«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению. Беседа с родителями «Роль коммуникативных игр

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;

2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.

4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

· Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;

· Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;

· Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

· Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.

· К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?

· У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.

· Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?

· Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

(авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка - морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антошка - солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и невербальных форм общения, ведь именно они и определяют выразительность и эмоциональный фон общения. К играм на развитие невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность. Одна из таких игр

«Перевоплощения».

Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа - мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы - папа, вы - автосигнализация и т.д. (Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам! Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…..

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. (Родители звуками имитируют содержание рассказа.)

Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи такими словами: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Вам в помощь мы подготовили красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться. Желаем успеха!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Конспект родительского собрания для родителей средней группы

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;
  2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;
  3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;
  4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения – круглый стол.

Предварительная работа:

  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».
  3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.
  4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

  • Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;
  • Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;
  • Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

  • Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.
  • К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?
  • У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.
  • Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?
  • Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Консультации для воспитателей ДОУ;

Выполнила:

Мухина Ирина Николаевна;

Воспитатель;

г. Самара, МБОУ СОШ №59(дошкольное отделение);

Конспект родительского собрания для родителей старшей-подготовительной группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи :

Выявление условий и способов развития коммуникативности;

Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

Приглашение родителей на собрание .

Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

Подготовка картотеки коммуникативных игр .

Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

  • Елкина Ольга Федоровна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Белякова Марина Вениаминовна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Чепикова Виктория Николаевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория.

Цель: привлечь имеющиеся педагогические ресурсы для повышения компетентности родителей в общих задачах развития и воспитания детей.

Задачи:

  • создать условия для сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями воспитанников в вопросах формирования социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста;
  • информировать родителей о деятельности педагогического коллектива;
  • предоставить родителям возможность задуматься над проблемами воспитания культуры общения у детей;
  • распространить положительный опыт семейного воспитания.

Материалы и оборудование:

  • раздаточный материал для родителей: памятки «Поиграйте в театр всей семьёй» ;
  • выставка детских книг;
  • карточки с загадками для разминки;
  • карточки для родителей с ситуациями «Как поступить?» ;
  • театральные маски к р.н. с. сказке «Репка» ;
  • две чаши с водой, бумажные цветы, выполненные в технике «оригами» (зелёного, розового, жёлтых цветов) ;
  • мультимедийное оборудование, аудиозапись стихотворения Э. Асадова Воспитать человека.

Ожидаемый результат:

  • родители приобретут педагогический опыт в вопросах воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, проанализируют проблемы семейного воспитания.

Ход родительского клуба

Вступительное слово.

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители и гости! Вот и снова наступил час, когда мы собрались вместе. Мы очень рады вас видеть на нашем родительском клубе. Тема сегодняшней нашей встречи «Формирование социально - коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста» .

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения.

А ведь вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дёшево, как вежливость» из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств (доброты, чуткости, сердечности) , прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, в приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: «Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…» .

Вот об этом и многом другом пойдёт сегодня наш разговор, в ходе которого мы найдём ответы на волнующие нас вопросы.

Педагогическая разминка «Отгадайте загадки» .

  • Это слово ходит следом за подарком, за обедом.

Это слово говорят, если вас благодарят … (Спасибо)

  • Встретил Витю я, соседа - встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте - зря от Вити ждал я слова… (извините) .

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день) .
  • Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо) .
  • Когда бранят за шалости, мы говорим, прости… (пожалуйста) .

Беседа с родителями. Рассуждения на тему «Как и с чего, начинать воспитание культуры?»

Проигрывание жизненных ситуаций.

Ситуация № 1. Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи – «здравствуйте» . Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи «здравствуйте» . Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?»

Обобщение: одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Ситуация № 2. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься? - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребенок, перебивая, дёргает мать за рукав) . Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же. - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: - Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

Мама: - Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

Мама: - Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной) ; не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивность) .

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, и мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

Воспитатель: - Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор. А что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы) .

Обобщение: не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет. Если ребенок постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок) .

Размышления.

Педагог-психолог: - Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» и этими суждениями пригласила нас к раздумью.

Вопросы для родителей:

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?

Как часто, и за что, вы хвалите своего ребёнка? За проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Вывод: мамы и папы, не забывайте, что вы являетесь наглядным примером для своих детей.

Воспитатель: - Уважаемые родители, послушайте какой совет, дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Васильева - Гангнус: «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы не любил сказки. Да и мы взрослые с удовольствием читаем и смотрим сказки. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» - это выражение знакомо каждому человеку с детства. Любая сказка несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Педагог-психолог: - Именно сказка и игра должны стать добрыми помощниками в воспитании наших детей, ибо игра в дошкольном возрасте признана педагогами-психологами – ведущим видом деятельности.

В своей педагогической деятельности мы часто используем сказку для решения различных воспитательных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми сказочными героями позволяет добиться положительных результатов в нравственном воспитании дошкольников.

Драматизация на новый лад р. н. с. сказки «Репка» (родителям предлагаются маски) .

Воспитатель: - Догадались, какая сказка? Давайте прорепетируем (родители распределяют роли) .

Условие - последний герой должен быть самым маленьким.

Задание - подумать, как самый маленький герой может навредить, дружной жизни коллектива.

Обыгрывание сказки на новый лад.

Воспитатель: - Всей семьей, перевоплотившись в героев сказки дома с детьми можно проиграть эту сказку. Если не хватает героев, можно взять игрушки, а внутри одной игрушки можно положить сладкий приз, например, конфеты и после того, как репку вытяните, можно с этими конфетами попить чай всей семьёй и обсудить поступки сказочных героев.

Прослушивание и обсуждение стихотворения поэта Эдуарда Асадова «Воспитать человека» (аудиозапись) .

Рефлексия «Чаша с цветами»

Воспитатель: - Уважаемые родители, давайте попробуем посмотреть на своих детей со стороны. Душа ребенка – это «полная чаша, чаша добра» , (показать чаши с водой и цветы, выполненные в технике «оригами» , которые при попадании на воду распускаются) .

Давайте наполним эти чаши волшебными цветами. У каждого цветка есть своё значение (после объяснения значений цветов родители берут бумажные цветы и кладут в чашу с водой) . Воспитатель читает родителям утверждения, родители выбирают цветы и кладут их в чашу.

Установка: если ребёнок выполняет правило - кладёте розовый цветок, если не всегда и не совсем правильно – жёлтый, нет – зелёный.

Утверждения:

  • Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «До свидания» .
  • Не говорит грубых (матерных слов) .
  • Честно признаётся в совершенных поступках.

Вывод: Уважаемые родители, посмотрите на наши чаши с цветами, мы думает, что нам есть, на что обратить внимание и всегда есть над чем поработать. Мы желаем вам здоровья, терпения, спокойствия, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения и общения.

Подробности Категория: Родительские собрания

ПРИГЛАШЕНИЕ

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевного благополучия во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как научить правильно общаться с ребенком?

-Как понять своих детей и проявить заботу?

-Как вырастить ребенка, уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые Родители,

семейного общения со своим ребенком - мы приглашаем Вас на родительское собрание

на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»,

С нетерпение ждем Вас!

Воспитатели.

Родительское собрание на тему:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

Познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

Создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: воспитатели, родители.

Методическое обеспечение: микрофон, мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

1. Игра «Европейский город»

Воспитатель приветствует родителей на очередном родительском собрании и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола - здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения», «Общение с ребенком»

Воспитатель: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением? (ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

4. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению» (Приложение 1)

5. Правила личностного взаимодействия с ребенком: «Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью воспитателя разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним). (Приложение 2)

6. Игра «Узнай сказку»

Воспитатель: Хорошая книгалучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». («Вини - Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

7. Игра «Добрые слова»

Воспитатель: Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Воспитатель: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 99 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 3). Есть в семье один опасный враг - это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок «Домашнюю игротеку». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 4).

8. «Конверт дружеских вопросов» . (Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?

9. Домашнее задание.

Воспитатель: Уважаемые родители, в конце нашей встречи - вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько - с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

10.Чтение стихотворения. (воспитатель читает стихотворение).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель: Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Приложение 1

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 4-5 лет не может поддержать простой разговор? Можно научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, вести его за собой, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным. Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра , которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию. При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки - нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.).

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 2

Правила личностного взаимодействия с ребенком
«Не рядом и не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Воспитатель: проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: - Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Воспитатель: Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Воспитатель: При этом у ребенка недолжно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: - Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель: Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».

Приложение 3

99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

Молодец!

Это как раз то, что нужно.

Хорошо.

Не отступай!

Не скромничай.

Вот это да!

Удивительно.

Ух, ты!

Очень мило.

Поздравляю с победой!

Уже лучше.

Продолжай в том же духе.

Отлично!

Я тобой горжусь.

Великолепно!

Ты делаешь все хорошо.

Потрясающе!

С тобой радостно работать.

Я тоже делала ошибки, когда училась в школе.

Смотреть на тебя одно удовольствие.

Очаровательно!

Солнышко моё.

Дивно.

Все просто замечательно.

Классно!

Прекрасная мысль.

Поразительно!

Это тебе по силам.

Очень продуманно.

И меня научи так делать.

Незабываемо.

Хорошо сделано.

Красота!

Ты такой внимательный.

Несравненно.

Очень красиво написано.

Восхитительно!

Как тебе это удалось?

Головокружительно!

Ты легко это сделаешь.

Как в сказке.

Грандиозно!

Очень трогательно.

Фантастика!

Предельно ясно.

Мне очень нравиться.

Очень ярко.

Мне важна твоя помощь.

Очень образно.

Я рада тебя видеть.

Остроумно.

Как хорошо, что ты есть.

Очень забавно.

Уже лучше получается.

Здорово у тебя получилось.

Посиди со мной.

Очень эффектно.

Я скучала без тебя.

Экстра-класс.

Ты очень важен для меня.

Прекрасное начало. Ты ловко это делаешь.

Я счастлива, что ты у меня есть.

Ты еще учишься, поэтому и ошибаешься.

Мне интересно с тобой общаться.

Ты просто чудо.

Ты зришь в корень.

Ты на верном пути.

Ты «бьешь» без промаха.

Талантливо.

Замечательно получилось.

Ты просто гений.

(молча обнять)

Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.

(молча погладить по голове)

Ты просто профессор.

(молча подержать за руку)

Я хочу тебя обнять, моя заинька.

(молча с улыбкой посмотреть в глаза)

Эффективно работаешь.

Удивительно получилось.

Все четко и ясно. Ювелирная точность.

С каждым разом у тебя получается все лучше.

Я понимаю, твои переживания.

Еще один рывок и все получится.

Прекрасное исполнение.

Это просто прорыв.

Ты самый лучший.

Чудесно!

Ты очень красивый.

Неподражаемо.

Ты поступил по-взрослому.

Я хочу поддержать тебя, когда тебе бывает плохо.

(поговорить о проблемах ребенка)

Ошибка это не преступление, это сигнал, что надо потрудиться.

Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.

Высший класс!

Я радуюсь твоим успехам.

Ты очень одаренный!

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих : 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих : 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Гришина Елена Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Чайка" г. Нижняя Тура Свердловской области
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-02-19 Опыт работы на тему «Взаимодействие с родителями по развитию навыков общения у детей» Гришина Елена Владимировна Работа описывает опыт учреждения по вовлечению родителей в процесс по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.

Просмотреть свитедельство о публикации

Опыт работы на тему «Взаимодействие с родителями по развитию навыков общения у детей»

Обобщила:

заместитель заведующего по ВМР

Гришина Е.В.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. Поэтому, цель дошкольного учреждения:

— оптимальное развитие ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива;

— тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.

Семья – это первая ступень социализации,первая встреча ребенка с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей, такой непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В мире малыша главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, радости или уныния. Дети во многом несамостоятельны, и поэтому для них важно быть уверенными, что взрослые — люди, которые в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат и найдут способ преодолеть любую проблему. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость. Если взрослые относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, малыши быстро усваивают навыков общения, границы желательного и нежелательного поведения.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существуют тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием принимать активное участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста. Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Для ребенка необходимо не только организованная деятельность в саду, но и совместная деятельность с родителями дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах. Большое значение имеет отношение родителей к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью

Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому, так велико воздействие семьи на формирование личности малыша. Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми, очень актуальна и злободневна

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

— Открытость ДОУ для семьи.

— Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

— Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и именно у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые педагогами навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

В нашем детском саду создана и реализуется модель сотрудничества детско-родительского и педагогического коллектива: активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Одним из важнейших направлений в нашей работе является просвещение и поддержка семьи в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. С целью создания и эффективного взаимодействия партнерского сообщества «дети – семья – педагоги» мы предлагаем родителям

В работе повышению по родительской компетентности в развитии навыков общения у детей, в нашем детском саду используются разные формы и методы взаимодействия.

1.Коллективные:
— Родительские собрания «Потребность в общении: взрослый – пример для подражания!»

— Консультации «Играем дома», «Полезные игрушки», «Совместные игры зимой».

— Клуб по интересам «Колыбельная для малышей»

— Познавательный журнал для родителей «Здоровый малыш», где педагоги предлагают практический материал, а родители делятся своим опытом семейного воспитания и оздоровления.

— Дни открытых дверей «Давайте познакомимся», «Здоровье детей – дело общее»

— Клуб заботливых родителей « Азбука общения», «Поиграем с куклой»
— Круглые столы « Наши пальчики играют», «Современные родители»;

— Дискуссии «Учим детей общаться», «Научи ребенка дружить».

Творческие задания для родителей. Например: Предлагаем вам совместно составить рецепт, который поможет вам построить общение с малышом.

Вам предлагается взять слова – помощники из нашего «словаря» и составить «Рецепт желанного общения родителей с ребенком».

«Словарь»: Доступность, Родительская Любовь, Авторитет, Ответственность, Признание, Принятие.

Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.Прошу прочитать.

Рецепт желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

школьного возраста.
— Совместные досуги, праздники «А ну-ка, мамы», «Папа может все, что угодно». Родители активно участвуют в подготовке детей, изготовлении костюмов и атрибутов, украшении зала.

— Выставки детско-родительского и родительского творчества «У мамы руки золотые», «Зимние забавы», «Вместе веселее»
— Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада) « Наши мамы лучше всех», «Защитники Отечества», «Наши любимые животные»
— Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето», «Моя семья»)

2. Индивидуальные:
— Внеплановые индивидуальные беседы «Агрессивный ребенок», «Если ребенок капризничает», «Как попрощаться, оставляя ребенка утром»
— Рекомендации по изучению педагогической литературы;
— Рекомендации по использованию методических пособий;
— Консультации:«Культурно-гигиенические навыки», «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» « Все умею делать сам!» «Как научить ребенка одеваться»

3. Н аглядно-информационные:
— Рекламно-информационные стенды «Родителям о ФГОС дошкольного образования», «В магазин за игрушкой»

— Видеоуроки по развитию навыков общения Серия: Учимся самостоятельности: «Учимся мыть руки», «Учимся одеваться». Серия Развиваем игровые навыки «одень куклу» «Уложи куклу спать», «Полечи куклу»
— Подборка рекомендаций педагогов «Игры на развитие коммуникативных навыков», «Игры на развитие эмоций»

— Буклеты «Воспитание ребенка начинается в семье», «Если скоро в детский сад», «Общение с детьми раннего возраста»

— Презентации «Посмотрите, как играем», «Поговори со мною, мама!»

— Фотовыставки «В детском садике своем дружно, весело живем», «С мамой весело гуляем», «Использование предметов домашнего обихода для развития навыков общения»

Выставка литературы «Читаем и играем!», «Сказки и фольклор для малышей»
— Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
— Подарки и приглашения для родителей к праздникам.

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха личности является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, которыми работаешь. Только в гармоничном сотрудничестве, в команде, детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации детей раннего и дошкольного возраста

В общении родители все чаще проявляет любовь и заботу, демонстрируя принятие ребенка. Необходимым условием развивающего общения является взаимодействие взрослого и ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, ребенок ощущает собственную значимость, осознает свои возможности. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто