Проект по взаимодействию с родителями в детском саду. Проект. новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников. «День открытых дверей»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ольга Крылова
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»

Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы . Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо пред-ставления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект , который называется «Главное - ВМЕСТЕ » !

Цель проекта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада :

Воспитание уважения к детству и родительству ;

Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей ;

Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями ;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников) :

Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд :

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности :

Совместной деятельности педагога и ребенка;

Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

В самостоятельной детской деятельности;

В условиях проведения активной методической работы .

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы : маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта . Проект реализовывался в 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители . Цель анкетирования : изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие :

Всего участвовало : 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают : комфортные условия пребывания детей в ДОУ : достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями , направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта . Составила календарно-тематические планы в рамках проекта . Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные :

работа : вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей ; групповые собрания родителей ; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями .

Лекционно - просветительская работа : лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей .

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей ; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета .

Совместная работа родителей , детей, педагогов : экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники : День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные :

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком : введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные :

Консультативно - рекомендательная работа : уголок для родителей , выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей ; библиотечки для родителей ; доска объявлений.

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей, школы для родителей , тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей , детей, педагогов : мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ , беседы с детьми, участие в совместных проектах .

Основной этап (Октябрь-Апрель) . В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей . Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей .

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности : беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятель-ность :

1. Дидактические игры : «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» ,

«Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

3. Словесные игры : «Назови по образцу» , «Назови ласково» , «Скажи со словом «мама» , и т. д.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми : «Мои родные» , «Любящие родители » , «Моя семья» «Мамочка любимая моя» , «Хорошо с мамой рядом» , «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость» , «Я и моё имя» , «Я - маленький и Я – взрослый» , «Я и мои друзья» , «Бабушка рядышком с дедушкой…» , «Как на нашей улице…» , «Как вы отдыхали летом» , «Что такое дружба?» , «Волшебные дома : Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы» , «Чего я боюсь» , «Хорошо дарить подарки!» , «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»

Беседы на тему с родителями :

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада» ;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет» ;

Буклет «Безопасный Новый год» ,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей» ,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания» ,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка» . Или разница в воспита-нии.

3. Д/и : «Поможем кукле выбрать покупку» ;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность :

1. Рисование : «Моя семья» , «Я в детском саду» (совместно с родителями ) .

2. Фотоколлаж : «Семейный сад» .

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

Были организованы :

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей )

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама ведёт детей в детский сад» , «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» , «Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , «Мама, папа и я – дружная семья» , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

4. Игры с напольными пособиями :

Заключительный этап включает в себя : анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел» . Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом , определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями .

Материал в уголок родителей «Моя семья» .

Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви » .

Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад» ; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду» , участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

Выводы по проделанной работе :

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями . Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты : у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе ; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ изложенный выше практический материал из опыта работы , необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость : обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Разработчик проекта:

воспитатель старшей группы № 5

Попова Л.Е.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы . Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

    Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.

    Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    отсутствие формализма в организации работы с семьей;

    создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

    диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ожидаемые результаты :

1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников .

Традиционные :

1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные :

1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный

Цель проекта : организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи проекта :

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

Повышение педагогической культуры родителей;

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

Развитие творческих способностей детей и родителей.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2013-2014 год

месяц

мероприятие

ответственные

сентябрь

Оформление стендов и другой наглядной агитации

Сбор сведений о родителях

Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ

Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»

Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»

Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Фотовыставка «Как я провел лето»

Фотоальбом «Моя семья»

Конкурс поделок «Природа вокруг нас»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Логопед

Воспитатели

Родители, воспитатели

родители

октябрь

Спортивное развлечение «Веселые старты»

Консультация «Грипп. Меры профилактики»

Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»

Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

Развлечение «Праздник осени»

Физ.руководитель

Родители

Медсестра

Муз.руководитель

ноябрь

Выставка рисунков «Выходные в семье»

Консультация «Одежда детей в группе»

Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»

Родительское собрание «С любовью к маме»

Родители

воспитатели

декабрь

Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.

Проведение новогоднего праздника.

Воспитатели

Родкомитет

Родители

Муз.руководитель

январь

Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Воспитатели

Родители

воспитатели

февраль

Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

Выставка детских рисунков «Мой папа»

Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Воспитатели, медсестра

Родители

воспитатели

март

Фотовыставка «Моя любимая бабушка»

Родительское собрание

Папка-передвижка «Традиции и культура Сыктывдинского района»

Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

апрель

Фотовыставка «Все профессии важны…»

Консультация «Все о компьютерных играх»

Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

май

Выставка творческих работ «Этот День Победы»

Праздник «Этот День Победы»

Родительское собрание «Итоги года»

Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

Выставка детского творчества «Ах, лето!»

Родители

Муз.руководитель

Воспитатели

Медсестра

родители

Цели мероприятий, проводимых с родителями:

цели

мероприятия

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

Анкетирование родителей

Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; « С любовью к маме»; «Итоги года»

Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Сыктывдинского района»,

Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками

2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»

3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»

4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,

Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

Ознакомительные беседы

Анализ информации о семьях дошкольников

Сбор сведений о родителях

Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Консультации логопеда

Этапы работы

1. «Этап общественного мнения ». Срок проведения: сентябрь 2013-2014 учебного года.

    Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;

    Составление перспективного плана мероприятий;

    Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

2 . «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2013-2014 уч.гг.

Формы проведения мероприятия:

Родительские собрания

Папки-передвижки

Выставки творческих работ детей и родителей

Фотовыставки

Консультации

Мастер-классы

Проведение развлекательных мероприятий с родителями

Индивидуальные беседы

3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2014г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.

Ресурсное обеспечение

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1.Педагоги ДОУ

Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.

2.Родительский коллектив

Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов

Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

3.Инструктор по ФИЗО.

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.

Разучивание различных игр, спортивных соревнований

4.Музыкальный руководитель

Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Проект на тему: "Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями"

Введение.

Часть 1. Теоретическая. Взаимодействия ДОУ и семьи.

  1. Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.
  2. Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями.
  3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы по взаимодействию ДОУ с родителями в клубе «Активисты нашей семьи» .

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Введение

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

В настоящее время наблюдается:

  • Ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального)
  • Стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости
  • Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи
  • Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов
  • Личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях) , отсутствие понимания; событийные кризисы)
  • Глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, медицинского работника) . Семье нужна поддержка и сопровождение.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями я считаю создание в ДОУ семейного клуба.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Тип проекта: инновационно - исследовательский, открытый, коллективный, продолжительный.

Цель проекта: изучить инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями на примере деятельности клуба «Активисты нашей семьи» .

Задачи проекта:

  1. Описать инновационные формы работы с родителями.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  3. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  4. Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи» .

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-7 лет.

Срок реализации проекта: 1 учебный год.

Итоговое событие:

Презентация «Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями» .

Часть 1.Теоретическая.

Взаимодействия ДОУ и семьи.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой

семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:

  • педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
  • несформированность у родителей «педагогической рефлексии» , неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами

Преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

С целью решения вышеизложенных проблем, педагоги и воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями.

1. 1.Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно сделать следующие условия:

Личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает поделки, мама беседует о здоровье) .

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

  1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  3. Информация должна быть динамичной.
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
  5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
  6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания) .
  7. Линия воздействия на семью через ребенка.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей) .

Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

  • формировать представления об этапах развития личности ребенка

Выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т. п.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

  • информационно – аналитическая
  • досуговая
  • познавательная
  • наглядно – информационная.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители» , содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) . После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке) . Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение» ) .

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов) . Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитать у детей интерес к книге» , «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?» .

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей» , «Приобщение детей к национальной культуре» , «Роль семьи в воспитании ребенка» ) . К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки» . Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Встречи за «круглым столом» . Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Семейные клубы - это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей.

1. 3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Семейный клуб – это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими) , а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.

Семейные клубы полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными.

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересов и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединение разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная связь «семья- детский сад» .

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи»

С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро…

И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей воспитателями был организован семейный клуб «Активисты нашей семьи» . Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

В работе семейного клуба, особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились родительские собрания, в ходе которых родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду.

Общие принципы взаимодействия членов клуба

  1. Принцип добровольности и открытости.
  2. Принцип равенства.
  3. Принцип общности.
  4. Принцип уважения и понимания друг друга.
  5. Принцип активности.
  6. Принцип конфиденциальности.
  7. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
  8. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
  9. Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Основные направления работы семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  2. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
  3. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;
  4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

Цели семейного клуба «Активисты нашей семьи» .

Основная цель создания семейного клуба «Активисты нашей семьи» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.

Основные задачи семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в детском саду
  • обмен позитивным опытом семейного воспитания

Инициирование и реализация новых форм работы организации воспитательной работы.

Структура клуба " Активисты нашей семьи "

Структура клуба «Активисты нашей семьи"

"Социально-медицинский блок"

"Досуговый блок"

"Педагогический блок"

  1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
  2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
  • Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство
  • Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата
  • Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей
  • Сформировать оптимальные детско-родительские отношения

3. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

4. Работа клуба организуется с учетом возраста детей.

5. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц.

6. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

Планирование работы семейного клуба.

Работа клуба планируется совместно с родителями и воспитателем. При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители детей каждого возраста смогли посетить хотя бы две встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы.

Формы взаимодействия в семейном клубе.

Мы используем открытые занятия, досуги, праздники, очень большое количество игр, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе - преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.

В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к детским выставкам, а так же организации выставок детско-родительских работ. Чем мы очень активно пользуемся.

Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи.

В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.

Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями.

Конечно, кроме клубной работы мы используем и традиционные формы взаимодействия с семьей. Нельзя обойтись без индивидуальных консультаций воспитателей. Необходимо только помнить, что востребованность нашей работы зависит от нашего профессионализма и нашей творческой заинтересованности.

Заключение

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Конкурсант :

Клиндухова Лариса Давыдовна

воспитатель

МАДОУ «Тюнёвский детский сад «Ладушки»,

Нижнетавдинский район

Начало проекта : 2011 г.

Проект продолжается...

Вид проекта : долгосрочный

Проблемный вопрос : Детский сад провел опрос родителей в форме анкеты по вопросу "Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания" Результаты плачевные: больше часа - 66%, от 30 мин до 1 часа - 14 %, от 15 мин до 30 мин - 5%, от 5 мин до 15 мин - 15%. В опросе участвовали мамы и папы.

Полчаса на воспитание - проблемный вопрос . Дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Причина этого явления:

Чрезмерная занятость родителей;

Трудная материальная жизнь;

Засилье телевизионных программ и новых компьтерных игр, интернет;

Нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;

Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;

Переживания ребенка редко волнуют родителей, особенно в неблагополучных семьях.

Актуальность проблемы :

* Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.

* Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Цели проекта :

* Внедрить новые натрадиционные формы работы с семьей.

* Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.

* Создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

* Проследить, как отражается совместная деятельность родителей и детей на эмоциональное состояние детей.

Задачи проекта :

1. Установление контакта с родителями для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.

2. Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка.

3. Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально - потребностной сферы ребенка через совместную игровую творческую и познавательную. Создание условий в саду для эмоционального общения взрослых и детей.

4. Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях.

Участники проекта :

* Воспитатели всех групп, директор детского сада, помощники воспитателей, музыкальный руководитель

* Родители, бабушки, дедушки, воспитанники детского сада.

* Воспитанники всех возрастов.

Основные формы реализации проекта:

Традиционные формы подразделяются на:

Коллективные

  • родительские собрания,
  • конференции,
  • круглые столы,

индивидуальные

  • беседы,
  • консультации,
  • посещение на дому

наглядно-информационные

  • выставки,
  • стенды. ширмы,
  • папки-передвижки.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение социологи­ческих срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, играх..

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Гипотеза:

При апробировании новых форм работы с семьей будет выработана новая философия взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит:

* воспитание и развитие ребенка совместными усилиями ДОУ и семьи;

* вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов;

* исключение формальности в работе с родителями;

* активизировать работу родительского комитета;

* в большом выигрыше окажутся дети, ради которых осуществляется данный проект.

Одной из наиболее актуальных форм работы с семьей в нашем дошкольном образовательном учреждении стали детско-родительские мероприятия: собрания-практикумы, игровые проекты, целью которых являются создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя, ребенка. И наша сегодняшняя работа из категории нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей , я надеюсь, окажет практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

По теме "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» проведен праздник-соревнование «Умники и умницы в прабабушкиной школе»

В наших «Ладушках» четыре воспитателя, они и стали ключевыми фигурами праздника-соревнования команд из каждой группы: 4 группы, четыре команды, в каждой из которых: воспитатель, 1 папа, 1 мама, мальчик и девочка. Они и боролись за звание «умники».

Подготовительная работа

  • Выполнение тестовых заданий по семейной педагогике и домашнему воспитанию.
  • Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.
  • Оформление для родителей материала по теме праздника-соревнования.
  • Цикл практических занятий "Общение с родителями".
  • Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
  • Подготовка команд к соревнованию

Индивидуальная работа : работа с детьми

Материал : презентация с изображением прабабушкиной русской избы, утвари в избушке Бабы Яги, раздаточный материал с литературными текстами, материал для поделок, обрудование для изодеятельности.

Участники : 4 команды по 5 человек из мальчика, девочки, папы, мамы, воспитателя (дети и родители из разных семей)

Ход мероприятия:

Под фонограмму песни «Если с другом вышел в путь…» входят 4 команды:

«богатыри»,

«дружина»,

«добры молодцы»,

Ведущая (Елена Премудрая ):

День необычный сегодня у нас,

Мы рады, так рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

Её начинать нам настала пора

Почему жива в реке вода?

Облака плывут куда?

Почему летают сказочные птицы

и не могут заблудиться?

Почему ложатся сказки спать,

завтра же опять вставать?

Где живут зимой медведи?

Кто отъел кусок луны?

На чём Емеля бойко едет?

Почему трубят слоны?

Ведущая (Елена Премудрая)

Сто вопросов, сто ответов

Что же можно тут сказать…?

Приглашаю главных умников

На вопросы отвечать..

Презентация «Сказочная Русь»

Ведущая (Елена Премудрая) :

Пора поближе нам узнать

Героев дня олимпиады,

Представьтесь, милые друзья,

Нам познакомиться всем надо.

1 конкурс – представление команд

Презентуем название команд

Ведущая : Прабабушкина школа начинает свой урок.

Мы сейчас в мастерской сказок!

Всякая сказка рассказывается, проигрывается, во всякой сказке героям помогают волшебные цветы, добрые животные, волшебные птицы…

Вам уважаемые конкурсанты помогать будет волшебная птица, которую вы сделаете сами: родители придумывают, выбирают материал, воспитатель руководит творческим процессом, а умнички работают. Чья птица оригинальнее, красивее, выбирают жюри и болельщики

Ведущая: в прабабушкиной школе всё как в школе, сейчас будем письменно отвечать на вопросы, да не просто отвечать - родители и дети думают, а воспитатель записывает их ответы

Все на урок письма

Василиса диктует задания

Задание 1. Напишите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок. (Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).

Задание 4. Напишите часто встречаемые в сказках волшебные предметы. (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др).

Задание 5. Напишите, как обычно начинается русская сказка. («Жили-были…», « В некотором царстве…», « На море-океане…», « Было у старика…», « У одного (одной)…», «Жил-поживал…»).

Задание 6. Напишите, как обычно заканчивается русская сказка. (« Вот и сказке конец…», « И теперь живут, хлеб жуют», « Стали жить-поживать да добра наживать», « Я там был, мед-пиво пил…».)

Задание 7 . В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

Баской – нарядный, красивый.

Браный – узорчатый (о ткани).

Дроля – милый, дорогой, любимый.

Жито – всякий хлеб в зерне или на корню.

Ладом – хорошо.

Радеть – стараться, заботиться.

Седмица – неделя.

Супостатка – соперница.

Ведущая: в сказке герои всегда выдумщики, люди творческие, недруга обхитрят, обманут, ну просто артисты. Я предлагаю посмотреть на чудеса в программе «Чудо по имени "Театр" ".

Изобразите пантомимой пословицы :

«Дареному коню в зубы не смотрят».

«Одна голова хорошо, а две лучше».

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай»

Ведущая: в нашу прабабушкину школу принесли газету с объявлениями. Назовите героя сказки, который мог разместить в газете литературное объявление и кто его автор.

  1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина).
  2. Несу золотые яйца. Дорого. («Курочка Ряба» из одноименной русской народной сказки).
  3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки «Золотой ключик, или Приключение Буратино» А.Н.Толстого).
  4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Доктор Айболит» из одноименной сказки К.И.Чуковского).
  5. Отмою всё! («Мойдодыр» из одноименного произведения К.И.Чуковского).
  6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. («Гуси-лебеди» русская народная сказка).

Ведущая: про этот конкурс я скажу: «есть страна чудесная….»

Игровое упражнение с элементами арт-терапии «Уронило солнышко лучик золотой» . На больших листах воспитатели рисуют солнышко, родители губками закрашивают круг солнышка, а дети пальчиками дорисовывают лучики

Ведущая : в нашей школе есть и иностранные языки, русские сказки дружат со сказками разных народов. Вот иностранцы и прислали нам разные пословицы, но я ни одной не поняла, помогите люди добрые

Переведите пословицу , поговорку на русский язык:

  • «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
  • «Красота сердца дороже красоты лица» (япон.) – «Не будь складен, а будь ладен», «Не ищи красоты, ищи доброты».
  • «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза – зеркало души».
  • «Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.) – «Из огня да в полымя».
  • «тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведет».
  • «Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.) – «На безрыбье и рак рыба».
  • «Молчаливый рот – золотой рот» (нем.) – «Слово – серебро, молчание – золото».
  • «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Ведущая: ну всё вы знаете, как же мне вас перехитрить? А придумала я вам кино покажу, в нём много сложных вопросов, жури пусть внимательно следит за ответами.

Презентация « викторина по сказкам »

Проводится подведение итогов конкурса.

Ведущая: Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: « Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи, донесли до нас столько интересного, красивого, мы тоже не позволим сказке исчезнуть, уйти в небытие.

Видеопрезентация «В мире сказок»

Опыт работы показал : с использованием таких нетрадиционных мероприятий позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в образовательном процессе (помогают во время экскурсий, пополняют видеотеку, участвуют в организации развивающей среды), 55% семей принимают активное участие в организации досуга. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 80% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; увеличилось число родителей-лидеров; выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Приложение:

1. Видеоклип "В мире много сказок"

2. Видеоклип "Сказочная Русь"

3. Презентация 10 Мб

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки «В гостях у сказки»» (средняя группа)

Проект: создание книжки-малышки «В гостях у сказки».

Тип проекта: творческий.
Проект: индивидуальный, семейный. Предполагается активная помощь родителей. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.
Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».
По срокам: краткосрочный, рассчитан на одну неделю.
Актуальность проекта: Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой:
недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям.

Замена книги на мультфильмы и компьютер.
Введение в мир искусства и систему теоретических знаний о книжках-малышках вооружит участников проекта художественными умениями и навыками в данной области. Приобретённые навыки помогут развитию интереса к художественной литературе воспитанников.
Цель проекта: пробуждение интереса к книгам путём создания книжки-малышки.
Задачи проекта: Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.
Этапы работы над проектом:
Работа с родителями: Формулирование и принятие цели работы;
На занятии была предложена тема: найти, прочитать и принести в группу книжки серии «книжки-малышки». Просмотрев те книжки-малышки, что принесли воспитанники, пришли к выводу: эти книжки интересны детям 4 -5 лет. Решили сделать свои книжки-малышки.
Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, в начале проекта воспитатели провели с родителями диагностику «Что вы читаете дома с ребенком?». Родителям предложено совместно со своими детьми оформить изо выставку «Мои любимые сказки».
Совместная деятельность родителей и детей: оформление и выставки «Книжки малышки своими руками».
Предполагаемые результаты: создание книжки-малышки «В гостях у сказки» .
Презентация книжки-малышки. По итогам работы проводится выставка. Данный вид работы способствует формированию процессуальных и результативных мотивов, элементарных приёмов совместной деятельности. Интерес поддерживается за счёт того, что дети воспринимают всё как игру и видят результат своей работы.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто