Значит беспокойный ребенок. Беспокойные младенцы: в чем причина и что делать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сон ребенка - очень важная часть его жизни, новорождённый вообще проводит во сне большую часть суток. Если ребенок стал спать беспокойно, он перестал полноценно отдыхать. Что делать в такой ситуации?

Многими зарубежными педиатрами беспокойный сон считается скорее нормой, нежели патологией. В отечественной педиатрической практике подход более строгий, и, если родители жалуются на беспокойный сон малыша, ребенка, скорее всего, направят на консультацию к неврологу.

Этапы жизни, сопровождающиеся беспокойным сном

В жизни малыша до 3-х летнего возраста есть несколько этапов, когда его сон может быть нестабильным и вызывать беспокойство у заботливых родителей.

  • 1-й этап совпадает с 1-й неделей жизни крохи;
  • 2-й этап приходится на возраст до 3-х, иногда до 6-ти месяцев;
  • 3-й этап начинается около 3-х лет.

На первой неделе молока у многих мамочек еще недостаточно, малыш просто недоедает и буквально «висит» на груди. Он может просыпаться очень часто, требуя пищу. Делать в этом случае мама может только одно – давать малышу грудь столько раз, сколько он просит. Кроме того, в первые три дня жизни, пока ребенок не опорожнит кишечник (это не всегда бывает в 1-е сутки), он может плакать от боли в животике. К концу первой недели молочко начинает прибывать, меконий (первый кал малыша) сменяется обычным для грудного ребенка стулом, и наступает небольшое затишье.

Затем мама снова замечает, что ее малютка стал беспокойным. Во-первых, дети до 3-х месяцев часто страдают кишечными коликами и метеоризмом. В строгом смысле слова отнести это явление к разряду патологических нельзя, так как это проблема всех грудных детей, и связана она с несовершенством пищеварительного тракта, его ферментативной недостаточностью, отсутствием микрофлоры, которая только начинает заселять кишечник. Что делать в данной ситуации, подскажет педиатр. Как правило, при коликах рекомендуют ветрогонные средства и сухое тепло на область живота.

Если мама отказалась от пеленания, и ребенок с момента выписки из роддома одет в ползунки и распашонку, он может просыпаться из-за ярко выраженного эффекта Моро. Это естественный рефлекс новорожденного. Проявляется он во вздрагивании малыша, резком разведении ручек и раскрытии ладошек. Родители могут сказать, что их ребенок «вскидывается» во сне. Громкий звук, вспышка света и другие факторы могут привести к проявлению рефлекса Моро. В этом случае ребенок может просыпаться и плакать. К 4-м месяцам рефлекс проходит. Что же делать до этого? Можно на ночь пеленать грудничка. Если к указанному сроку рефлекс не прошел (остаточные явления могут быть, но они слабы), придется делать малютке массаж для снижения мышечного тонуса.

Основные причины беспокойного сна

Все причины можно условно разделить на 3 группы:

  • физиологические;
  • психоэмоциональные;
  • патологические.

К физиологическим причинам можно отнести:

  • голод и жажду;
  • боль от прорезывающихся зубов;
  • дискомфорт от неудобной одежды;
  • неудобную позу;
  • некомфортные условия для сна (малышу холодно, жарко, душно, слишком шумно и т.д.);

Психоэмоциональными причинами можно считать:

  • потребность в присутствии матери;
  • перевозбуждение;
  • индивидуальные особенности нервной системы;
  • нарушение режима сна и бодрствования (недостаточный или избыточный дневной сон);
  • возрастные особенности, в том числе архитектура сна.

К патологическим причинам относят разного рода заболевания, вызывающие болевые ощущения и нарушения сна.

Это основные причины, по которым малыш грудного возраста может проявлять беспокойство во время сна. Если не считать патологических состояний и заболеваний, все перечисленные причины естественны. Лечить ребенка в этом случае не требуется. Некоторые из возбуждающих факторов родители могут легко устранить (например, проветрить комнату малютки и одеть его более удобно), некоторые поддаются влиянию с трудом. Например, если в нервной системе малыша процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, этого изменить нельзя. Можно только позаботиться о том, чтобы за час до сна ребенок не перевозбуждался.

Физиологические причины беспокойства

Если ребенок стал спать плохо, возможно, он не доедает в течение дня (недостаточно молока при каждом кормлении). В таком случае он будет много ворочаться и плакать ночью. Есть дети, которые с периода новорожденности могут спать по 5-6 часов ночью, есть те, которые будут просыпаться каждые 3 часа и просить есть. Обе ситуации нормальны. Во втором случае нужно понимать особенности крохи и вовремя кормить её.

Если ребенок стал хуже спать, возможно, у него режутся зубы. Этот процесс может доставлять беспокойство малышам и отражаться на качестве их сна. При возникновении кишечных колик крошка, скорее, не будет просыпаться, но ворочаться и покряхтывать во сне может.

Причиной плохого сна грудничка могут быть мокрые пеленки. Малышу просто холодно и некомфортно. Молодые родители часто боятся, что их чадо заболеет, и порой кутают дитя чрезмерно. Маленькие дети очень плохо переносят жару. Перегреваясь, кроха будет ворочаться и хныкать. Если ребенок стал хуже спать, убедитесь, что ему не жарко. Одежда, попадая в складки кожи, может натирать нежные ткани, или просто давить. В таком случае малыш, сильно устав, заснет, но вряд ли будет спать хорошо.

Если малютка стал беспокойно спать, возможно, виной всему спертый воздух помещения. Исправить эту ситуацию очень просто – проветривать помещение почаще. Маленький ребенок первого месяца жизни не может сам перевернуться во сне и занять удобную позу, он лежит так, как его положили; если ему неудобно, он проснётся.

Психоэмоциональные причины

У грудного ребенка, особенно новорожденного, потребность в присутствии матери особенно сильна. Ребенок стал беспокойным, плохо спит? Возможно, вы решили, что он должен спать отдельно. Крошка может просыпаться от ощущения отсутствия матери, особенно если привык засыпать у неё на руках (под грудью или с бутылочкой). Что делать в этом случае? Некоторые рекомендуют совместный сон с малышом до 2-2,5 лет. Некоторые предлагают ставить кроватку в родительской спальне.

Дети, особенно возбудимые, если по какой-то причине получают эмоциональный заряд (неважно, позитивный или негативный) непосредственно перед сном, могут плохо засыпать, спать беспокойно и много ворочаться во сне. Избыток общения со взрослыми для малюток так же плох, как и недостаток.

Как ни странно, не только избыток дневного сна может привести к сбою режима, но и его недостаток. Если ребенок плохо отдохнул днем, его нервная система перегружена, он будет плохо засыпать и очень беспокойно спать. Делать в этом случае можно только одно – обеспечивать полноценный дневной сон ребенку. В возрасте между 2 и 3 месяцами происходит изменения цикла сна; малыш несколько раз в течение ночи входит в фазу поверхностного сна. Если он привык, что при первых признаках просыпания его берут на руки, качают, дают пустышку, он будет засыпать с трудом и нуждаться в дополнительном стимуле ко сну.

Патологические проблемы, вызывающие нарушение сна

Начало банальной ОРВИ, повышение температуры тела, отит и другие заболевания могут вызывать нарушения сна.

Если ребенок стал плохо спать, маме стоит обратить внимание на его состояние, измерить температуру, показать малыша педиатру.

Что делать в этом случае, подскажет врач. Могут быть и неврологические причины нарушения сна, например, повышенное внутричерепное давление.

Если ребенок плохо спит, часто и обильно срыгивает независимо от приема пищи, плачет, его нужно показать неврологу.

Людмила Сергеевна Соколова

Педиатр высшей категории
Закончила в 1977 году Горьковский Медицинский Институт по специальности педиатрия.
Имею большой опыт врачебной деятельности. В течение 25 лет работала участковым педиатром в г. Небит-Даг, Туркмения; в г. Терновка, Украина; в г. Нижний Новгород, Россия.
5 лет работала педиатром в Центре социальной помощи семье и детям в г. Нижний Новгород, с 2003 по 2008 годы.
В настоящее время помогаю мамочкам с детьми, пишу статьи на темы, в которых разбираюсь как профессионал - детские болезни и развитие ребенка. Являюсь консультантом сайта и веду рубрики и

Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.

Беспокойный грудничок: теория и практика

Шаг первый: успокоиться

Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.

Что делать

Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.

Шаг второй: выработать общую стратегию

Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.

Что делать

  1. Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
  2. Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
  3. Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.

Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.

Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.

Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.

В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Беспокойные дети

Беспокойные дети

Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.

Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова «правило», если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в «передай ребенка» стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта – дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: «Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними». Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.

Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.

Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: «Вы носите ее слишком много», «Вы ее портите – дайте ей накричаться», «Она из вас веревки вьет». Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: «Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители».

Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение.

Ребенок с большими запросами

Наша первая проблема состояла в том, что мы не знали, как назвать поведение Хэйден. Нам не нравились обычные термины «трудный» и «шумный» ребенок. В них было что-то враждебное и унизительное. Кроме того, они подразумевают, что с одним, а то и с двумя партнерами в дуэте ребенок – родитель что-то не в порядке: что-то не так с ребенком или родитель плохой. Нам это не подходило. В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: «У нее высокий уровень потребностей». Мы слышали, что многие родители именно так расценивали притязания подобных детей. Но однажды блеснул свет: «Давай назовем ее ребенком с повышенными запросами». Некоторое время мы пользовались этим термином, потом стали применять его и по отношению к другим подобным детям, он прижился, и мы на нем остановились. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.

«Ребенок с повышенными запросами» – и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?

«Она перерастет это», – уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались – они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом – в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, – от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.

Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, «жизнь бьет ключом». Она добра и внимательна к другим, включая нас.

Вот чему нас научила Хэйден:

– Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.

– У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть. – Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.

Чему мы научили Хэйден:

– Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.

– Она сама представляет собой ценность (это нормально – иметь запросы).

– Она окружена теплом и доверием.

Мы изучили разные мнения по поводу того, почему ребенок шумит и что с этим делать; это примеры и из нашей практики, и взгляды многих сотен родителей. Вот средства, которые в большинстве случаев помогают.

Особенности ребенка с повышенными запросами

Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами. «Сверхчувствительность» . Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.

«Я просто не могу уложить его» . Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой – вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.

«Не может сам успокоиться» . Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: «Он сам не может расслабиться». Колени матери – его стул, грудь отца – его ложе, грудь матери – средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к «утешителю» впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.

«Напряженность» . «Он все время находится на взводе», – заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.

Ребенок с высокими запросами – божий дар или божье наказание?

Однажды мы сравнили темпераменты наших малышей и поняли, что у детей с повышенными запросами есть многое, что работает на них. Посмотрите, какой ребенок получает больше внимания и вообще больше берет от жизни? С детьми с высокими запросами нянчатся больше, потому что они требуют этого.

Они занимают больше места в жизни родителей и больше их времени, так как таких детей ни с кем не оставишь. А кто получает больше ласки, больше времени проводит в комфорте – на груди или в теплой постели родителей? Эти дети путешествуют по жизни первым классом. Каких малышей лучше знают родители, к каким они вынуждены подходить наиболее творчески? Ответы вы знаете сами. И усилия родителей таких детей вознаграждаются.

«Хочет, чтобы с ним нянчились все время» . Чаще всего расписание кормления чуждо сознанию такого ребенка. Он требует, чтобы его кормили каждые 2–3 часа, и может подолгу блаженно посасывать грудь. Они не только чаще питаются, но и сосут дольше. Эти дети медленно отвыкают от груди, и иногда их приходится кормить грудью до второго, а то и третьего года жизни.

«Часто просыпается» . «И почему таким детям всего нужно побольше, только не сна?» – вздыхала одна мама. Они действительно часто просыпаются ночью и редко балуют родителей, засыпая днем, хотя дневной сон им, как и другим малышам, необходим. Вам может показаться, что над этим ребенком непрерывно горит лампочка, которую очень сложно потушить. Может быть, поэтому, когда они подрастают, их называют «яркими», «блестящими» детьми.

«Неудовлетворен и непредсказуем»

Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: «Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх». Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.

«Слишком активны» . Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. «Для него вообще не существует неподвижного положения», – сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.

«Истощает все силы» . Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. «Он меня просто изматывает», – постоянная жалоба родителей.

«Невозможно удержать» . Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.

«Требовательность» . Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.

Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа «Он вас подминает под себя». Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами – предвестник сильной воли в будущем.

Утомившиеся родители часто спрашивают: «Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?» Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180° как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как «смелый», «заинтересованный», «яркий». Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т. е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Из книги В плену иллюзий автора Фёдор Григорьевич Углов

5.4 Дети-родители 1. Принимайте своих детей такими, какие они есть, благодаря тому, что они такие, они попали на Землю.2. Родители, ребенок - это то, чего вам не хватало в жизни, его качества - ваши достоинства и недостатки.3. Мы ругаем больше всего тех, кто ближе к нам, кто

Из книги Компьютер и здоровье автора Надежда Васильевна Баловсяк

Как дети растут Начиная наше путешествие по этапам развития ребенка с момента его рождения до 2 лет, обратимся к нескольким основным принципам, которые помогут вам лучше понимать вашего ребенка и наслаждаться его индивидуальными особенностями.Карты ростаНа каждом Из книги Радужное сыроедение автора Михаил Новиков

ДЕТИ В БОЛЬНИЦЕ Когда ваш ребенок должен быть госпитализирован, я рекомендую родителям оставаться с ребенком насколько это возможно, и ухаживать за ним. Ребенок нуждается в близком присутствии родителя, когда он болен и когда находится в незнакомом месте. Родители -

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Константин Монастырский

Дети Слабые и тщедушные дети, но не от недостатка питания, а вследствие недостаточного усвоения - Силицея.Золотушные и рахитичные дети с большой головой; открытые роднички и швы; сильный пот на голове, которую нужно держать в тепле посредством закутывания; большой живот,

Из книги Вегетарианская кухня автора Элга Боровская

Скрофулезные дети Сильное желание мяса у скрофулезных детей - Магнезия

Из книги Медики, изменившие мир автора Кирилл Сухомлинов

Родители и дети Ваши дела могут не идти, в вашей жизни могут быть проблемы, потому что вы не принимаете своих детей. Вы ставите себя выше их, считаете себя умнее, образованнее, опытнее. Считаете, что родили их, поэтому они ниже, а вы выше, они бесправны, а вы правы во всем, что

Из книги автора

Из книги автора

5.1. Здоровыe дети – светлое будущее, a больные дети? Здоровый ребенок – ваше светлое будущее, больной – ваш беспросветный кошмар… Судя по здоровью детей наших друзей, знакомых, читателей и пациентов, в русской общине в США всегда всё «круче», в том числе – проблемы со

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

Беспокойный сон ребенка – частый повод для волнений родителей. Кроха всю ночь вертится, ненадолго засыпает, но сон его некрепкий, тревожный, нарушить его может любой шорох. Что происходит с малышом? Опытные родители со стажем, как правило, хорошо ориентируются в потребностях своего чада, но даже у них порой возникают вопросы, связанные с беспокойным сном малыша.


Причины

Причин может быть несколько. Как физических, так и психологических.

  • Ребенок беспокойно спит ночью, если он начинает заболевать. Болезнь еще не проявила себя на физическом уровне, и внешне малыш вполне здоров. Но он уже чувствует недомогание, и заранее начинает беспокоиться. Если крохе уже 5 месяцев и более, то причиной для тревожного сна могут стать режущиеся зубки. В любом случае, есть смысл показать карапуза педиатру, чтобы не пропустить начала заболевания.
  • Плохой сон может быть вызван повышенным внутричерепным давлением. Обнаружить эту проблему и назначить лечение может только врач. Беспокойный сон у маленького ребенка может быть и следствием серьезных заболеваний – энцефалопатии, рахита или опухоли головного мозга. Не дают нормально спать отиты, дисбактериоз, а также различные инфекционные заболевания. Поэтому поиск причины тревожного сна стоит начинать с посещения доктора, чтобы исключить болезнь.


  • У новорожденных до 3-5 месяцев частая причина беспокойного сна малыша - кишечные колики. Микрофлора кишечника карапуза еще недостаточно сформирована, к тому же его организм еще только адаптируется к самостоятельной жизни. Эти процессы сопровождаются усиленной выработкой газов. У малыша «пучит» животик, особенно сильно – в вечернее время и ночью. Едва задремав, кроха просыпается, пронзительно кричит, багровеет, поджимает ножки к животику. Облегчить ему неприятные ощущения можно с помощью различных капель и сиропов на основе симетикона, укропной воды, газоотводной трубочки.
  • Малыш может плохо спать, если он замерз или ему жарко. Немало молодых родителей, наслушавшись «добрых» советов, стремятся не избаловать младенца, поэтому лишний раз стараются не брать его на ручки, а к совместному сну в одной постели с ребенком многие мамы и папы вообще относятся отрицательно. А зря. Поскольку кроха может беспокоиться из-за того, что чувствует себя «оторванным» от мамы. А ему необходим физический контакт с ней. Кроме того, ночью температура тела несколько понижается, и малыш нуждается в том, чтобы его согрели мамины руки. Другая крайность – малышу жарко или душно. Мамы боятся простудить ребенка, поэтому плотно закрывают окно в комнате, кутают кроху.

Помещение, где спит младенец, обязательно следует проветривать. Температура в нем в идеале должна быть около 19-20 градусов при влажности воздуха 50-70%. Это наиболее комфортные условия для маленького человека.


  • Еще одна причина для беспокойного сна – голод. Возможно, малыш не наелся в предыдущее кормление, и в этой ситуации не нужно отказываться от ночных кормлений. Нуждаться в ночном приеме пищи ребенок может до 6 месяцев. После этого возраста, как утверждают детские врачи, у ребенка нет физиологической необходимости кушать среди ночи.

Крохи, которые находятся на грудном вскармливании, могут испытывать голод, если молоко мамы недостаточно питательное. Пересмотрите свой пищевой рацион. А также обратитесь к педиатру с просьбой провести контрольное кормление со взвешиванием ребенка до приема пищи и после, чтобы определить, сколько съедает карапуз. Если ему не хватает вашего молока, доктор может разрешить «прикорм».

  • «Искусственники» часто при кормлении заглатывают много воздуха, это создает ложное ощущение сытости. Голод снова возвращается, когда карапуз расслабляется и пытается заснуть. Поэтому малышам, питающимся адаптированными смесями, обязательно нужно давать отрыгнуть воздух после еды. Небольшие срыгивания при этом – вариант нормы. Соска на бутылочке должна нравиться бутузу, быть удобной. Одни крохи предпочитают латексные, другие –силиконовые соски. Подберите своему малышу тот вариант, который он воспримет сам наилучшим образом.


Причина беспокойного сна может крыться и в нарушении режима дня. К примеру, малыш хорошо выспался днем, или вообще перепутал день и ночь. Следует привести режим крохи в соответствии с его возрастными потребностями.

  • Малыш в возрасте от 1 до 3 месяцев нуждается в 17-20 часах сна в сутки.
  • Потребности в сне для детей в возрасте 6 месяцев- 14 часов в сутки.
  • В 1 год ребенок должен спать не менее 13 часов в сутки.
  • В 2 года суточная потребность во сне – 12,5 часов.
  • В 4 года малыш должен спать не менее 11 часов в сутки.
  • В 6 лет потребность во сне- 9 часов.
  • В 12 лет подростку необходимо 8,5 часов сна в сутки.

Советы от популярного педиатра по улучшению качества сна малышей в следующем видео.

К нарушениям ночного сна у детей приводит и недостаток витаминов. А также малыши очень метеочувствительны – они реагируют на перепады атмосферного давления, на осадки, причем нередко «предчувствуют» их.

Психологи утверждают, что беспокойный сон малыша может быть обусловлен возрастными особенностями. Дело в том, что структура сна у детей в 2 месяца и в 2 года – разная. С рождения и до 1 года поверхностный сон у крохи преобладает над глубокой фазой, именно поэтому малыши часто просыпаются. Только одни снова легко засыпают самостоятельно, а другим требуется помощь родителей.

Бывает, что спокойный кроха начинает просыпаться и беспокойно ворочаться к 7-9 месяцам жизни. В этом возрасте у малыша появляются первые психологические проблемы, мешающие спать нормально, – это страх оказаться вдали от мамы. Если родители спят в одной комнате с малышом, то ощущения беззащитности ребенок не будет испытывать и подобные ночные тревожные пробуждения постепенно сойдут на нет.


В 2-3 годам сон может стать тревожным и беспокойным из-за развития воображения малыша. Он уже умеет фантазировать, именно на этот возраст приходится появление ночных кошмаров, страха темноты. Справиться с этим помогут уютный ночник у кроватки малыша, любимая мягкая игрушка, которую он может брать с собой в постель.

Еще один «критический» возраст – 6-7 лет. В это время сон ребенка может нарушаться из-за переживаний, связанных с началом обучения в школе.

В любом возрасте дети очень чувствительны к психологическому климату, который царит в вашем доме. Если там часто ссорятся, нервничают, переживают, это обязательно скажется на качестве сна ребенка, причем не с лучшей стороны.


Создайте своему малышу спокойную, мирную домашнюю атмосферу

Беспокойный сон может быть и «отголоском» врожденных особенностей характера малыша, его темперамента. Известно, что дети-холерики спят хуже, чем дети-флегматики, а детям–сангвиникам тяжелее просыпаться по утрам. К каждому ребенку требуется индивидуальный поход с учетом всех его личных особенностей и общих факторов, влияющих на качество сна.

Последствия дефицита сна для детей

Если проблему беспокойного ночного сна ребенка игнорировать, довольно скоро малыш начнет страдать от недосыпания. Дефицит сна отразится на всех функциях его организма. В первую очередь возникают нарушения в нервной системе. Затем даст «сбои» гормональный фон. Дело в том, что гормон роста СТГ (соматотропин) лучше вырабатывается у детей именно во время сна. Если ребенок недосыпает, у него возникает нехватка гормона роста, и, как следствие, он медленнее растет и развивается не только физически, но и интеллектуально.

Другой «ночной» гормон - кортизол помогает организму справляться со стрессом. Если ребенок мало спит, уровень кортизола у него занижен, а значит, психика крохи становится уязвимой.

Хронический недосып снижает умственные и интеллектуальные способности ребенка, таким малышам тяжело дается обучение, у них выраженные проблемы с памятью.


Обязательно отрегулируйте сон малыша, дабы избежать проблем с будущим развитием ребенка

Как наладить сон ребенка?

Если беспокойный ночной сон вашего ребенка - не исключение, а, скорее, уже правило, нужно обратиться к педиатру. Он посоветует способ улучшить сон малыша, учитывая возрастные особенности.

Если причина в заболевании, лечение пойдет на пользу, и малыш начнет спать нормально.

Если ребенок здоров, то «выровнять» его сон можно своими силами.

  • Хорошо помогает купание перед отходом ко сну, легкий успокаивающий массаж. В воду, в которой купается малыш, можно добавить несколько капель валерианы или пустырника.
  • Вечером лучше избегать повышенной активности, все шумные игры и развивающие занятия с ребенком старайтесь устраивать в дневное время. Взбудораженный карапуз по определению не может спать крепко.
  • Не забывайте, что малышу важны прогулки. Дети, с которыми мало гуляют, чаще других страдают нарушениями сна. Если погода и сезон позволяют, устраивайте небольшие вечерние прогулки.
  • Постельное белье в кроватке малыша должно быть только их натуральных тканей, матрас - ровным и в меру мягким (оптимальный вариант – ортопедический матрас), а подгузник – проверенным, качественным и надежным. Дети до 2 лет в подушке не нуждаются.


Наладить ночной сон помогают особые ритуалы. Придумать их может каждая мама с учетом потребностей своего ребенка. В моей семье это обязательное прочтение одной сказки после купания перед сном. Сделайте свой ритуал обязательным. Что бы ни случилось, его следует неукоснительно выполнять. Это позволит малышу довольно быстро понять, чего он него хотят родители, и он будет ждать наступления событий в определенном порядке. Это снижает уровень стресса, делает отход ко сну более мягким и плавным.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто