Особенности педагогической деятельности в современном доу. Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Пояснительная записка
  • Современный воспитатель
  • Особенности профессии воспитателя
  • Особенности воспитательного процесса
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Введение

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно выделить следующие компоненты: мотив > цель > предмет>способы осуществления > результат. От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения, что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н. Леонтьев). Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания - разностороннее развитие ребенка - у многих воспитателей дошкольных учреждений конкретизируется как полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия материал, уникальный по своей ценности. Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении.

Основные "орудия" педагогического труда - голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты.

Так называемая педагогическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Она выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов. Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочию наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, "растит будущее". Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Педагогическое творчество - непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которой стал ребенок (а не абстрактные дети, как это было в течение десятилетий).

Актуальность проблемы - подготовка высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности. Овладение воспитателем новыми педагогическими мышлениями, готовностью к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства.

Предмет исследования - профессиональная деятельность современного воспитателя.

Объект исследования - современный воспитатель как личность, педагог и профессионал, особенности воспитательного процесса в ДОУ.

Цель исследования - рассмотреть воспитательную работу в ДОУ на современном этапе.

Задачи исследования:

1. Определить социальное назначение профессии воспитатель.

2. Раскрыть личностные качества воспитателя.

3. Дать понятие "Современный воспитатель".

4. Раскрыть понятие профессиональной компетентности, профессионального умения, профессиональной деятельности воспитателя ДОУ.

5. Особенности профессии воспитатель, особенности воспитательного процесса.

Методы исследования - анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

Пояснительная записка

Социальное назначение профессии воспитатель

" Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим . Его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел в истории " К .Д. Ушинский

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т.д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и передать своим воспитанникам. Учитель управляет процессом развития личности каждого ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества. Профессия учителя изначально была одной из древнейших, важнейших и почетнейших в обществе. Основатель педагогики Я.А. Коменский считал профессию учителя "настолько превосходной, как никакая другая под солнцем "

Личностные качества воспитателя

К.Д. Ушинский был убежден, что "в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательская сила изливается только из живого источника человеческой личности". Молодой специалист или воспитатель со стажем выступают как целостные личности с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, собственным стилем поведения. "Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога - любите ребенка!" - такую заповедь профессиональной деятельности предложил усвоить педагогам Ш.А. Амонашвили. В работе с детьми любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а, следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность. Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентная моральная чистота, гражданская ответственность важны для современного педагога. Воспитателю, работающему с детьми, прежде всего, присуще педагогический такт, зоркость, оптимизм, культура профессионального общения. У молодого специалиста наибольшие трудности вызывает общение с родителями. Для преодоления этих трудностей важен психологический настрой педагога на сотрудничество с семьей. Он должен размышлять над причинами своих неудач, чтобы добиться лучших результатов. При этом следует придерживаться правила: причины неудач, прежде всего, искать в себе. Личность может воспитывать только личность. Есть предложение: ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольное учреждение имело высококвалифицированного педагога-психолога, другого квалифицированного воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми занятия, определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной группы в другую, участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. Воспитатель организует с детьми различные прогулки, экскурсии. В становлении профессиональных качеств очень важна роль самовоспитания и повышение квалификации. Помощью и поддержкой станут обращение к опытным коллегам. Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания - разностороннее развитие ребенка - у воспитателей дошкольного учреждения конкретизируется как полноценная подготовка ребенка к школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные "орудия" педагогического труда - голос (громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты (педагогическая техника) - это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Педагогическая техника позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов. Поэтому современный педагог должен проникнуться мыслью, что воспитание ребенка - коллективное дело, работа об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых.

Современный воспитатель

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить "Божью искру", которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога. Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Настоящий педагог во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой придется забывать о своей личной жизни. Но наградой этому будет благодарные дети, адаптированные к жизни в социуме. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером. Современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения. Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки. Воспитатель - это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое - свое будущее. Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике. Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем - это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

"От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

/В.А. Сухомлинский/

Детский сад. Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки во дворе, запеканка и компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница. Прошло много лет с тех пор, как я покинула стены своего детского сада, многое забылось, но свою воспитательницу помню до сих пор и никогда ее не забуду. Спроси у любого, помнит ли он свою воспитательницу, свой детский сад, почти каждый ответит утвердительно, у подавляющего большинства эти воспоминания вызовут улыбку. Современный воспитатель, какой он? Прошли годы, и уже мой сын посещает тот самый детский садик, что я много лет назад. За 33 года многое изменилось, например материальная база учреждения, однако, дети, посещающие это учреждение сегодня, как и прежде с пользой и удовольствием проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и интеллектуально, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий. И как во все времена, воспитатель, который встречает их на пороге детского сада - это первый после мамы человек. Какими качествами он должен обладать?"Годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца" В.А. Сухомлинский.

Главное, на что обращают внимание родители, приводя ребенка в детский сад, - это отношение воспитателя к ребенку. В первую очередь воспитатель должен обладать способностью любить чужого ребёнка, как своего. Это качество души, безусловно, должно быть у человека, который выбрал профессию воспитатель. Без него он не сможет дать ребятам самого главного - прожить детство в детстве, не сможет взрастить в ребёнке добро, ласку, чуткое отношение к окружающим. Первая ступенька становления человека будет корявой, не красивой. Малыши, как никто другой чувствуют отношение к себе и отвечают нам взрослым тем же. Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем. Воспитатель должен быть не только для детей, но и для родителей авторитетом. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать, вести здоровый образ жизни. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства как профессия педагога. Необходимые качества современного воспитателя - терпение, доброжелательность при взаимоотношениях с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями о воспитании ребёнка.

Итак, современный воспитатель - это: человек - добрый, чуткий, с большим сердцем, морально устойчивый, коммуникабельный; педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, личность - творческая, неординарная. Переориентация современного дошкольного образования со знанием подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом "законе об образовании в РФ", федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС. Каждый воспитатель, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От воспитателя в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы - вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволили воспитателям нашего детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей. Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично "встраивает" любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели нашего детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Важно отметить, что работая по ФГТ воспитатели стремятся к тому;

1. чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Воспитатель создаёт проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (занятия), проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности.

2. чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса воспитатель строит образовательную деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. чтобы стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировать, поощрять, отмечать с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечать в портфолио, благодарить родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

4. современный воспитатель тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет игровую и наглядную среду в зависимости от темы ОД.

При планировании воспитатель предусматривает виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка. Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для воспитателя научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле воспитатель делает учение мотивированным, учит ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогает детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, воспитатель формирует у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка. Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Ребенок сам создает свою личность, а воспитатель помогает ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому воспитатель ставит перед собой цель - создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Воспитатель формирует социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремится к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования. Выбор форм работы воспитатель осуществляет самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста современные педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Воспитатель учит детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности. Современный воспитатель, делает дошкольное детство разнообразным. Воспитатель даёт детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для воспитателей, главный критерий - удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя - профессионала. В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными. Особое внимание воспитатель уделяет осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. Необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания. В своей работе воспитатель планируем такие формы работы, как диагностирование семей; педагогическое просвещение родителей, обмен опытом; совместное творчество детей и взрослых;

совместные мероприятия с учреждениями социума; индивидуальная работа с родителями. Воспитатель вовлекает родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности .

Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ в условиях ФГОС

Развитие современного общества диктует особые условия организации

дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: "В педагогическом плане компетенция-совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве". Компетенция применительно к профессиональному образованию - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной; учебно-методической; социально-педагогической. Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Учебно - методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая "мозаичности", формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДО.

6. обобщение собственного педагогического опыта. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Профессиональные умения воспитателя ДО

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет. Много раз тиражируемая фраза "Все мы родом из детства" имеет под собой серьезную доказательную основу. Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога. Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение. Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные. Гностические умения - умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка. Конструктивные умения - для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы.

Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга. Коммуникативные умения - проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения - распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей. Специальные умения - умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое. Воспитатель в группе - носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма. Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель. Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя. Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

1. активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

2. способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

воспитатель компетентность дошкольный педагог

3. внимательным - к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) - "встали", "пошли", "ну-ка сели", "замолчали". Опять же в крике, обращается к детям: "Ну, что вы кричите?". И другой вариант поведения: "Сейчас решим, сейчас поговорим".

4. компетентным - стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии. В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.

Личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности это:

1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности

2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса

3) отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической, компетентности. Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Профессиональная деятельность современного воспитателя

Личность и профессиональная деятельность педагога всегда были и остаются важнейшим аспектом научного поиска. Для чего в педагогике непрерывно осуществляется научная рефлексия данного предмета? Во-первых, для того, чтобы понять сущность профессионально-педагогической деятельности, ответить на "вечный" вопрос: кто есть педагог? Ответ на этот вопрос позволяет прогнозировать результаты педагогической деятельности: каким становится подрастающий человек, насколько он будет успешен и здоров в реально существующей социокультурной среде? Во-вторых, для того, чтобы заново переосмысленные особенности педагогической профессии находили адекватное отражение в процессах подготовки будущих педагогов, выступая ориентирами их личностно-профессионального становления. В-третьих, понимание сущности педагогической профессии, знание и осмысление ее профессиональных характеристик помогает человеку, относящемуся к данной профессиональной группе, грамотно осуществлять процессы самопознания и саморазвития, самообразования и самостановления. Поэтому объективно отражающая потребности общества и удовлетворяющая потребности человека, существующего в этом обществе, профессионально-педагогическая деятельность и исследования, с ней связанные, будут всегда современны.

Анализ исследований профессионально-педагогической деятельности позволил выделить несколько подходов к ее рассмотрению:

1. наиболее распространенный и традиционный структурно-функциональный подход, когда в структуре профессиональной деятельности учителя выделяются соответствующие функции и умения (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Щербаков).

2. профессиографический подход в исследовании деятельности учителя, когда в результате получается обобщенный портрет профессионала (Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин).

3. подход, при котором профессионально-педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, Л.М. Митина).

4. культурологический подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П. Раченко).

5. по целому ряду причин, в основном связанных с модернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педагогических задач (О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына). Одной из предпосылок возникновения компетентностного подхода послужили социокультурные, духовные и экономические преобразования, происходящие в России и мировом сообществе в последнее десятилетие. От относительно стабильной фазы своей истории российское общество перешло к динамической фазе развития, повлекшей за собой пересмотр и осмысление движущих социальных механизмов.

Осуществился переход к демократической системе, плюрализму, гуманизму, что связано с перестройкой социально-политической жизни общества в целом, социальных групп и каждой отдельной личности. Это требует коренного пересмотра общественной концепции развития производства, науки, культуры и в первую очередь самой личности. Противоречия переживаемого периода в том, что старые социально-политические и экономические структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в процессе становления. В связи с этим общество, как и отдельная личность, находится в состоянии внутренней нестабильности, неопределенности, что соответствующим образом отражается на проблемах его социальной, экономической и культурной жизни. Это одна сторона проблемы.

С другой стороны, появляются новые реалии жизни, в которых возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели личности начали признаваться обществом наряду с коллективными и общественными целями. Сама личность перестраивается, развивая в себе такие качества, как ответственность, гибкость, адаптивность, мобильность. Подобные перемены привели к тому, что разнообразие форм жизни и свобода выбора человеком своего жизненного пути стали нормой существования. Жизненный путь личности связан с ее постоянным развитием, движением, изменением, что приводит к постановке новых задач, открывает возможности для новых жизненных выборов и профессиональных стартов. Особенности развития общества на современном этапе коснулись прежде всего изменений в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено тем, что именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.

Образование "выступает одновременно и как фактор стимулирования инновационных процессов в экономике, политике, культуре, и как фактор выживания, развития человечества". В современных психолого-педагогических исследованиях профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач. Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных условиях, а это требует соответствующего подхода к ее решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с учащимися и определяющего успешность их саморазвития. Таким образом, в современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач.

Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе их взаимодействия. Другой предпосылкой появления компетентностного подхода можно считать отечественную концепцию образованности. Образование в данной концепции - "это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. Образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт".

Образованность личности - это синтез обученности и обучаемости. Уровень образованности - это уровень развития способности решать проблемы в различных сферах деятельности. Существует три уровня образованности: элементарная грамотность, функциональная грамотность и компетентность. Выделено три вида компетентности учащихся системы общего образования: общекультурная, до профессиональная, методологическая. Наличие названных предпосылок позволяет определить, что под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей.

Профессиональная компетентность педагога сочетает в себе ключевые, базовые и специальные компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования:

1. информации;

2. коммуникации, в том числе на иностранном языке;

3. социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми становятся компетентности, необходимые для "построения" профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности. Очевидно, что все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются, в определенном смысле, одновременно, "параллельно", что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики педагога.

Какие же задачи призван решать современный педагог? Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:

1. видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;

2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;

4. создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);

5. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Сам же профессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности определяется прежде всего субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональный и жизненный опыт. Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:

Подобные документы

    Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Подходы к определению и содержание профессиональной компетентности, специфика профессиональной и иноязычной деятельности педагога дошкольного образования. Корреляционный анализ структуры компетентности, психологии труда и профессиональной деятельности.

    магистерская работа , добавлен 18.07.2010

    Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии. Характеристика типичных ролевых позиций педагога. Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Профессиональные и личностные качества воспитателя, психологические основы его работы. Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста. Анализ психологических аспектов деятельности воспитателей на основе экспериментального материала.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2012

    Структура профессиональной компетентности воспитателя. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. Уровень системно-моделирующего творчества. Влияние личности воспитателя на его воспитанников.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Воспитание - социальное взаимодействие педагога и воспитанника, его многофакторный характер. Характерные особенности воспитательного процесса. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, сформированности коллектива.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2011

    Совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда. Структура профессиональной компетентности. Профессиональная идентичность и этика педагога. Теоретическая готовность к педагогической деятельности. Организаторские умения педагога.

    презентация , добавлен 30.05.2012

    Выделение основных элементов педагогической компетентности. Описание нормативного, преобразующего и творческого уровней качества преподавательской деятельности. Особенности специального, социального и личностного видов профессиональной квалификации.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Психологические особенности развития межличностного восприятия в старшем дошкольном возрасте. Влияние стиля педагогического общения на восприятие личности воспитателя старшими дошкольниками. Диагностика особенностей восприятия личности воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

Несмотря на то, что официально профессия «воспитатель дошкольного учреждения» появилась относительно недавно, ни для кого не секрет, что сами воспитатели, как и само воспитание, существовали всегда. Конечно же, с развитием дошкольного образования, эта профессия также развивалась и дополнялась набором необходимых качеств и требований, правил и умений, навыков и других особенностей. Вместе с тем, суть профессии оставалась неизменной.

Основная задача педагога-воспитателя всегда заключалась в организации интересной и полезной, безопасной и доступной работы детей в группах. Воспитатель дошкольного учреждения не призван заменить ребенку родителей, наоборот, он должен работать с родителями сообща, оказывая воздействие и посильное влияние на формирование детей дошкольного возраста .

В современном мире роль педагога-воспитателя велика, как никогда раньше. Родители зачастую слишком много времени проводят на работе, поэтому ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса занимает именно педагог дошкольного учреждения.

Педагог – проводник детей дошкольного возраста в мир знаний, мир фантазий, мир активной деятельности. Именно он оказывает воздействие на формирование характера ребенка, под его влиянием формируется личность каждого ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог был профессионалом своего дела, а работа с детьми была его настоящим призванием.

Что должен делать педагог-воспитатель?

Учитывая ту огромную ответственность, которая возлагается на воспитателей, отвечающих за получение детьми дошкольного образования, у педагога, работающего в дошкольном учреждении, должны быть определенные обязанности. С перечнем того, чем должен заниматься педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, можно ознакомиться в одном из следующих документов:

  • Трудовой договор. В договоре, заключаемом между соискателем той или иной вакансии в детском саду, и работодателем, оговариваются все условия труда. В том числе и обязанности воспитателя, то, что он должен делать на рабочем месте;
  • Должностная инструкция (коллективный договор). В этом документе, представляющим собой часть устава каждого отдельно взятого учреждения, также отражаются основные положения, касающиеся условий труда работников дошкольного учреждения. Если трудовой договор индивидуален, то должностная инструкция распространяется на всех воспитателей того или иного учреждения;
  • Государственные нормы, правила и стандарты. Сюда можно отнести нормы СанПина и другие санитарно-эпидемиологические правила, советы и рекомендации, а также федеральное законодательство, касающееся вопросов воспитания детей в учреждениях.

В первую очередь, на основании этих нормативных документов, педагог и выполняет свои рабочие обязанности. Вместе с тем, образовательные нормы постоянно меняются и дополняются, поэтому и обязанности воспитателя в различных дошкольных учреждениях могут слегка отличаться.

Основная характеристика современной системы дошкольного образования – ее динамичность. В процессе разработки индивидуальных занятий и занятий в группах постоянно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие работе с детьми больший интерактив и вовлеченность самих дошкольников. Появляются все больше новых образовательных стандартов, регламентирующих работу воспитателей с детьми. Касаются все эти требования, преимущественно, четырех уровней развития:

  • Личностно-коммуникативного. В процессе работы с детьми важно обращать внимание на его личностные качества. Важно научить его общаться с другими ребятами в группе, находить с ними общий язык и развеиваться;
  • Познавательно-речевого. Этот компонент особенно важен в младшем дошкольном возрасте, когда речь и понимание мира, в целом, у ребенка ещё совсем не сформировано. На этом этапе развития воспитателю следует больше общаться с детьми, показывая окружающий мир на наглядных предметах и явлениях. Важно при этом говорить четко и ясно, не прибегая к детской лексике;
  • Эстетического. Чувство прекрасного нужно развивать с самого детства. Педагог не должен забывать о культурно-нравственном воспитании своих подопечных. В процессе общения с детьми важно делать акцент на духовных аспектах жизни, личным примером показывая ребятам важность культурной речи, опрятного внешнего вида, и уважения к другим;
  • Физического. Физическое развитие у дошкольников занимает далеко не последнее место. Воспитателям следует учитывать это при планировании групповых мероприятий и ежедневных занятий с детьми.

Важно учитывать все эти уровни развития, при работе с детьми, как в группе, так и в индивидуальных занятиях.

В целях обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса министерство образования внедрило такое понятие, как профпригодность, или профессиональная компетентность педагога. Эта самая компетентность проявляется в умении педагога вести воспитательную деятельность на территории учреждения, в умении находить общий язык со своими подопечными, и оказывать на них влияние в процессе обучения и общения.

Согласно последней редакции профессионального стандарта педагога, воспитатель, помимо указанных выше правил и рекомендаций, должен соответствовать следующим требованиям:

  • Воспитатель должен быть хорошо знаком с основными возрастными особенностями детей, с которыми ему предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующую атмосферу в группе детей, и сделать общение детей с воспитателем и между собой более простым и непринужденным;
  • Педагог дошкольного образования должен быть хорошо знаком с особенностями и общими закономерностями развития детей дошкольников;
  • Должен умнеть спланировать и организовать основные виды деятельности дошкольников: игровую и предметно-манипулативную, групповую и индивидуальную;
  • Воспитателю необходимо на высоком уровне владеть теоретическими знаниями, касающимися физического, духовного и интеллектуального развития детей разного возраста, для налаживания более близких контактов с детьми;
  • Педагог должен поддерживать постоянный контакт со всеми детьми в группе, чтобы никого не растерять и вовремя реагировать на нестандартные ситуации;
  • Умение планировать различные мероприятия как внутри группы, так и на уровне детского сада или города;
  • Педагог отвечает за обеспечение в группе комфортной и безопасной среды для детей, поддерживая общение с ними в течение всего дня и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
  • Должен поддерживать постоянную связь с родителями детей, находящихся на его попечении;
  • Должен владеть навыками работы с компьютером для успешной организации своей педагогической деятельности.

Список навыков и умений, которыми должен обладать воспитатель, можно продолжать бесконечно. Приведенный выше перечень обеспечивает примерное представление о том, каким должен быть педагог, а именно - его профессиональная сторона. Не менее значительную роль играют также и личностные качества педагога, о которых мы поговорим ниже.

Личность воспитателя: какими качествами нужно обладать?

Вне всяких сомнений, воспитатель должен быть профессионалом своего дела. Для успешной работы с детьми ему просто необходимо обладать целым рядом практических умений и навыков, большой теоретической базой и знанием своего дела. Вместе с тем, одной лишь теорией и образованностью не обойтись.

Помимо важных для воспитателя навыков и умений, он должен обладать лидерскими качествами, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста. Помимо них важно также обладать другими, не менее важными для работы с детьми, чертами характера. Среди них можно выделить следующие:

  • Эмпатия. Каждый воспитатель должен быть не только серьезным и умным взрослым, но и чувственным другом для каждого из детей в своей группе. Он доложен уметь сочувствовать, сопереживать и понимать своих подопечных. Важно уметь замечать даже самые незначительные изменения в поведении ребенка, чтобы на ранних стадиях предотвратить конфликт, и помочь ребенку справиться со своими переживаниями;
  • Тактичность. Чувство такта должно быть неотъемлемой чертой характера любого педагога и воспитателя. Во всем, в работе педагога должно быть отражено чувство меры, умение держать эмоции в себе и принимать правильные решения, в зависимости от развития ситуации. Воспитателю необходимо уметь вовремя использовать юмор и строгость, смех и слезы, чтобы посредством этого оказывать положительное влияние на детей;
  • Оптимизм. Все педагоги – оптимисты, а иначе и работать с детьми дошкольного возраста не стоит. Педагоги верят в детей, которые им вверены. Важно поддерживать эту веру и в самом ребенке, создавая в группе доброжелательную атмосферу доброты и принятия. Жалобы на детей родителям и недоброжелательность лучше заменить на хорошее чувство юмора, жизнерадостность и желание вдохновлять ребят;
  • Авторитетность. Педагог – самый главный, после родителей, авторитет в глазах детей дошкольного возраста. Для того чтобы этот авторитет поддерживать, важно также завоевать доверие родителей, поддерживая с ними постоянный контакт. Только полная посвященность выполняемой работе поможет воспитателю поддержать свой авторитет и влияние на детей;
  • Этика и культура. Воспитатель просто обязан вести себя правильно. Ему необходимо строить правильные отношения как с детьми, так и с их родителями, а также с другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, участвующими в воспитании детей. Только так можно завоевать доверие ребят и их родителей;
  • Профессионализм. Это качество, пожалуй, можно назвать одним из самых главных в личности педагога. В основе всей работы воспитателя должно лежать призвание и желание развиваться. Если нет любви к детям и к тому, чем занимаешься, нет смысла продолжать работу в сфере дошкольного образования.

Конечно, это далеко не полный список качеств, необходимых каждому педагогу. К ним можно отнести также и терпение, выдержку, инициативность, творческий подход к работе, и другие. Помимо всего прочего, немаловажным будет умение воспитателя подстраиваться под детей, время от времени находиться с ними на одной волне. Умение рисовать, петь и мастерить вместе с детьми поделки тоже не будет лишним в работе воспитателя.

Без профессиональной подготовки воспитателю не обойтись. Для успешной организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу важно своевременно осваивать все современные технологии и программы. Он должен всесторонне развиваться, осваивая новые программы взаимодействия с детьми и их родителями.

Воспитателю нужно идти в ногу со временем, каждый день следить за модой и тем, что может быть интересно детям. Ребята обращают особенное внимание на внешность их лидера: одежда, прическа, улыбка. Особенно важно для детей иметь современного воспитателя, модного и «крутого», который понимает и находит время для каждого.

Обаяние, шарм, приятный внешний вид и постоянная улыбка – вот, что поможет вам завоевать сердца детей, и окажет на них самое сильное влияние.

«Современный педагог дошкольного образовательного учреждения на мой взгляд»

В наше время, когда научный прогресс не стоит на месте, и многим

родителям приходится работать, чтобы обеспечить своему ребёнку достойную жизнь? Ответ очевиден! Ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где его радушно встретит детский коллектив и, конечно, воспитатель.

Так какими же качествами должен обладать современный педагог, чтобы воспитать ребенка счастливым? На мой взгляд, качество, которым должен обладать любой педагог - это хорошая память. Да-да! Память о том, что было с тобой в детстве. Все детские ситуации и все детские приключения. Помня свое детство и свои детские переживания, ты сможешь представить себе, что чувствует ребенок в той или иной ситуации, понять его реакцию на те или иные поступки; ты сможешь помочь ребенку, когда ему будет трудно. Лично мне это часто помогает. Я до сих пор помню мою воспитательницу Рязанову Валентину Михайловну и мой любимый детский сад "Малыш", в который я ходила с огромным удовольствием. Сейчас я вспоминаю наши занятия, прогулки, праздники, какие они были интересные! И, наверное, всё это отложилось в моей памяти на долгие годы благодаря нашей воспитательнице, которая научила нас любить мир, радоваться каждому дню, любоваться красотой природы!

Когда происходит что-то неординарное в группе, я сразу пытаюсь вспомнить что-то из своего детства. И решение проблемы приходит само собой. Главное, чтобы малыш увидел перед собой твои глаза и понял, что ты понимаешь его!

По моему мнению воспитатель также должен быть творческой личностью, уметь мыслить оригинально и видеть один и тот же предмет по-разному. Если это качество есть у педагога, у детей оно обязательно проявится! Умение творчески мыслить, творчески подходить к решению любого вопроса, видеть выход из сложившейся ситуации там, где его, казалось бы, нет - вот те качества, которые в будущем помогут ребенку, какую бы профессию он не избрал. Дети должны смотреть на своего воспитателя и хотеть быть похожим на него, хотеть общаться с ним. Как это сделать?

Воспитатель должен постоянно дарить ребенку ощущение радости, уверенности, защищенности. Понятно, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но, переступив порог дошкольного учреждения, педагогу необходимо оставить за дверью все свои личные переживания, печали, невзгоды. Ребенок хочет увидеть улыбку на лице любимого воспитателя и понять - его здесь ждут, ему здесь рады! И это тоже необходимое качество для воспитателя - уметь быть счастливым самому!

Мне кажется, что не только мы даем что-то детям, мы ведь и сами у них многому учимся. У кого, как не у детей, ты научишься радоваться новому дню, не помнить обид и смотреть на мир широко открытыми глазами? Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные. Каждый ребёнок уникален. Меня часто спрашивают: «Почему ты решила стать воспитателем? Ведь там так сложно! »

Я меня ответ один: «Я просто люблю свою работу, люблю своих ребятишек, люблю заниматься тем делом, которое приносит мне удовлетворение! ». Ну, разве это сложно - любить детей? Быть им другом, наставником? Я думаю - нет! Дети смотрят на нас открытыми, честными, откровенными и любопытными глазками. Дети ждут от нас - чуда, ждут от нас - сказку!

По моему мнению, современный педагог дошкольного образования - это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

«Современный воспитатель, какой он?»

Горжусь профессией своей за то, что

детство проживаю многократно

Быть воспитателем детского сада очень и очень непросто. Понимаешь, какая ответственность лежит на тебе - от воспитателя зависит будущее ребёнка и страны. Лет через 15 всё взрослое население будут представлять наши выпускники. Именно к ним мы пойдём лечиться, они будут строить дома, принимать законы, станут теми людьми, от которых зависит судьба страны.

Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателя – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других…

Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.

1) Воспитатель должен очень много знать, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики; знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.

2) Воспитатель должен быть психологом, учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Дети открыты для добра и красоты, не терпят несправедливости, говорят правду прямо в лицо!

3) Воспитатель должен быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!

5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию.

6) Воспитатель должен уметь находить общий язык с родителями. Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные!)

7) Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.

Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости.

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть.

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто