается сохранить информацию о своих предках. Многие связи были прерваны в военные времена из-за высокого уровня смертности. До сих пор сотни тысяч людей не могут найти своих близких родственников. Помочь восполнить недостающие запасы поможет уникальная историческая наука - генеалогия.

РОДОСЛОВНАЯ и её СОСТАВЛЕНИЕ

Источник: http://tulacentr.ru/краеведение/другие_краеведческие_направления/родословие_и_генеалогия/родословная_и_ее_составление

    Кратко об истории генеалогии

    Для чего нужна и чем важна Родословная в семье?

    Составные части Родословной

    Кто составляет и ведёт Родословную в семье?

    Два этапа в процессе составления Родословной

    Метод составления Родословной книги

    Что такое Генеалогическое или Родословное древо, и как его создать?

    Календарь семейных памятных дат

    Насколько часто нужно обновлять Родословную?

    Где хранят семейные архивы и Родословные книги?

    Использованная литература

  1. Кратко об истории генеалогии

Бытие: «Родословная – перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства».

Близкое понятие «генеалогия» (греч. genealogia – родословная) определяется в этом словаре не только как «происхождение, история рода; родословная», но и как «раздел исторической науки, изучающий происхождение и родственные связи отдельных родов».

Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов, населяющих Землю. У древних генеалогия состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов – от предка до того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. В Европе образовывались рыцарские ордена, и от вступающего в них требовались доказательства дворянского происхождения предков на два, три, а то и четыре поколения назад. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи (чтобы не затесался чужак) и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке появляются государственные чиновники, отвечавшие за правильность составления родословий.

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса.В сороковые годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу.При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно там официально утверждалось происхождение семей, составлялись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

Из этих замечаний следует, что генеалогия выполняла вполне конкретную задачу, т. е. была наукой прикладной. Люди из определенных слоев общества занимались составлением родословных не из любопытства, а исходя из насущной потребности. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, часто умышленные ошибки из-за желания разных лиц считаться потомками знаменитых и знатных предков. Родословия, особенно в конце ХVIII и в начале ХIX столетий, часто составлялись без всяких документальных данных, на основании спорных или ложных сведений. В то же время генеалогию стали использовать для деления людей на чистых и нечистых. Люди делились на сословия, кланы, и, таким образом, сеялась вражда и ненависть между людьми – созданиями Божьими.

Генеалогия - это историческая область знаний, изучающая взаимосвязи семей и родов, биографии отдельных представителей рода, происхождение имен и фамилий людей. На основе собранных сведений составляются генеалогическое древо и поколенные росписи. Соответственно генеалогия даёт понять, кто кому и каким родственником является, кто предки каждого конкретного человека.

Спутница истории - генеалогия, по праву, считается одной из ключевых дисциплин, влияющих на общество и общественную жизнь. Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто