Психосоматические заболевания у детей. Психосоматические боли в животе: симптомы и причины

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Некоторое время назад официальная медицина с достаточным скептицизмом относилась к попытке нетрадиционно ориентированных специалистов объяснить ряд заболеваний проблемами психологического характера. Благодаря многочисленным тестированиям и статистическим данным воздействие эмоционального состояния ребенка на физическое оказалось доказанным. Ввиду этого, сегодня все большее число врачей вынужденно признают существование психосоматики , а родителей – обращаются за помощью к психологам.


Фото: Помощь психолога

Характеристика психосоматики

Психосоматические расстройства представляют собой телесные болезни, вызываемые душевной дисгармонией . Проще говоря, через тело детская душа пытается выразить свои беспокойства, рассказать о своих переживаниях и чувствах.

Малыши относятся к волнующим их вопросам не менее серьезно, нежели взрослые. При этом следует понимать, что высказаться ребенку намного труднее. Особенно сложной ситуация становится под давлением взрослых, пытающихся доказать ребенку, что «мальчики не должны плакать», а «приличные девочки никогда не капризничают». Категоричность родителей – причина, по которой ребенок начинает чувствовать себя виновным за попытку выразить чувства и эмоции . В результате, при очередной стрессовой ситуации, он остается наедине со всем, что творится внутри. Накаливаемое со временем нервное напряжение, подкрепляемое безысходностью, постепенно просачивается наружу, выражаясь в телесных неприятностях . Таким образом, очищается и освобождается душа.


Фото: Детская психосоматика

Рассмотреть психосоматику в качестве причины неполадок в детском организме уместно в случае регулярного развития новых заболеваний и возвращения старых.

Психосоматические расстройства способны проявляться даже у грудничков. Более того, существует предположения, что психологические факторы неблагоприятного характера оказывают воздействие даже на находящийся в утробе матери плод!

Что может вызвать психосоматические расстройства?

Некоторые дети появляются на свет крепкими и активными. Про таких говорят не иначе как «богатырь» и «крепыш». Случается и обратное: ребенок рождается явно вялым, лишенным сил и здоровья. Адепты нетрадиционной медицины утверждают, что к последней категории детей относятся те, которые с самого своего зарождения внутри женщины были нежеланными. Другими словами, в первую очередь на здоровье малыша оказывает состояние матери в тот момент, когда ей становится известно о своем положении .


Фото: Состояние матери влияет на здоровье будущего малыша

Главная причина психосоматических нарушений у детей после рождения – пошатнувшееся эмоциональное состояние матери . Выглядящий совершенно беззащитным малыш очень чувствителен к материнскому состоянию, склонен чувствовать любые изменения в ее поведении и настроении. Ревность, беспокойство, нервозность и прочее крайне негативно воздействует на женщину и ее дитя.

Толчок к развитию психосоматических расстройств у детей старшего возраста дают следующие ситуации:

  • недостаток родительского внимания и чрезмерная их требовательность по отношению к ребенку;
  • регулярные ссоры между родителями;
  • сложности в период и школе;
  • неумение наладить дружбу со сверстниками, и прочие.


Фото: Неумение наладить дружбу со сверстниками- причина психосоматического расстройства

На самом деле, у детей всех возрастов может быть невероятное количество трудноразрешимых с их точки зрения проблем, о которых взрослые не догадываются или попросту не спешат этого делать.

Психосоматические заболевания у детей

Специалистами выделены часто встречающиеся детские заболевания, имеющие связь с психосоматикой. Среди таковых:

  • ангина;
  • бронхит;
  • аллергия;
  • кишечные расстройства;
  • анемия;
  • онкология.

Согласно утверждениям специалистов, занимающихся изучением психосоматики, по атакующему ребенка недугу можно понять характер терзающей его душу проблемы. Так, если ребенок подвержен частым простудам , его настигают кашель и насморк, вполне очевидно наличие мешающей свободному дыханию проблемы. Вероятно, нарушение дыхания связано с чрезмерной опекой родителями, частой критикой с их стороны, предъявляемыми высокими требованиями.

Дети, которые с заметной регулярностью и прочими заболеваниями горла, попросту не могут высказаться. Порой ребенка может мучить чувство стыда или вины. Доказано, что частые ангины настигают детей при ссорах со сверстниками, особенно если ребенок ощущает собственную вину за произошедшее. Еще одна причина – разлука с мамой. К примеру, во время адаптации к детскому саду, когда малыш очень скучает по маме, но молчит о своих переживаниях и просто плачет.


Фото: Эмоции и заболевания

Кишечными расстройствами , согласно статистическим данным, чаще страдают замкнутые дети. Чувство страха перед окружающим миром и незнакомыми людьми усиливает проявления проблемы, то есть возникают запоры/поносы и боли в животе.

Кожные неприятности возникают на нервной почве. Когда напряжение внутри ребенка, вызванное сильными негативными эмоциями, достигает своего апогея и выплескивается наружу через кожу, крапивница, сыпь или дерматиты.

Специалисты в области психосоматики настаивают на принадлежности к этой области и анемии.

Стойкий недостаток железа свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка ярких моментов и положительных эмоций. Возможна и иная причина — неуверенность малыша в собственных силах.

Одну из частых неприятностей в детском возрасте, энурез , тоже можно объяснить с точки зрения психосоматики. Урологическое нарушение говорит о страхе ребенка перед взрослением, нежелание принимать ответственность за свои поступки.


Фото: Энурез- психосоматическое заболевание

Можно ли помочь ребенку?

Основная трудность в борьбе с психосоматическими расстройствами заключается в их диагностике . Очень часто родители, наблюдая за пошатнувшимся здоровьем чада, на протяжении месяцев и даже лет не придают значения участию в процессе психологического аспекта. Ввиду этого, специалистам по психосоматике часто приходится сталкиваться с весьма запущенными случаями.

Борьба с психосоматическими нарушениями предполагает слаженную работу самого ребенка, его родителей, педиатра и психолога . Врач-педиатр должен подобрать консервативное лечение того или иного заболевания, а психолог приступает к работе с душой ребенка, уделяя особое внимание взбунтовавшемуся органу или системе. Родители же должны прислушиваться к рекомендациям обеих сторон, поддерживать своего ребенка и создавать в семье теплую атмосферу. Взрослым непременно нужно выстроить с ребенком по-настоящему доверительные отношения!


Фото: Доверительные отношения с ребенком

Профилактика

В случае с психосоматическими расстройствами профилактике отведена ведущая роль. Гораздо проще предупредить тот или иной телесный недуг, вызванный душевными терзаниями, нежели заниматься его устранением . Не допустить развития болезней помогут следующие правила:

  • Не поощрять болезней (не стоит слишком облегчать жизнь болеющего ребенка, позволяя ему все то, что недопустимо в здоровом состоянии)
  • Соизмерять возлагаемую на малыша нагрузку и предъявляемые к нему требования
  • Предоставлять ребенку личное пространство
  • Создать спокойную атмосферу в доме

Психосоматику изучают уже довольно давно, проводятся многочисленные исследования. Было выяснено, что болезни из-за психосоматики развиваются не только у взрослых, но и у совсем маленьких детей. Причем не важно, воспитывается ребенок в весьма хорошей обстановке или в неблагополучных семьях. В большинстве случаев психосоматика проявляется на весьма поверхностном уровне, но иногда причины этого закрыты очень глубоко и сложно их обнаружить, в этих случаях обязательно нужно обращаться к специалистам.

Очень часто, когда возникают заболевания у детей, родители сильно переживают и воспринимают это как испытание. Мама и папа с завидной регулярностью посещают врачей, выполняют в точности все рекомендации, тщательно следят за питанием ребенка и его теплом, не ходят в людные места, чтобы любимое чадо не заразилось инфекционными заболеваниями. Однако иногда ребенок болеет так, словно на него навели порчу, ничего не помогает. Он по мановению ока цепляет разнообразные заболевания, и с этим ничего невозможно сделать.

Таким родителям обязательно следует знать, что возможными причинами возникновения заболеваний может являться психосоматика. Это обычно бывает в тех случаях, когда специалисты и доктора не могут найти серьезных причин для бесконечных болезней. Патологии отсутствуют, а ребенок все равно болеет. Он лечится, пьет лекарства, выздоравливает и начинает обычную жизнь. Но… Это длится всего пару недель, а потом болезнь наступает снова. Здесь нужно серьезно подумать о психосоматических расстройствах, а здоровье ухудшается вследствие психических причин, а не только физиологии.

Педиатр в этом случае мало чем поможет, следует обязательно сходить на консультацию к психологу. Именно эти специалисты выявляют и устраняют расстройство психики. Сейчас большой проблемой является именно психосоматика детских болезней. Дети, у которых обнаружены проблемы с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой, моче выводящими путями, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, аллергическими реакциями, постоянно болеют.

Их число становится все больше и больше, а медицинское обследование является очень качественным, но врачи ничего не могут поделать с этим. Именно поэтому нужно выявить психологические проблемы возникновения заболеваний, чтобы ликвидировать их как можно скорее.

Взрослые также нередко переживают заболевания, которые может вызвать психосоматика. Причем корни расстройства обычно кроются в детском возрасте. Человек даже может не помнить причины психологической нестабильности, у них неоднозначные эмоциональные реакции. В подростковом возрасте психологические проблемы уже набирают полную силу.

Статистика показывает, что половина детей страдает от вегетативно-сосудистой дистонии, также у них нестабильное давление, заболевания желудочно-кишечного тракта и гастрит. В подростковом возрасте нередко выявляют такие болезни, как атеросклероз, которые являлись раньше исключительно возрастными. Почему дети так сильно подвержены заболеваниям, связанным с психосоматикой? Стоит попытаться разобраться в этом.

Причины возникновения психосоматики

Далеко не все дети способны справиться с негативной информацией и переживаниями, им некуда деть отрицательные эмоции, они ощущают душевный дискомфорт. Малыши не всегда понимают, что с ними в действительности происходит, они не могут рассказать, какие эмоции в данный момент испытывают. Только подростки уже могут осознанно воспринимать окружающую действительность, пытаться разобраться в своих психологических проблемах.

Маленькие дети ощущают исключительно давление и неудовлетворенность жизнью, но ничего не могут объяснить и поделать с этим. Они не жалуются, потому что не знают, как описать проблему. Также дети не в состоянии снять психологическое напряжение. Именно поэтому часто психосоматические расстройства испытывают дети. Подавленное состояние начинает активно действовать на физическое состояние здоровья. Это выражается в приобретении хронического заболевания, которое постепенно съедает несчастного ребенка изнутри, не дает ему спокойно жить и радоваться.

Также иногда возможно возникновение непродолжительных болезней, ребенок может даже не осознавать об их причинах. Болезненные симптомы появляются только тогда. Когда малыш начинает думать о своей проблеме и не может с ней справиться. Большинство мам проходили через такие ситуации, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад, он по утрам плачет и капризничает. Если такое поведение не помогает, и в сад все равно приходится идти, он начинает выдумывать другие причины отказа. Рассказывает маме, что у него болит горло и голова, живот и нога.

Иногда ребенок просто симулирует и старается манипулировать родителями, но если у малыша в действительности начинается кашель и насморк, температура, рвота и тошнота, то здесь уже происходит развитие психосоматической болезни. Необходимо учитывать социальные, психологические и соматические факторы при предрасположенности малыша к психосоматике.

Соматические факторы

Такими факторами являются определенные особенности ребенка и воздействие на него в раннем детстве, его предрасположенность к некоторым типам заболеваний. Такими факторами могут быть:

  • генетика и предрасположенность к определенным болезням;
  • осложнения при беременности мамы или болезни при вынашивании ребенка, травмы и инфекции в то время, когда происходит формирование внутренних органов малыша;
  • нарушения нервной и центральной системы;
  • стафилоккок сразу после рождения малыша;
  • нарушение гормонального баланса или отклонения в биохимии после рождения карапуза.

В том случае, когда ребенок находится под влиянием вышеописанных факторов, его здоровье ухудшается. Психосоматические заболевания появляются в тех органах, которые больше всего ослаблены.

Если бы не расстройство психики, то болезнь, возможно, вообще никогда не проявилась бы. Именно поэтому специалисты убеждены, что несмотря на то, что соматические факторы имеют огромное значение, большую роль играют именно психические факторы. Человек должен ощущать себя комфортно в домашних условиях, хорошо адаптироваться в коллективе, ребенок должен себя чувствовать нормально в саду и школе, ощущать себя равным с другими.

Психосоматика в раннем детстве

Исследования, которые проводились в области медицинской психосоматики, показывают, что признаки определенных заболеваний могут закладываться у ребенка в самом раннем возрасте. Иногда это даже происходит в то время, пока плод развивается у женщины в животе. Многие уверены, что такие предположения не имеют под собой основы, ведь младенец в животе еще не может испытывать эмоции и переживания.

Однако все здесь довольно сложно. Мать, которая испытывает определенные эмоции во время вынашивания плода, подвержена раздражению и негативу, а она и оказывает влияние на самого ребенка и его физическое здоровье. Практически невозможно точно установить, правда ли заболевания могут возникнуть уже во время беременности или они появляются после рождения младенца. Но отрицать такую связь никто не решается. Во время исследований обследовались те дети, которые считались нежеланными. Будущая мать считала беременность ненужной и воспринималась женщиной негативно, планы на жизнь ее разрушались.

Такие дети уже во время рождения страдали от самых разнообраных заболеваний и расстройств. Это мог быть бронхит, астма, язва желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции, дистрофия, постоянные респираторные заболевания. То есть еще не рожденный ребенок пытался уничтожить себя самостоятельно, чтобы никому не мешать. Чтобы формирование плода шло в нормальном режиме, нужно, чтобы будущая мать была благожелательно настроена, нужно поддерживать женщину супругу, близким и родным людям. Все негативные эмоции оказывают большое влияние на формирование младенца, поэтому стоит помочь будущей матери пребывать в хорошем расположении духа. Если этого не сделать, то сразу после рождения малыша у него появятся различные заболевания.

Даже если мама мечтает о появлении на свет младенца, она обращает внимание на то, как относятся к ней окружающие. Если она не ощущает любви и понимания, то начинает проявлять не очень хорошие эмоции, которые и влияют на будущего малыша. Все это относится не только к периоду вынашивания ребенка. Эмоциональное состоянии матери сильно влияет на ребенка в течение первых месяцев жизни. Младенец после рождения становится отдельной от родителей личностью, но тесная связь с ними у него сохраняется. Мать символизирует внешний мир малыша, именно через нее он воспринимает окружающую действительность, смотрит на реакцию и учится показывать свою. Все переживания и волнения мамы передаются ребенку.

При профилактике психосоматики нужно стараться обеспечить в доме максимально комфортные эмоциональные условия, ограничить маму от переживаний, ведь ребенок все впитывает как губка. Именно поэтому нужно, чтобы будущая мать была настроена на позитив до рождения и после появления на свет младенца. Именно это может уберечь малыша от психосоматических заболеваний.

Астма и психосоматика у детей

Характеристики причин появления бронхиальной астмы из-за психосоматики могут быть самыми различными. О них нужно рассказать более подробно. Если мама сразу после рождения малыша уделяет ему недостаточное количество внимания, то у ребенка может проявиться бронхиальная астма. Иногда происходит и так, что болезнь проявляется ближе к пяти годам. Нужно обязательно подумать об отношениях родителей со своими детьми, чтобы определить причину возникновения заболевания. Вполне вероятно, что мама и папа слишком многого требуют от своего ребенка, они оказывают на него сильное влияние, он не может самостоятельно реализоваться.

В итоге малыш не в состоянии выражать собственные эмоции, подавляет чувства и намерения, из-за этого возникают периодические удушья, ведь ему и в самом деле нечем дышать. При воспитании ребенка в неблагополучной семье, плохих условиях, малыш сильно страдает от отсутствия внимания, поэтому и старается всеми способами изменить ситуацию. Все это провоцирует возникновение заболеваний с органами дыхания. Психосоматика является одним из главных факторов развития болезней ребенка.

Устранение психосоматики

Для того, чтобы ликвидировать заболевания или облегчить их, необходимо обязательно избавиться от психосоматических причин, которые вызвали развитие болезней дыхательных органов. Именно поэтому стоит:

  • посетить психотерапевта;
  • пройти иглотерапию;
  • пройти климатотерапию.

Необходимо повысить устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям, в этом помогут седативные лекарственные средства, настойка пустырника и валериана.

Психотерапия и астма

Психотерапия должна проводиться для того, чтобы повысить жизненные возможности и силы у ребенка. Следует обязательно ликвидировать эмоциональные расстройства, сформировать оптимальное поведение и реакцию на различные стрессовые ситуации. Обычно те пациенты, у которых имеется бронхиальная астма, довольно замкнутые и стеснительные, они не умеют проявлять себя и сдерживают эмоции, они постоянно ощущают негатив и отказываются принимать позитив.

Астматики постоянно выражают отрицание, вытесняют эмоции и регрессируют. Для таких детей отлично подходят групповые занятия и тренинги под руководством опытного психолога. В группах занимаются дыхательными упражнениями, аутогенными тренировками и функциональным расслаблением. Очень много значит то, какие отношения у ребенка в семье и какая там атмосфера. Нужно обязательно супругам наладить отношения между собой, ведь ребенок ощущает любой негатив.

Статистические данные

Обычно бронхиальная астма возникает в детском возрасте около пяти лет. Психологи давно заметили, что в большинстве случаев такое заболевание наблюдается у мальчиков, ведь к ним зачастую завышенные требования, они воспитываются в строгих правилах. Многие вполне могут избавиться от заболевания в подростковом возрасте, когда начинают раскрываться и выплескивать эмоции.

Психосоматика при бронхиальной астме играет решающую роль. Нужно обязательно это учитывать. Следует нормально реагировать на стрессовые ситуации, забывать об ошибках и неприятностях. Следует заниматься самосовершенствованием, открываться окружающим и как можно больше общаться.

Причина болезней у детей - психосоматика

Многие болезни могут быть наследственными, однако если дети растут в неблагоприятных условиях, то в основной массе болезни являются психосоматическими. Личность ребенк, его способности к адаптации в коллективе и школе, различные стрессовые ситуации - все это является психосоматическими проблемами. Психосоматика проявляется вследствие некоторых причин, которые можно поместить в таблицу:

  • неправильное воспитание и плохая атмосфера в семье;
  • нервное состояние родителей и напряженная атмосфера;
  • плохие семейные отношения;
  • невыносимая учебная нагрузка, ребенок не имеет свободного времени;
  • завышенные требования к ребенку;
  • родители не воспринимают ребенка как отдельную личность, его индивидуальность;
  • родители заставляют ребенка быть лучше, чем он есть на самом деле;

Психосоматические проблемы и расстройства можно увидеть даже у только что родившихся младенцев, школьников или подростков. Причем в дошкольном возрасте они становятся наиболее заметными. Дети не могут справиться с многочисленными трудностями, им предстоит налаживать отношения с коллективом и воспитателями, они не могут с этим справиться и негативно реагируют на них. В итоге появляются различные заболевания.

Инфантильные дети вырастают в неблагополучных семьях с неправильным воспитанием. Они не в состоянии отказаться посещать школу, ведь вынуждены прислушиваться к мнению родителей и выполнять их требования. Каждый ребенок прекрасно знает, что такое чувство собственного достоинства и самолюбие, но он не может твердо отстаивать свои убеждения, поэтому начинает болеть. По мере взросления малыша ему начинают уделять меньше времени, но требовать все больше и больше. То, как это переживает ребенок, никто не замечает, да и не желает этого делать.

Дети становятся одинокими, они считают, что ничего не смогут добиться. Что их не любят и не ценят, очень страдают от этого. Часто ребенка все вокруг унижают, но никто этого не видит. Психосоматика часто наблюдается у тех детей, от которых родители слишком много требуют. Дети всеми силами стараются сделать все возможное, чтобы оправдать ожидания, ровесники для них являются не друзьями, а соперниками. Они начинают страдать завышенной самооценкой, в итоге испытывают зависть к окружающим, негативно относятся к тем, кто добивается большего успеха. В итоге такие дети часто страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта. У них появляются язвы желудка.

Дети стараются упорно бороться для того, чтобы добиться успеха, стать лучше других, но начинают страдать от многочисленных заболеваний. Тело посылает таким детям сигналы, но они этого не понимают и продолжают вести нелепую борьбу. Ребенок становится чрезмерно обидчивым и постоянно плачет, он плохо себя чувствует на физическом уровне, у него начинает болеть голова, он не может спать по ночам. Организм не может справиться с постоянным нервным напряжением.

Дети начинают сильно конфликтовать со всеми окружающими, требовать невозможного, а родители стремятся подчиниться своему безупречному и больному чаду. Эмоциональное неприятие чего-либо формирует низкую самооценку ребенка, но он не собирается воспринимать это. Он понимает свою неполноценность, но выказывает протесты и жестокость. Дети всеми способами пытаются показать, что она самые лучшие, но у них не хватает для этого возможностей. Они не понимают сигналы собственного тела, у них отсутствует инстинкт самосохранения.

В школе дети пытаются добиться невозможного, проявляют упорство, но зарабатывают только различные заболевания из-за перегрузки нервной системы. Психосоматические заболевания проявляются еще и тогда, когда родители требуют от ребенка успешности. Он, естественно, слушается, и пытается сделать все для того, чтобы оправдать ожидания своих родителей. Однако таким образом у ребенка отсутствует детство, он не может играть и веселиться с друзьями, общается только с серьезными людьми.

Если ребенок сильный, то он в состоянии стать успешным, но если нет, то приобретает огромное количество заболеваний. Уже в детском саду такой ребенок очень нервный и раздражительный, у него нарушен сон. Такие дети страдают вегетативно-сосудистой дистонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и скачками давления. Очень часто психосоматика начинается с провокации родителей. Если мама и папа слишком мнительные и тревожные, то и дети становятся точно такими же. Они начинают сомневаться в собственных силах, ждут неудачи, не могут доверять окружающим и родителям, испытывают страх.

Ребенок пытается добиться успеха, но постоянно сомневается в своих силах, в итоге у него ничего не получается. У таких детей часто имеются сердечные заболевания и многие другие. Дети с психосоматикой болеют с завидным постоянством. Причем заболевания возникают настолько внезапно, что порой невозможно понять, что беспокоит ребенка сегодня. Родители постоянно водят малыша к специалистам и проводят все возможные диагностики, используют разные методы лечения, но ничего не помогает.

Ситуация становится все хуже, но патологий попросту не обнаруживается. Когда человек пытается найти болезнь, то она обязательно появляется. Если ребенок постоянно болеет, то нужно обязательно обратиться к психологу и разобраться, что тревожит маленького человека. Тогда может и здоровье придет в норму, если ликвидировать психосоматику.

Фрагмент лекции по теме — детская психосоматика

Возможно вам также понравится:

Как снять психологические блоки, страхи и зажимы самостоятельно Что такое психосоматика заболеваний и как лечить с ее помощью

ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ: НЕВИДИМАЯ СТОРОНА
ЕЩЕ НЕ ТАК ДАВНО ОФИЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА СКЕПТИЧЕСКИ ОТНОСИЛАСЬ К ПОПЫТКЕ ОБЪЯСНИТЬ НЕКОТОРЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ. СЕГОДНЯ ЖЕ ВСЕ БОЛЬШЕ ВРАЧЕЙ ПРИЗНАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИКИ.

Психосоматические заболевания – что это такое?
Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?» Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить». Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми бывшие дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой. Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?
Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови. Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом. Но, дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы. Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают. Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей. Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова. Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело. Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

В каком возрасте может возникнуть психосоматическое заболевание?
Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у эмбриона во время нахождения в материнской утробе. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них – дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка. В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка. Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка. Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения? Впрочем, чаще всего, эти два момента связаны между собой. Если беременность не была желанной, если женщина боялась наступления родов, сомневалась, нужен ли ей ребенок, то и после рождения малыша она, скорее всего, будет настроена не слишком позитивно. По крайней мере, в первое время. Хотя, довольно часты случаи, когда, увидев своего ребенка, женщина сразу же проникалась к нему любовью. Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между малышом и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются младенцу. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют дети и заботливых родителей. Казалось бы, откуда у малыша в полноценной семье могут возникнуть подобные симптомы? Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего просто сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению. Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к младшим детям, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессирующим фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Неспособность ребенка адаптироваться в новой обстановке, наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания.
Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию. В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Основная идея такой классификации заключается в том, что человек заболевает не чем-то случайным. В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.
Конечно, все перечисленные заболевания и их психологическое объяснение довольно условны, речь здесь идет скорее об общей тенденции. Очевидно, что в каждом конкретном случае нужно подробно изучать ситуацию, сложившуюся в жизни ребенка, и только после этого предполагать лечение.

Методы и принципы лечения
Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения. Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями. Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться. Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит. Часто психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения сами конфликты практически не затрагиваются, наоборот – ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Тогда конфликт «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение. Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее, с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка. Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка. Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:
-Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
-Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
-Обмороки – подавление реакции бегства.
-Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
-Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
-Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
-Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
-Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
-Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
-Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
-Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье.
-Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

В век научно-технического прогресса современной маме не позавидуешь. Информации навалилось столько, что остаться мамой, не наносящей вред и психологическую травму ребенку, просто нереально. Кормишь грудью больше года - блаженная, кормишь смесью - эгоистка. Спишь с ребенком - сексопатология, оставляешь одного в кроватке - депривация, выходишь на работу - травма, сидишь с ребенком дома - нарушенная социализация, водишь на кружки - перенапряжение, не водишь на кружки - растишь потребителя... И было бы смешно, если бы не было так грустно. Не успела мама пережить и переосмыслить все статьи по психологии развития и воспитания - а тут новинка в обертке прописной истины. Если заболел ребенок, виноватой может быть только мама - не прямо, так косвенно, не физически, так энергоинформационно… И как при всем этом сохранить здравый рассудок, не впасть в депрессию и не превратится в тревожного невротика?

Предлагаю оставить маму в покое, и взвешенно разобраться, что на самом деле из себя представляет детская «психосоматика».

Изначально я предполагаю, что «травля мамы» началась с тех самых времен, когда популярная формула «все болезни от мозгов» вышла на первый план статей популярной психологии. Если мы знаем, что в основе любого заболевания лежит какая-то психологическая проблема, значит нужно ее найти. Но когда вдруг оказалось, что у ребенка нет озабоченности материальными ценностями и достатком, что ребенок не испытывает такой усталости и ограничения ресурса как взрослый, не имеет проблем сексуального характера и пр. Собственно в силу возраста ребенок еще не вплетен в социальную структуру настолько, чтобы иметь все те комплексы и переживания, которые взрослые наживали годами , сразу обнаруживается незадача - или трактовка причин неверна (но как не хочется в это верить), или проблема в маме (а как объяснить иначе?).

Да. Ребенок действительно во многом зависит от мамы, ее настроения, соответственно поведения и т.д. Часть «проблем» ребенок впитывает с материнским молоком, через гормоны; часть от недостатка ресурса и невозможности дать ребенку то, что действительно нужно; часть от того, что ребенок становится заложником вымещения некоторых проблем, из-за усталости, незнаний, недопониманий и ошибочных трактовок и пр.. И вот когда речь заходит об ангине, больных ушках, энурезе и пр. многое можно обсуждать, решать и делать скидку на то, что не все должны разбираться в медицине или психологии на равне со специалистами. Но современная проблема общества заключается и в том, что акцент со «всех болезней от мозгов», а «детских болезней от мозгов их родителей», сместился на мам с особенными детьми. В лучшем случае это карма, урок или опыт, в худшем же наказание, воздаяние и отработка… И тогда оставаться в стороне просто губительно. Поэтому, первое, что важно понять тому, кто действительно интересуется «психосоматикой» и хочет работать над собой в этом направлении, это то, что НЕ ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ МОЗГОВ. И даже не 85%, как многие об этом пишут;)

Иногда болезни это просто болезни

Бывает так, что стресс снижает иммунитет. Но стресс это понятие не только психическое, а и физическое. Переохлаждение или перегрев, яркий свет, шум, вибрации, боль и пр. - все это тоже стресс для организма, и тем более для детского. Также стресс это не синоним плохого (читай дистресс и эустресс), и истощать и ослаблять организм, могут вполне себе позитивные события, сюрпризы и т.д.

Более того, если ребенок ходит в сад/школу, он постоянно находится в зоне риска вирусного или бактериального инфицирования. Если в саду ветрянка, если в саду коклюш, если на кухне какая-то палочка высеялась в избытке, глисты, вши и пр. говорит ли это о том, что мама ребенка спроецировала на него свои психологические проблемы? Говорит ли это о том, что заболеют только те дети, у которых в семье неблагоприятный психологический климат?

В моей практике работы с аллергическими заболеваниями, был случай мамы, которая долго искала свои «скрытые обиды и спорные чувства» по отношению к отцу ребенка, с которым была в разводе. Связь была очевидна, потому что высыпания на теле девочки появлялись через время после встреч с папой, но чувства не находились, потому что развод был полюбовным. Беседа с родителями не давала никаких зацепок, но беседа с ребенком обнаружила тот факт, что папа, при встречах с дочкой, просто закармливал ее шоколадом, а чтобы мама не ругалась, это был их маленький секрет.

Просто нужно принять как факт, что иногда болезни это просто болезни.

Иногда болезни являются следствием психологических проблем в семье

Различные семьи, различные условия проживания, уровень достатка, образования и пр. Бывают семьи «неполные», а бывают и «переполненные», с бабушками/дедушками, или когда на одной территории живет несколько семей, н-р, братьев и сестер. В семьях «переполненных» у детей слишком много разных моделей и вариантов установления взаимоотношений, прав, обязанностей, в неполных - наоборот. Часто, как от переизбытка так и от недостатка этих связей возникают конфликты. Скрытые или явные, они есть практически в любой семье, и могут влиять на здоровье ребенка, как прямо, так и косвенно. По каким же маячкам можно заподозрить именно психсоматическую основу заболеваний у детей?

1. Возраст ребенка до 3 лет, особенно в случае, когда ребенок находится на грудном вскармливании и большинство своего времени проводит только с одним из родителей (опекунов).

2. Заболевания появляются как будто из неоткуда, без всяких предвестников и соответствующих условий (если это не глисты).

3. Заболевания имеют тенденцию к постоянному повторению (одни дети постоянно болеют ангинами, другие отитами и т.д.)

4. Заболевания проходят легко и слишком быстро или наоборот излишне затягиваются.

Все это может указывать на психосоматическую основу возникновения заболевания, но не обязательно .

Н-р, в семье, где ребенку запрещается проявлять негативные эмоции (плакать, кричать, злиться и т.д.), ангина вполне может быть своеобразным способом показать родителям, что молчание, затрудненное дыхание и затрудненное глотание (то же происходит, когда ребенок должен подавить «истерику») и т.д. - это не нормально, так быть не должно.

Однако бывает такое, что ребенок болеет ангинами в семье, в которой разрешено проявлять свои эмоции и принято обсуждать и проговаривать свои проблемы. Тогда это говорит о том, что область горла, это просто конституционально слабое место в организме, поэтому любая усталость, перенапряжение и т.д. прежде всего «бьют» туда.

Анализ семейного случая специалистом по психосоматике помогает определить, есть на самом деле психологическая причина у недуга или причина все же физиологическая.

Иногда болезни неосознанно проецируются самими ребенком, для достижения вторичной выгоды

С самого раннего детства ребенок усваивает понимание того, что заболевшему предоставлены особые «льготы», в виде вкусностей, внимания, дополнительного сна и мультиков и пр.

Чем старше становятся дети, тем больше вторичная выгода принимает характер избегания - не ехать к бабушке, не идти в сад, пропустить контрольную, переложить свою работу на кого-либо и т.д.

Все эти варианты слабо зависят от маминого психологического состояния, и вместе с тем легко распознаются и могут быть грамотно объяснены и скорректированы ею.

Иногда болезни являются проявлением алекситимии или реакцией на табуирование

И это распознать не так просто, но очень важно.

В силу недостаточного словарного запаса, неумения выражать свои чувства с помощью слов и просто элементарным недопониманием каких-либо связей и процессов взрослого мира, ребенок выражает свои переживания через тело.

Обычно такими становятся темы «необсуждаемые» или «тайные», н-р, тема смерти, тема потери, тема секса, тема насилия (психологического, физического, экономического и т.д.) и т.д.. Застраховаться от этого невозможно, и как показывает практика, тому же насилию подвергаются и дети, с которыми родители обсуждали подобные вопросы, и дети, с которыми беседы не проводились . Случается это не только с детьми старшего возраста, но и с малышами. Первыми весточками о том, что что-то идет не так могут быть резкие изменения в поведении, успеваемости, ночные кошмары, ночные недержания и т.д.

Иногда болезни к детям приходят сквозь поколения

От прабабушек и прадедушек, а не от психологического климата в новой семье. Психологические теории о наследственных патологических паттернах, вы скорее всего уже читали. Их легко представить в виде старого анекдота, в котором:

Внучка обрезала крылья индейке, поставила ее в духовку и задумавшись о том почему такие вкусные части нужно выбрасывать, спросила у мамы:

- Зачем мы обрезаем индейке крылья?

- Ну как же, моя мама - твоя бабушка всегда так делала.

Тогда внучка спросила у бабушки, зачем обрезать крылья индейке, и бабушка ответила, что так делала ее мама. Ничего не оставалось девочке, как подойти к прабабушке и спросить, почему в их семье принято обрезать индейке крылья и прабабушка сказала:

- Не знаю зачем вы обрезаете, а у меня была очень маленькая духовка и индейка целиком в нее не влезала.

В наследство от наших предков, мы получаем не только нужные и полезные установки и навыки, а и такие, которые утратили свою ценность и значимость, а иногда даже превратились в деструктивные (н-р, установка предков, переживших голод «есть прозапас», как причина детского ожирения). Поэтому обнаружить связь с конкретным событием прошлого на первый взгляд может быть достаточно сложно, т.к. опять-таки, в семье нет особых конфликтов, мама относительно психически стабильная и пр.. Но возможно)

Иногда детские болезни это просто данность

Случается так, что родители ведут аморальный образ жизни, курят, пьют и т.д., и у них рождаются абсолютно здоровые дети. А бывает, что долгожданный ребенок, выношенный с любовью и заботой, рождается с патологией. Почему происходит так наверняка никто не знает. Ни врачи, ни психологи, ни священники, все только предполагают и часто версии эти исключают одна другую.

Патология может быть явно выраженной, а может быть косвенной, и в таком случае всегда найдется кто-то, кто «объяснит» маме, что она не так думает, не так делает и т.д., потому что «все болезни от мозгов, а детские болезни от мозгов родителей»! Если есть возможность тактично объяснить таким людям, что «худший совет непрошенный» - это был бы самый лучший вариант.

Конечно, мамы особенных детей очень часто могут задаваться вопросами, что они сделали не так. И ответ здесь может быть один - все было сделано так, как должно было быть сделано. Не берите на себя вину, которую вам навязывают «психосоматические доброжелатели».

В психотерапии есть такое направление «позитивной психологии и психотерапии». Оно исходит из понимания, что события, которые происходят с нами изначально не плохие и не хорошие, а просто такие, какие они есть. Любую ситуацию можно принять как данность, просто как случившийся факт «да, это случилось и это так». И любой ситуации можно задать направление развития - «да, это случилось с нами, в этом никто не виноват, я не могла повлиять на это событие ранее, но я могу приложить все усилия, чтобы с теми данными, которые уже есть, направить нашу жизнь в конструктивное русло».

И напоследок, хочу напомнить мамам, что дети которые часто и долго болеют вовсе не обязательно имеют больше психологических сложностей и проблем в семье, чем дети, здоровье которых нам кажется идеальным. Тело, это всего лишь один из вариантов перерабатывания энергии, в том числе психической . Чей-то ребенок решает свои проблемы и проблемы семьи через учебу, чей-то через характер, чей-то через поведение и т.д. Это, конечно же, напоминание не для злорадства, а для того, чтобы вы понимали, что если детские недуги случаются в ваших семьях чаще, чем в других, нужно не корить себя в родительской несостоятельности, а заручиться поддержкой медиков и психологов.

Еще не так давно официальная медицина скептически относилась к попытке объяснить некоторые заболевания психологическими проблемами. Сегодня же все больше врачей признают существование психосоматики.

Психосоматические заболевания – что это такое?

Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?». Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить». Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой .

Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?

Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови. Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом.

Но, дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы.

Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают.

Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом, ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей.

Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова.

Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело. Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

В каком возрасте может возникнуть психосоматическое заболевание?

Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у эмбриона во время нахождения в материнской утробе. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них – дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка. В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка.

Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка.

Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения. Впрочем, чаще всего, эти два момента связаны между собой. Если беременность не была желанной, если женщина боялась наступления родов, сомневалась, нужен ли ей ребенок, то и после рождения малыша она, скорее всего, будет настроена не слишком позитивно. По крайней мере, в первое время. Хотя, довольно часты случаи, когда, увидев своего ребенка, женщина сразу же проникалась к нему любовью.

Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между малышом и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются младенцу. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.

Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют дети и заботливых родителей. Казалось бы, откуда у малыша в полноценной семье могут возникнуть подобные симптомы?

Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению.

Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к младшим детям, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессовым фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Неспособность ребенка адаптироваться в новой обстановке, наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания

Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию .

В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания.

Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Основная идея такой классификации заключается в том, что человек заболевает не чем-то случайным. В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.

Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.

Конечно, все перечисленные заболевания и их психологическое объяснение довольно условны, речь здесь идет скорее об общей тенденции. Очевидно, что в каждом конкретном случае нужно подробно изучать ситуацию, сложившуюся в жизни ребенка, и только после этого предполагать лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями.

Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит.

Часто психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения сами конфликты практически не затрагиваются, наоборот – ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Тогда конфликт «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение.

Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее – с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка. Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка. Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:

Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
Обмороки – подавление реакции бегства.
Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье.
Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», июль-август 2013

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто