Роль семьи в воспитании гражданственности и патриотизма. Рекомендации по патриотическому воспитанию в семье

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ГБОУ Школа № 1375 ДО №6 г. Москва.

«Нравственное патриотическое воспитание в семье»

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье

Задачи:
приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города, страны;
развитие внимательного отношения к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;
воспитание патриотических чувств к «малой» и «большой» Родине.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, селу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о селе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свое село. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном селе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.

Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться.. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности.

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.

Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, — это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что — то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», — говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России; своем городе
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Консультация для родителей ДОУ

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Данная консультация пригодится воспитателю, учителю начальных классов, педагогу-организатору,работникам дополнительного образования.

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье
Задачи:
приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города,страны;
развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;
воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России; своем городе%
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Музей Семьи Степановых, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.

3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Р асскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на ней и дают хорошие урожаи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Во всех возрастных группа д/с № 10 организованны патриотические уголки, наполненные предметами быта кубанских казаков, изображением национальных костюмов, ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и родителями воспитанников, художественной литературой Кубанских казаков. Также представлены макеты избы казачей. Ребята с удовольствием изучают представленные предметы и играют в такие игры, как «Наряди казака и казачку», «Разрезные картинки», «Укрась вазу».
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств - любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют - все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России - все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше - хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия - это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь великой истории России. Накануне праздника Великой Победы правильно привести в этой статье слова Германа Геринга, одного из ключевых деятелей нацистской Германии, развернувшей 2-ю Мировую войну. «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление»? - был задан ему вопрос. Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советского Союза. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».

Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.

О подвигах и героях страны должны знать наши дети. Знать о подвиге, который совершили их деды ради их мирной жизни.

Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья - нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства - все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Енина Надежда Леонидовна Воспитатель МБДОУ ЦРР д.с "Рябинушка" город Абакан Республика Хакасия


Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Патриотизм-одно из самых глубинных чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Учёные – генетики утверждают, что у человека существует ген патриотизма. А вот из каких капелек складывается у маленького человека это качество, до сих пор никто не знает, хотя, видимо, самая первая капля – это семья – мама, папа, дом, природа родного края. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Условия реализации патриотического воспитания:

  • Быть самому патриотом.
  • Создать соответствующую среду.
  • Привлечь родителей.
  • Установить связь с окружающим.

Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятия о малой родине, о семейных ценностях. Мы как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитанииявляется: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками» . Т. е.

  1. Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.
  2. Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
  3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.
  5. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  6. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.
  7. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.

  • беседы;

«Я люблю тебя, Россия»

«Кто живёт в нашей республике»

«Государственная символика России»

«Москва – столица нашей Родины»

«Русский национальный костюм»

  • консультации:

«Воспитание самостоятельности и ответственности» ,

«Как воспитать маленького гражданина» ;

  • совместные конкурсы:

«Дары Осени» , «Мой гербарий» , поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки» ;

  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья» , «Спортивная семья» , «Как я провел лето» . Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.;
  • досуги, праздники:

«День матери» , «Папа, мама, я – дружная семья» , «Веселые старты» ;

Фольклорные праздники русского и хакасского народа.

  • поручения родителям.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; встречи за круглым столом.

При проведении анкеты мы выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься. В данный момент готовимся к выставке «Герб моей семьи» , где родители вместе с детьми придумают и создадут Герб своей семьи.

Всё это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.

Литература:

  1. Воспитания маленького гражданина…Ковалева Г.А М.: АРКТИ, 2005
  2. Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. Моя страна Россия. Просвещение, 2001
  3. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Баранникова О.Н.
  4. С чего начинается Родина? Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Анкета для родителей

.

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание» ?

  • Воспитание любви к Родине;
  • Воспитание уважения к старшему поколению;
  • Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • Знание истории своей страны;
  • Другое- ___
  • Затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • Затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • Прививать детям уважение к людям своей страны;
  • Познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Расширять представления о родной земле, её столице, городах;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  • Затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___Спасибо за сотрудничество.

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье» .

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.)

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

  1. Что для вас означает выражение «быть патриотом» ? ___
  2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
  3. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
  4. В школе.
  5. В семье.
  6. В детском саду.
  7. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
  8. Иногда.
  9. Рассказываете ли вы своему ребенку о Кстово, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  10. Иногда.
  11. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___
  12. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___
  13. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Конспект НОД по социально – нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Большая и малая Родины» .

Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Образовательные задачи:

  • дать детям представление, что такое «малая Родина» , родной край
  • уточнить и расширить знания о родном городе, его истории

Развивающие задачи:

  • развивать память, воображение, связную речь
  • активизировать словарь по теме
  • развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну
  • воспитывать уважение, любовь к родному городу.

Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворения о городе.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Ход НОД:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята, милые мои дошколята!

Вы рано все проснулись? Вы друг другу улыбнулись?

Здравствуйте, вы всем сказали? Что друг другу пожелали?

На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная» . Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко» . Придумайте к слову «родная» , «родной» подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родная» , «родной» .

(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край и т.д.)

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихах:

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она. Кто она?

Отвечу я Родная мамочка моя!

Воспитатель: Вот послушайте ещё раз: «Родная мамочка моя!» . Давайте все вместе скажем нежно и ласково, какая наша мама, слово «родная» .

«родная» .

Детский сад.

Рано утром Детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки для ребят,
В уголке скучают.

Красный мяч,
Синий мяч,
Куклы, медвежата…
Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Воспитатель: А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!»

Дети с воспитателем произносят слово «родной» .

Воспитатель: Вот так, по – разному может звучать одно и то же слово. А я придумала «родная сторона» . Как вы думаете, что означает «родная сторона» ?

Предполагаемые ответы детей6 дом, земля, поля, леса, город и т.д.

Воспитатель: Родная сторона – это то место, где нам всё дорого, близко, где мы родились, где всё для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Послушайте, как звучит это слово.

Ребёнок читает стихотворение:

Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые

До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, и наших близких.

За всё спасибо говорим! И кланяемся низко!

Воспитатель: Ребята, вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя!

Попробуйте сказать эти слова гордо и тожественно. У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки, открывает сундук.)

Бабушка: Помоги – ка мне, Алёша, сундук открыть!

Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные. (Леша с бабушкой достают вещи – платок, ковёр) .

Леша: А ковёр-то надо почистить, ой как надо.

Бабушка: Алёшенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать. (Дети помогают.)

Алёша чистит ковёр, вдруг ковёр начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.

Ковёр: Это я, ковёр! Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр – самолёт!

Воспитатель: Ребята, а у меня идея! Давайте попросим ковёр- самолёт помочь нам совершить небольшое путешествие. Ковёр – самолёт помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковёр: Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, родной наш город Абакан, наша малая Родина, осталась позади. Вокруг началась тайга. Но это тоже наша Родина, наша Республика Хакасия! Посмотрите вниз, под нами раскинулась река Абакан, а вон там, недалеко от берега, стоит юрта, возле нее горит костер. Своим теплом он зовёт нас к себе. Давайте спустимся к нему. И послушаем легенду о реке Абакан:

Давным – давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА) . Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. Один охотник решил помочь людям. Он нашёл медведя и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя все новые ручьи. Они постепенно превращались в поток. Ниже поток становился рекой. АБАХАН (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили…

Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, по нашей Родине! Посмотрите, уже остались позади тайга и река Абакан. Все – это наша малая Родина! Посмотрите вниз, какое широкое раскинулось поле, а вот и березовая роща. Какие они стройные и красивые, давайте покачаем как березки веточками. А над ними-небо! Да какое чистое, голубое, родное! Такое же большое, как наша Родина – Россия!

Нам пора возвращаться, вот мы и дома в нашем родном саду! Ребята, мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Нарисуйте, какой вы ее представляете.

Общешкольное родительское собрание

«Патриотическое воспитание в семье»

форма проведения: интерактивная лекция для родителей

Цели:

    расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;

    познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О.Фокина

Ход собрания

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.

3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек. Это направление в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся мы считаем приоритетным среди других.

Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…

Родной дом, уют, тепло;

Взаимопонимание, любовь, уважение;

Праздники, традиции.

А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

Уважай старших и люби их;

Позаботься о младших в семье;

Помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

Дорожи всеми своими родственниками;

Помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.

Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей Родины?

– значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач.

Воспитывать детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их к выполнению своего гражданского долга.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии.

Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено:

Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

По словам педагога В. А. Сухомлинского, «никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, отец и мать. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем - прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, внука и правнука, продолжающих дела родителей, своей родословной. <Где был до войны ты и твой отец?., <Где ты был в годы войны?, <Как погибли мои дедушка и бабушка? С этими и десятками других вопросов сталкиваются отцы и матери, дедушки и бабушки. Дети, особенно подростки, готовые день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов и др. Но им прежде всего хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей - дедушку и бабушку, отца и мать, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, много об этом говорят и в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной доверительной обстановке.

Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины - это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов.

Семья вместе с детьми путешествует по дорогам нашей необъятной Родины, совершает поездки и походы в соседние и отдаленные страны. Важно, чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не только познавательный характер но и воспитательный, уважение к людям населяющим нашу страну, их традициям, обычаям.

Большая роль в семье отводится чтению книг о ВОВе, подвиге народа. Родители должны стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей.

Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.

Для наших детей-школьников их важнейшим трудом является учение, приобретение знаний, умений применять их в различных сферах деятельности.

Опыт лучших семей показывает, что родители могут оказать действенную помощь школе в работе по формированию у детей сознательного отношения к приобретению знаний. Кроме функций требования и контроля учебной деятельности детей, в этих семьях главное внимание уделяется следующим важным путям и средствам работы:

Создание необходимых условий для развития познавательных интересов детей (приобретение научной и справочной литературы, технических средств обучения, материалов для конструирования;

Привитие навыков рациональной работы с книгой;

Использование радио-телепередач для обогащения детей знаниями;

Приведение ярких и убедительных доводов о необходимости и важности знаний для прогресса нашей Родины и благосостояния семьи.

Практика семейного воспитания убедительно говорит о том, что в воспитании детей сознательными тружениками особенно велика роль отца. Как хочется ребенку, чтобы отец его был личностью сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Отцы личным примером и повседневными трудовыми делами вырабатывают у своих детей активную позицию в труде.

Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа использует разнообразные пути, формы и средства.

Остановимся на некоторых из них:

Сочинения на темы «Сыны Отечества», «Я – гражданин России!», «Россия. Что я могу о ней сказать»;

Конкурс рисунков «Мой дом. Мое Отечество», «Дружат дети всей Земли», «Возьмемся за руки, друзья».

Проведение военно-спортивных соревнований «А ну-ка, мальчики!»

Физкультурно-массовые мероприятия;

Смотры строя и песни;

Почетный караул у памятника погибшим в годы ВОВ;

Встречи с ветеранами и тыловиками ВОВ, участниками локальных войн;

Проведение уроков-мужества;

Тематические заочные экскурсии;

Проведение общегосударственных всенародных праздников;

Просмотры и обсуждения к/ф о ВОВ.

Заключение

А закончить это родительское собрание я хотела стихотворением:

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,

У крымских скал, в полуночном краю.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Спасибо за внимание.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто